Понятие “культура”Социологическое наблюдение –представляет собой целенаправленную систематическую фиксацию особенностей, свойств, параметров социального процесса или явления.социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).анализ документов.социальный эксперимент; некоторые социально психологические методики (групповые тесты
48. Наблюдение - метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. + Позволяет изучать предмет в его целостности; Позволяет изучать предмет в его естественном функционировании; Позволяет изучать предмет в его многогранных связях и проявлениях. - Не позволяет активно вмешиваться в изучаемых процесс, изменять его; Не позволяет намеренно создавать определенные ситуации; Не позволяет делать точные замеры. Требует много времени. Трудно дать количественную оценку результатам. Сложно сравнивать разных людей по наблюдению.
49. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной.
50. Интервью – это целенаправленное общение, целью которого является получение нужной исследователю информации, направленность и содержание общения в интервью задается извне- целью и задачами социологического исследования. Документальные интервью направлено на выявление фактов, событий, действий респондента. Интервью мнений: выявление мнений, оценок, суждений. Экспертное интервью- ставятся специальные вопросы, четко предварительно отработанные, в том числе количественные и прогностические.
51. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.
52. Социологическое прогнозирование- одно из направлений социологических исследований, результатом которых является научное предвидение хода социальных процессов, изменений в системе общественных отношений, преобразования социальных объектов и их структур, динамического развития социальных систем. Выделяют два основные вида прогнозов - поисковые и нормативные. Поисковые, в основном социологические, прогнозы (изыскательские, исследовательские, трендовые и др.) - это такие разработки будущего состояния социальных процессов, систем и объектов, которые основаны на выявлении тенденций их развития, с помощью ретро- и интроспективных методологий, и пролонгировании этих тенденций при соблюдении определенных социально-экономических и политических условий. Нормативные, по преимуществу экономические, прогнозы разрабатываются на основе заранее определенных, специально разработанных, изученных социальных целей, идеалов, норм, стандартов и т.п.
53. Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, катастрофическое загрязнение окружающей среды; глобальное потепление; озоновые дыры, Загрязнение морей и океанов, терроризм и тд.
54. Коэволю́ция — совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов.
Понятие “культура”. Человек живет в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие — лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий — культура. Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы). В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод о том, что уровень «духовного плодородия» человека, его «духовного гумуса» в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование, развитие творческих задатков. Образно говоря, древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве. Культура многогранна, и только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античная, средневековая и т.д.), о культурах различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддийской, исламской, христианской), культурах различных социальных и профессиональных групп (крестьянской, помещичьей, городской, сельской.) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.). Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения и в разнообразии самих подходов к ее определению (антропологический, философский и социологический). Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие "культура" относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой. Человек осознает себя культурным существом в той мере, в какой освобождается от власти внешних и первоначально еще чисто природных сил. Культура осознается, как то, что порождено, создано самим человеком в отличие от того, что существует независимо от него. В этом смысле можно сказать, что в открытии культуры нашло выражение осознание человеком своей зависимости от самого себя, от своей деятельности, от собственной творчески-продуктивной мощи. Этот вывод подтверждается историей самого термина "культура". У большинства лингвистов не вызывает сомнения, что оно произошло от латинского "сu1tuга" (возделывание, обработка, уход, улучшение). В классической латыни понятие "культура" употребляется, как правило, в значении обработки почвы земледельческого труда - агрикультура. Происхождение термина обнаруживает его связь с активной преобразующей деятельностью людей. В понятии "культура" фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. Культура также характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.
|