ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ ДОСУГА
В формировании личности молодого человека значительную роль играет культура, так как именно она, в отличие от генетических механизмов наследования, выступает средством социального наследования информации, своеобразной «социальной памятью» общества. О диалектике взаимосвязи и взаимовлияния культуры и личности обстоятельно и аргументированно пишет Э.В. Соколов: «Культура и личность - не рядоположенные, не внешне, а внутренне соотносящиеся друг с другом понятия. Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет собою личность. Индивид в той мере личность, в какой он приобщен к общественной жизни и культуре, в какой его естественные потенции, его действия, чувства, мысли наполнились социально-значимым содержанием и приобрели культурную форму. С другой стороны, культура жива до тех пор, пока она составляет неразрывное целое с индивидуальной и общественной жизнью, пока она одухотворяет собою личность и человеческие отношения. Жизнь и развитие культуры воплощены в сложном, приобретающем порою драматический характер взаимодействии личностей - носителей культурных ценностей и идеалов. Становление высших духовных форм культуры есть одновременно процесс развития творческих личностей, создающих эти формы» [177, С. 3-4]. Изучение процесса становления личности показывает, что влияние социальной среды на жизнедеятельность человека опосредованно различными формами культуры. Л.А. Гордон и Э.В. Клопов отмечают, что самые глубокие, коренные социально-экономические процессы отражаются в повседневном поведении не прямо, но через предварительное изменение культуры [29, С. 277]. Объяснение этого факта, на наш взгляд, состоит в том, что в эмпирической реальности культурные и социальные структуры не существуют раздельно. В реальной действительности всякий конкретный факт социума является социокультурным. Иначе говоря, понятие «социокультурное», содержащее социальные и культурные компоненты в нерасчлененной форме, является отражением процесса реальной жизнедеятельности людей. Человеческая жизнедеятельность разворачивается в условиях, которые созданы результатом предшествующей деятельности людей, т.е. в некоторых социокультурных условиях. Социокультурную среду личности можно рассматривать как своеобразный личностный срез, заключающий в себе единство общего, особенного и единичного в конкретно-исторической интеграции общественных условий. Представляя собой результат активного взаимодействия объективных и субъективных факторов, социокультурная среда личности отражает, в сущности, объективное состояние общественных условий, в которых реализуется жизнедеятельность личности. Поэтому анализ социокультурной среды личности должен строиться на основе сочетания внешних условий с внутренним состоянием личности, т.е. на основе взаимодействия по схеме «социокультурные условия - личность». В этой связи для нас интересны некоторые результаты социологического исследования Л.А. Гордона и Э.В. Клопов а, в которых прослеживается достаточно прямая взаимосвязь низкого уровня культуры и образования с «патриархальным» образом жизни со всей его ограниченностью [29, С. 281-282]. Этот факт объясняется, на наш взгляд, тем, что хотя такой тип быта и образ жизни сформировались в неблагоприятной социокультурной среде, но они закрепились в системе ценностных ориентаций семьи в виде традиций и привычек. В таком случае немногочисленные культурно-досуговые возможности городской жизни остаются как бы за рамками социокультурной среды, оказывая на личность минимальное влияние. Этот факт свидетельствует об относительной автономии социализированной личности по отношению к социокультурным условиям. Молодежь не только испытывает на себе влияние культуры, но в различной мере осваивает и творит ее. Процесс же освоения культуры различными возрастными и социально-профессиональными группами молодежи зачастую осуществляется сложно и противоречиво. Эти сложности и противоречия С.