МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА
Морфолигия искусства как отражение динамики эстетических представлений от их зарождения до наших дней. Особенности представлений о морфологии искусства в античности. Морфология — это учение о строении мира искусств. Аристотеля: «Итак, искусство, как сказано, есть творческая привычка, следующая истинному разуму» (46, 143). И все же, постепенно, уже на стадии мифологического со знания, это первоначальное нерасчлененное представление о человеческой деятельности начинает уступать место новому ее пониманию. музы получили (по Гесиоду) четкую специализацию, символи зируя особенности некоторых видов, родов и жанров искусства. Так: Каллиопа стала музой эпоса; Эвтерпа — музой лирики; Мельпомена — музой трагедии; 12 Талия — музой комедии и сельской поэзии; Эрато — музой эротической поэзии и мимики; Полигимния — музой гимнической поэзии; Терпсихора — музой танца; Клио — музой истории; Урания — музой астрономии. Такова первая в истории эстетической мысли попытка осу ществить морфологический анализ искусства. Мы приходим, таким образом, к выводу, что в мифологии отражен исторический процесс формирования первых морфоло гически-эстетических представлений. Представления эти послужили исходным пунктом для антич ной философской эстетики. Два направления размышлений на морфологические темы должны быть здесь отмечены. 1. Все более четко осознавались границы мира искусств, род ство «мусических» и «технических» искусств — с одной стороны, 14 а с другой — отличие первых от наук и вторых от ремесел. Аристотель считал, что «Вообще же искусства частью завершают то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей». Аристотель же сформулировал основные принципы всякого морфологического анализа искусства. Согласно его принципам подражательные искусства различаются друг от друга в трех отношениях: средстве, предмете, способе подражания. В результате оказалось, что многообразие средств, которыми оперируют искусства, определяет различия видов – музыки, поэзии, танца, и т. д. Особенности предмета подражания порождают различия, которые мы сегодня называем жанровыми – трагедия, комедия, и т. п. Различие в способе подражания приводят в поэзии к тому делению, которое стало называться родовым – эпические, лирические, драматические рода. Средневековая эстетика не знала такого подхода к жанро вому членению искусства, т. к. все, что не обладало высшей — религиозной — ценностью, эстетика попросту не считала воз можным изображать. Она признавала, таким образом, только один жанр — религиозно-мифологический, и если в реальной практике средневековой художественной культуры мы находим и целый ряд других жанровых образований, то все они сущест вовали как бы «неофициально», игнорируемые господствующей эстетической доктриной. Правда, в преддверии Возрождения не которые теоретики, не связанные с церковью, ставили вопрос о разделении поэзии на трагедию и комедию, но это свидетель ствовало лишь о кризисе догматической средневековой эстетики и о прорастании новой, ренессансной концепции жанров В 17в. произошло разъединение искусства и ремесла. От слова art, означавшее «искусство» и «ремесло» одновременно, образовалось два производных artiste – художник, и artisan – ремесленник. Классицизм предъявлял основное требование к искусству – оно должно быть подчинено разуму. В этот историко-культурный период идея верховной ценности изобразительного искусства уступило место другому взгляду. Идеальной моделью искусства стала поэзия, а живопись должна была брать с нее пример. Многие теоретики классицизма признавали родство живописи и поэзии. М. Каган пишет: «Батте утверждал: общность живописи и поэзии так велика, «что их можно характеризовать совокупно, заменяя лишь понятия «поэзия», «фабула», «стихосложение» понятиями «живопись», «рисунок», «колорит».»». В XVIII веке теоретиками искусства большее внимание стало уделяться различию между этими искусствами. Об этом писали Шефтсбери «Суд Геркулеса», Ричардсон «Теория живописи» и другие. Аббат Дюбо в трактате «Критические размышления о поэзии, живописи и музыке» предложил семиотический принцип классификации видов искусств. Он говорит о том, что в отличии от поэзии живопись пользуется не «искусственными» знаками, а «естественными». Музыку Дюбо тоже рассматривает как своеобразную знаковую систему, где музыкальные звуки – «естественные знаки страстей». В XVII веке четко проводились разделения между жанрами. Известный теоретик классицизма Никола Буало в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» дает последовательную характеристику идиллий, эклоги, оды, сонета, мадригала, эпиграммы, сатиры, баллады, рондо, трагедии, комедии, эпопеи. Одним из правил эстетически полноценного творчества он объявляет чистоту каждого жанра, другим – утверждение их неравноценности. Рассматривая морфологию искусства структурно и исторически, Гегель выявил, что построение мира искусств не остается стабильным. В разные исторические эпохи роль и влияния каждого вида искусства переменчиво, но отнюдь не случайно. По Гегелю художественное сознание в процессе исторического развития проходит три стадии: символическую, классическую, романтическую. Закономерное историческое развитие – способ существования искусства. Морфологический анализ в советской эстетике. Из этого видна идея высшей ценности изобразительного искусства. О превосходстве живописи над другими видами искусства также говорил Леонардо да Винчи.
|