Н. Иконникова объясняет целым рядом причин. «В молодом возрасте, - пишет она, - человек стремительно осваивает различные пласты культуры, его влечет неизведанное. В силу этого культурное развитие нередко идет вширь, вовлекая в орбиту духовных интересов историю и современность. На этом пути возникает опасность дилетантизма, поверхностного знания, неумения соединять увлечения с внутренним духовным напряжением, последовательной, кропотливой и повседневной работой. Найти себя в мире культуры, определить свои интересы - задача чрезвычайной сложности» [68, С. 60]. Имеющий еще место «дефицит» культуры, низкий культурный уровень молодежи отрицательно сказывается на ее духовном развитии, а в конечном итоге - тормозит процессы реформирования всех сфер жизнедеятельности нашего общества. Сегодня уже никто не отрицает того факта, что в современном обществе наряду с традиционными формами функционирования культуры сложилась достаточно разветвленная молодежная субкультура, носителями которой являются различные молодежные группы, отличающиеся определенной социально-психологической направленностью, характером групповых ценностей и особенностями проведения досуга. Отличительными чертами молодежной субкультуры являются мода, символика, жаргон, манеры общения в кругу сверстников, увлечения современной «рок-музыкой», общение в дискотеках, нравы и вкусы, занятия спортом, участие в неформальных объединениях. Источники возникновения молодежной субкультуры самые различные, А.С. Запесоцкий выделяет четыре основных источника, которые, на наш взгляд, отражают сущностные первопричин возникновения молодежной субкультуры: 4. «Игровая» природа человека, пик проявления которой выпадает на детский, подростковый и молодежный возраст. Игра является одним из центральных элементов субкультурного (и контр-культурного) сознания и стиля поведения молодежи, формой проявления и утверждения субъективности, способом самозащиты индивидуальности, средством освобождения от действительности, от власти социальных условностей. Разрушая и ниспровергая привычные и узаконенные стереотипы образа жизни, мысли, игровое поведение в то же время восполняет и компенсирует реальность, создавая новую культурную реальность - новые смыслы, ценности, мифы, роли, отношения. 5. Кризис социализации, обусловленный рассогласованием путей и сроков достижения физиологической духовно-интеллектуальной, нравственно-политической зрелости личности и создающий объективные предпосылки для субкультурной активности вступающих во «взрослую жизнь» поколений. Кризис социализации обостряет проблему «отцов и детей». Немалую роль в этом играет степень социальной pi культурной идентичности и самобытности молодежи, определяемая общим для молодежной группы и отличным от общества в целом характером восприятия и усвоения норм и ценностей культуры. 6. Разрушение механизмов культурной преемственности. Субкультурные явления рождаются в результате своеобразного «сбоя» в работе механизмов трансляции социокультурного опыта, что негативно сказывается на содержании и формах индивидуального освоения культуры, приводит к утрате культурной целостности, дисбалансу процессов изменения и сохранения культуры и в итоге находит выражение в форме конфликта «отцов и детей». 4. Дезинтегрированность культуры как результат усиления В молодежной среде сформировались различные модели субкультур. Социологи В.А. Бобахо и СИ. Левикова из их множества выделяют три наиболее распространенные модели субкультур: Первую из них олицетворяют группы молодых людей, занимающихся мелким бизнесом. Такие группы, как правило, образуются в интересах осуществления деловых операций и для проведения свободного времени. Они ориентированы на легкое добывание денег и «красивую жизнь». Их характеризуют беспринципность, деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. В области нравственности им присущ моральный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями. Вторая модель опирается на вульгаризированные псевдосоциалистические идеалы, окрашенные уголовной романтикой, и проявляется в деятельности люберов, гопников и тому подобных групп. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповеданием культа физической силы, ярко выраженной криминальной направленностью. Основу деятельности таких групп составляют рэкет, спекуляция. Группировки подобного толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием. Описанные выше молодежные объединения в условиях политической нестабильности представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом и в любой момент могут стать инструментом в деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации. Третья субкультурная модель представлена так называемыми «яппи» и «неояппи». Это выходцы из средних и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение в будущем нормальной жизни для себя (материального достатка) и на продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимой предпосылки достижения цели. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни. Поэтому среди них пользуются спросом практические образовательные курсы. В манере одеваться их отличают деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. «Яппи», как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление «делать» деньги и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов. Им свойственны технократические установки и своя собственная субкультура с весьма дорогостоящими материальными атрибутами [13, С. 35-45]. Следует иметь в виду, что одни и те же формы девиантного поведения молодых людей характерны для различных образов и стилей жизни. В то же время носителем субкультуры может быть относительно локальное сообщество (субкультурные группировки рокеров, футбольных фанатов, металлистов, которые, как правило, объединены общим интересом и выражающей его внешней символикой). Какие-то образцы социально-негативного поведения (употребление наркотиков или проституция) реализуются и на индивидуальном уровне. В этом случае носители таких образов жизни не представляют целостности ни организационно, ни социально -психологически, поскольку сам образ жизни скорее разъединяет, чем консолидирует их. Уровень приобщения молодежи к культурным ценностям прошлого и настоящего, к сожалению, чрезвычайно низок. Отсюда поверхностная информированность о явлениях культуры, что нередко позволяет слыть в кругах малообразованных людей эрудитом. О снижении уровня духовности в обществе свидетельствует расширяющаяся социальная база невежества, которое наносит огромный ущерб и обществу, и государству, и личности. В.Т. Лисовский выделяет несколько моделей этого явления: маниловщина (слепая вера в нереальные идеи и планы); максимализм (невежественное следование надуманным лозунгам, не подкрепленным реальными действиями); кумиромания (страсть к поклонению «харизматическим личностям», которым, якобы, нет альтернативы); уничижительство (т.е. стремление видеть в прошлом и настоящем страны лишь плохое, изображать все в черных красках); экстремизм (стремление найти врага, на которого можно было бы свалить причины всех бед, нетерпимость к инакомыслию); русофобия (когда в качестве объекта неприязни выступают русские) [114, С. 149-150]. Научно-педагогическую общественность беспокоит так называемая американизация сознания, быта и поведения значительной части молодежи. Российская молодежь оказалась оторванной от истоков своей культуры. В то же время экспансия ценностей моделей западного образа жизни существенно модифицировала духовное ядро отечественной культуры. Современная молодежь находится в ситуации «культурного плюрализма». В результате активно навязываемого суррогата иных культур, продуктов массовой культуры, энергичных проповедей «новых миссионеров» общественная идеология представляет собой случайный набор разнообразных и противоречащих друг другу политических, идеологических и религиозных идей и мифов. Установка на западный образ жизни, на подражание американской культуре и цивилизации повлекла за собой иноземное словесное нашествие на русский язык. Даже русская интонация подверглась чужеземной муштре. Поблекло звуковое многоцветье, гибнет мно-гострунность русской речи. По заученным небогатым интонационным моделям английского языка чеканят свои звуковые тексты дикторы и комментаторы радио и телевидения, а вслед за ними -великая сила примера - многомиллионные слушатели, в первую очередь молодежь. Кажется порой, что служители радио и телевидения - сплошь подданные иноземных государств, наспех переученные с английской речи на русскую. И даже названия телепрограмм выдают их глухоту к русскому слову: «Телемикст», «Евро-микс», «Телетайп», «Поп-магазин», «Бомонд». Интервенция иностранных слов - роковое следствие «вестернизации» нашей российской действительности, оказывающей пагубное влияние на духовное развитие молодежи, на ее субкультуру. Под воздействием этой интервенции многие молодые люди изобретают свой слэнг, жаргон, особую лексику и на таком непонятном языке общаются друг с другом. Особого внимания заслуживает анализ увлечения молодежи рок-музыкой. Социологические и психологические исследования показывают, что увлечение рок-музыкой - это образ жизни подростков, юношества и части молодежи, и они встречают агрессивно любые попытки вмешательства в этот мир. Многие молодые люди - поклонники рок-музыки отрицают серьезное искусство, особенно классическую музыку, считая, что «только року принадлежит настоящее и будущее, а все остальные виды искусства должны исчезнуть». Причем рок-музыка рассматривается ими чуть ли не как «главный рычаг прогрессивных изменений в обществе» [113, С. 80]. Анализируя сущность молодежной культуры, З.В. Сикевич справедливо, на наш взгляд, замечает, что с одной стороны, молодежная культура является зеркалом культуры общества с присущими ему ценностями, мировосприятием, социокультурными установками, с другой - она всегда есть большее или меньшее отрицание общепринятых позиций, хотя бы в силу генерационных особенностей, и в этом смысле элементы контркультуры закономерно присутствуют в содержании культуры поколения в целом [169, С. 10]. Характеризуя диалектику отношения различных поколений и возрастных групп молодежи к культуре, З.В. Сикевич делает верный и обоснованный, на наш взгляд, вывод о том, что молодежная культура - это прежде всего возрастная ассимиляция, переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время это и культура определенного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект [169, С. 195]. Иной аспект сущности и природы молодежной культуры исследует американский социолог Ч.Бидуэлл, который считает, что молодые люди в современных обществах склонны скорее принимать, чем отвергать, ценности и критерии взрослых. «Это тяготение к культуре взрослых, - подчеркивает он, - должно еще более усиливаться, благодаря господствующему положению взрослых и их учреждений. Тем не менее молодежная культура не является точной копией культуры взрослых. Зависимое положение и затянувшаяся пора юношеских ожиданий побуждают молодых людей выделять среди всего диапазона ценностей и стилей поведения взрослых лишь те, которые наилучшим образом помогают им справляться с напряжениями их противоречивого статуса. То обстоятельство, что сама культура взрослых отличается разнообразием, увеличивает ее способность служить почвой для достаточно хорошего приспособления молодых людей различного социального происхождения, с различными возможностями и интересами к молодежному статусу» [11, С. 309]. Отражая общие тенденции культуры общества, современная молодежная субкультура, тем не менее, утрачивает устойчивые связи с некоторыми корневыми особенностями народной культуры, с лучшими традициями «деревенской» и «городской» культуры. Здесь уместно вспомнить, что прежде всего для каждой культуры характерно свое восприятие пространства, времени, личности. «Деревенская» культура, формирующаяся на «базе» естественных природных циклов (с которыми связаны сельскохозяйственные работы), отличается, как показала И.З. Заринская, цикличным восприятием времени, замкнутостью, центричностью пространства, растворенностью личностного начала в общинном сознании [53, С. 34]. Отсюда основополагающими ценностями этой культуры являются ценности постоянства, устойчивости, определенности, следования социальной норме. Это гомогенная культура с преобладанием стабилизирующих функций над инновационными. Значительную роль в «деревенской» культуре играл многовековой опыт «народной» педагогики, концентрировавший все лучшее в воспитании новых поколений, в приобщении их к труду, к нравственным нормам. В современной субкультуре молодежи села многие ценности «деревенской» культуры утрачены. Причин тому много. К некоторым их них можно отнести забвение исконно народных обычаев и традиций, стремление идеологизировать их и подвести под средний стандарт. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения Л.Л. Шпак: «... волевое насаждение городских форм общения, - пишет она, - организация досуга и всей социально-культурной среда привело, как известно, к деформациям сельского образа жизни, свертыванию исконно народных традиций духовного уклада деревни. В последние годы приходится тратить немало усилий на возрождение специфически деревенского духа жизни. На наш взгляд, - подчеркивает она, - не следует искусственно продлевать отжившее в сельской социально-культурной среде, если оно становится консервативным фактором, но и не следует проводить политику, способствующую унификации духовной жизни деревни и города, как это было при методах администрирования в сфере культуры» [218, С. 164-165]. Иное восприятие пространства, времени, личности сложилось в «городской» культуре, которая в большей мере вошла в содержание субкультуры городской молодежи. Креативность «городской» культуры требует развитого личностного начала. Время горожанина линейно, оно включает в себя равно ценности прошлого, настоящего и будущего; у горожанина развито чувство исторической перспективы, его мышление формируется как мышление «вероятностное» и рефлектирующее. Горожане зачастую проявляют большую социально -культурную активность, чем сельские жители. Минские социологи И.Н. Андреева, Н.Я. Голубкова и Л.Г. Новикова заметили, что субкультурная активность молодежи характерна, главным образом, для больших городов. «Это не случайно, - отмечают они, - поскольку именно город представляет обилие социальных связей, а, следовательно, и реальную возможность выбора, лежащую в основе субкультурной активности молодежи» [2, С. 51-52]. Однако действительный выбор поведения индивида зависит от специфики той социокультурной микросреды, в которую он включен. Говоря о природе современной молодежной субкультуры, следует иметь в виду, что мы имеем дело с неким закономерным социокультурным процессом, причины и корни которого кроются в специфических условиях социализации молодежи, создаваемых современной технологической цивилизацией. На сегодняшний день наиболее полной и адекватной, на наш взгляд, интерпретацией молодежной субкультуры является точка зрения, предложенная С.Лемом [111, С. 56-57]. В рамках его интерпретации молодежная субкультура предстает как закономерное явление вторичного культурогенеза в обществе, чьи производительные силы достигли уровня развития, гарантирующего почти «автоматическое» удовлетворение первичных витальных и социальных потребностей подавляющему большинству его членов. Модель С.Лема привлекательна тем, что позволяет рассматривать молодежную субкультуру не как некое массовое «отклонение» в поведении целого поколения, а как имманентный феномен культурно-исторического процесса, с необходимостью возникающий в обществе, быстро достигшем материального изобилия, но не выработавшего еще соответствующих механизмов социального гомеостаза. Воздействие молодежной субкультуры на духовный мир, на потребности юношей и девушек осуществляется неравномерно. Именно поэтому с социально-педагогической точки зрения не оправданы попытки не замечать молодежную субкультуру, считать ее не существующей, оказывать влияние на молодежь помимо и без учета ее воздействий. Еще хуже, когда применяются силовые методы в попытке напрямую или косвенно подавить ее идеологическими средствами или видоизменить ее, забывая при этом, что молодежная субкультура возникает и существует только как форма самостоятельности, независимости, самоорганизации своей молодежной среды. И здесь уместными могут быть только корректные психолого-педагогические воздействия. В этой связи весьма актуальны выводы А.С. Запесоцкого о корректной и продуманной социальной регуляции деятельности самодеятельных молодежных движений как одной из важных сфер молодежной субкультуры: «Самодеятельные молодежные движения как объект культурной политики, - пишет он, - требуют весьма деликатных способов и методов социальной регуляции. Отметим некоторые из них: привлечение лидеров к участию в социально-культурных акциях, включение их в существующие властные структуры, создание условий для институциализации движений, т.е. содействие их организационному оформлению и получению статуса юридического лица (организация в таких случаях обычно снижает пафос протеста и нигилизма, что открывает дополнительные возможности для регулирования). Известно, что разрушительную энергию молодежных контркультурных движений частично можно «снять» их институциализацией, «демонстративным» признанием со стороны общества. Неинституциональные культурные образования после выхода «из подполья» теряют энергию развития, поскольку их природа - сугубо оппозиционна, их смысл - «быть против» [50, С. 181-182]. Ряд исследователей справедливо, на наш взгляд, считают, что субкультурная активность молодежи наиболее полно проявляется в сфере досуга. Об этом пишет С.Н. Иконникова: «Молодежная культура проявляется главным образом в сфере досуга, мало затрагивая трудовые и семейные отношения. Это своеобразная культурная автономия, которая выполняет функции социализации личности, формирования духовного мира. Известная культурная обособленность, отражающая специфику интересов в молодости, еще не составляет проблемы. Общество не должно относиться к этим стремлениям молодежи с особой подозрительностью, а, наоборот, подходить с доброжелательностью, вниманием и сотрудничеством» [68, С. 62]. Аналогичной точки зрения придерживаются минские социологи И.Н. Андреева, Н.Я. Голубкова, Л.Г. Новикова, которые считают, что разрыв между официальной идеологией и реальной социальной практикой породил отчуждение молодежи от институциональных ценностей, и это «толкало» ее в область досуговой деятельности, где идеологическое давление было слабее и оставалась возможность для создания альтернативных ценностей. В результате за годы застоя ориентация молодежи на реализацию себя преимущественно в досуговых формах деятельности приобрела устойчивый и традиционный характер, она продолжает сохраняться и теперь, когда многие социальные запреты сняты [2, С. 51]. Анализируя причины повышенной субкультурной активности молодежи в сфере досуга, минские социологи делают однозначный вывод: «Ее социальная «невостребованность» в более значимых областях деятельности обернулась повышенной субкультурной активностью именно в сфере досуга, ибо здесь она могла сколько угодно «отклоняться», нащупывая свои пути оптимального вхождения в существующие общественные отношения, во «взрослую» культуру» [2, С. 50]. Исследования молодежи разных стран дают один и тот же результат: труд, отношение к труду перестают быть главной жизненной ценностью [220, С. 37]. В нашей стране в настоящее время труд как важнейший социальный институт перестал выполнять присущие ему функции обеспечения материального благосостояния работника и его семьи, накопления богатства общества, функции развития личности и консолидации общества. Кризис ■ труда в нашей стране нередко усугубляется управленческой некомпетентностью властных структур в центре и на местах. Между тем, пропаганда пытается убедить молодых людей, что не упорная учеба и добросовестный труд, а его величество случай, умение делать деньги могут дать человеку обеспеченную жизнь. Не случайно телевизионный экран заполнен «счастливыми случаями», «лотто-миллионами», «полями чудес» и т.п. Утрата смысла труда у молодежи ведет к ее переориентации на сферу досуга, который становится сферой поиска смысла жизни, пространством личного самоутверждения. В свою очередь, это расширяет функции досуга - сегодня он является тем социальным пространством, где рождается молодежная субкультура, вызревают альтернативные политические движения, реализуются социальные инициативы. Целостный образ жизни молодежи не может быть полностью понят и осмыслен без анализа взаимосвязи между такими важными сферами ее деятельности, как работа и досуг. С педагогической точки зрения это важно потому, что мы можем диагностировать направленность личности молодого человека в различных сферах социальной практики. Индивиды, по мнению социологов и психологов, обнаруживающие различные типы направленности (на профессиональную деятельность, семью, спорт), чаще всего оказываются в равной мере более включенными pi активными как в работе, так и в досуге по сравнению с теми, у кого нет четкой направленности. Об этом свидетельствуют результаты исследований психолога Б.И. Додонова: «Действительная гармоничность человека не может быть результатом простого развития всех его свойств, потребностей, сторон. Это бы давало «личностей» без своего лица, похожих друг на друга, как медные пятаки. И такие личности оказались бы, вопреки поверхностным представлениям, как раз дисгармоничными, ибо неизбежно обладали бы разнона-правленностью влечений, заставляющей вспомнить крыловскую басню о Лебеде, Раке и Щуке. Считается, что гармоническое развитие личности дает о себе знать просто в том, что она проявляет себя «почти в одинаковой мере» во всех доступных ей видах деятельности, в то время как истинно гармоничной является лишь личность, у которой всесторонность сформировалась на основе ярко выраженной направленности» [36, С. 259]. Изучая связь характера труда с внепроизводственной деятельностью и констатируя наличие этой связи, О.И. Шкаратан и его коллеги обнаружили отсутствие четкого соответствия характера труда и внепроизводственной деятельности: во всех группах характера труда представлены почти все типы внепроизводственной деятельности, хотя и в разных пропорциях [217, С. 104-110]. Методологическим ориентиром в изучении взаимосвязей работы и досуга могут быть исследования группы социологов, руководимой В.А. Ядовым [184, С. 109-110]. При обследовании инженеров и рабочих в качестве показателя направленности интересов в сфере работы и досуга им предлагалось выбрать одно из следующих суждений: 1. Без своей работы я себя не мыслю, а досуг рассматриваю как второстепенную, подчиненную отрасль (Р+). 2. На работе я чувствую себя на своем месте, а когда выдается свободное время, тоже в общем нахожу, чем заняться (Р+ Д+). 3. И досуг, и работа для меня одинаково важны: то и другое доставляет примерно равное удовлетворение (Р+ Д+). 4. Работа, пожалуй, не удовлетворяет меня полностью, но и о досуге я могу сказать то же самое (Р- Д-). 5. Своей работой я в общем доволен, но истинное удовлетворение мне доставляют занятия на досуге (Д+). 6. Пожалуй, жизнь дня меня только и начинается после работы (Д+). досуга и место досуга в молодежной субкультуре, мы использовали вышеназванную методику и получили следующие результаты. По массиву молодежи, работающей в сфере индустриально-промышленного производства. N - 1300 1.Без своей работы я себя не мыслю, а досуг рассматриваю как второстепенную, подчиненную отрасль 17%. 2.На работе я чувствую себя на своем месте, а когда выдается свободное время, тоже в общем нахожу, чем заняться - 19%. 3.И досуг, и работа для меня одинаково важны: то и другое доставляет примерно равное удовлетворение - 20%. 4.Работа, пожалуй, не удовлетворяет меня полностью, но и о досуге я могу сказать то же самое - 16%. 5.Своей работой я в общем доволен, но истинное удовлетворение мне доставляют занятия на досуге - 15%. 6.Пожалуй, жизнь для меня только и начинается после работы - 13%). По данному массиву опрошенных видно, что лидирующее положение занимает та группа молодежи, у которой направленность интересов в целом сбалансирована и на труд, и на досуг. На втором и третьем местах оказались те группы молодежи, у которых сфера досуга при всей ее значимости занимает, тем не менее, подчиненное место. Что же касается направленности интересов молодежи преимущественно на сферу досуга, то она занимает последнее место. Сама молодежь, работающая в сфере индустриально -промышленного производства, объясняет сложившуюся структуру направленности интересов тем, что значительную часть свободного времени зачастую приходится использовать на дополнительные заработки, так как прожить на одну зарплату в наше время практически очень трудно. По массиву молодежи, работающей в аграрном секторе производства. N - 700 1. Без своей работы я себя не мыслю, а досуг рассматриваю как второстепенную, подчиненную отрасль - 17%. 2. На работе я чувствую себя на своем месте, а когда выдается свободное время, тоже в общем нахожу, чем заняться - 16%. 3. И досуг, и работа для меня одинаково важны: то и другое доставляет примерно равное удовлетворение - 19%. 4. Работа, пожалуй, не удовлетворяет меня полностью, но и о досуге я могу сказать то же самое - 20%. 5. Своей работой я в общем доволен, но истинное удовлетворение мне доставляют занятия на досуге - 14%. 6. Пожалуй, жизнь для меня только и начинается посте работы - 14%. разочарование не только от работы, но и от досуга. Используя методику интервьюирования в целях углубленного анализа данной ситуации, выяснилось, что около одной трети опрошенных затруднилось четко сформулировать свои жизненные идеалы и ближайшие планы. Причинами тому являются, на наш взгляд, изменение сложившегося сельского уклада жизни, активное внедрение новых форм хозяйствования без должной профессиональной и психологической подготовки молодежи села, недостаточная адаптация части сельской молодежи к новым социально-экономическим реалиям. Мы согласны с точкой зрения А.Э. Мурзина, который считает, что «становление фермерского хозяйства взрывает весь порядок вещей, сложившийся в сельскохозяйственном комплексе, включая социальные отношения, психологические стереотипы, образ жизни» [134, С. 14]. Что касается неудовлетворенности молодежи села сферой досуга, то сама молодежь объясняет это не только слабой материально-технической базой учреждений культуры, но и рутинным содержанием культурно-досуговой деятельности клубов, Домов культуры, библиотек, недостаточным уровнем квалификации работников культуры. По массиву студентов технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов. N - 650 1. Без своей учебы я себя не мыслю, а досуг рассматриваю как второстепенную, подчиненную отрасль - 14%. 2. В ВУЗе я чувствую себя уверенно, а когда выдается свободное время, тоже в общем нахожу, чем заняться - 12%. 3.И досуг, и учеба для меня одинаково важны: то и другое доставляет примерно равное удовлетворение - 21%. 4. Учеба, пожалуй, не удовлетворяет меня полностью, но и о досуге я могу сказать то же самое - 13%. 5. Своей учебой я в общем доволен, но истинное удовлетворение мне доставляют занятия на досуге - 20%. 6. Пожалуй, жизнь для меня только и начинается после учебы - 20%. Лидирующее место в этой группе занимает студенческая молодежь, у которой направленность интересов сбалансирована на учебу и на сферу досуга. Второе место по степени значимости занимает направленность интересов, связанная с досуговой деятельностью, в рамках которой эта группа молодежи получает наибольшие возможности для самореализации личностного потенциала (позиции 5, 6). Сами студенты этой группы ВУЗов в беседах с нами неоднократно подчеркивали, что недооценка ими досуговой сферы деятельности происходила, в основном, на младших курсах из-за отсутствия навыков самостоятельной работы, неумения планировать рабочее и свободное время, значительных учебных перегрузок. По массиву студентов университетов, педагогических институтов и институтов физической культуры. N - 550 1.Без своей учебы я себя не мыслю, а досуг рассматриваю как второстепенную, подчиненную отрасль - 14%. 2.В ВУЗе я чувствую себя уверенно, а когда выдается свободное время, тоже в общем нахожу, чем заняться - 13%. 3.И досуг, и учеба для меня одинаково важны: то и другое доставляет примерно равное удовлетворение - 20%. 4.Учеба, пожалуй, не удовлетворяет меня полностью, но и о досуге я могу сказать то же самое - 20%. 5.Своей учебой я в общем доволен, но истинное удовлетворение мне доставляют занятия на досуге - 17%. 6.Пожалуй, жизнь для меня только и начинается после учебы - 16%. В этой группе студенческой молодежи обнаружилась, пожалуй, самая сложная направленность интересов. Здесь в равной мере присутствуют не только баланс интересов к досуговой и учебной деятельности, но и разочарование в них. Сами студенты объясняют это не только глубоким разочарованием в идеалах и ценностях нашего общества, но и неудовлетворенностью содержанием образования, организацией молодежного досуга. Особую неудовлетворенность сферой досуга высказывали студенты педагогических институтов. В структуре этих ВУЗов преобладают студенты женского пола (до 65-70% от общего количества), что, безусловно, оказывает определенное влияние на организацию их досуга. К числу основных причин неудовлетворенности сферой досуга студенты педагогических институтов отнесли следующие: отсутствие мероприятий, проводимых совместно с другими ВУЗами, примитивное содержание и формы проводимых досуговых мероприятий, отсутствие необходимой материально-технической базы для проведения досуговых мероприятий в общежитиях. В целом по массиву выявились следующие основные тенденции: 1. Большая часть молодежи всех социально-профессиональных групп в равной мере оценивает важность и значимость в своей жизни и работы, и досуга, испытывая от них удовлетворение и ощущение полноты жизни. 2. На втором по степени значимости месте о
|