Студопедия — Иерархия времени
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Иерархия времени






Вр высших существ – вечность, сакральное, противопост профанному.

Вр героев – вр подвигов и странствий, количество времени опр качеством подвига.

Вр трикстера – вр провокаций, нестабильное вр.

Вр чудовищ – вечность, кот прерывается с появлением героя.

Священное время вечности и профанное время.

Тот и этот свет в мифе. Этот свет - чел в поднебесье. Тот свет - загробный мир. Временное и пространственное перемещение человека. Рай – место на небесах. Ад – место грешников.

Способы попадания на ТОТ свет: - по радуге, - восхождение на мировую гору, - по солнечному лучу.

Временные циклы. – большой – от космогонии до эсхатологии; - малый – о Б или людях, - созонно-каленарный, циклический – соотношение с природными циклами, - Божественная судьба – как прообраз человеческой; - сюжет о судьбе человека и человечества.

Судьба человека и человечества в мифе. Основные моменты человеческого существования в мифе. Определяется взаимоотношением с богами. Время людей в некоторых мифах отсутвует. В профаном времени бывают сакральные моменты – общение с богом. Ключевые моменты: - антропологизация, - договор Б и человека, - золотой век, - грехопадение, - смерть (как наказание) или бессмертие.

Синкретизм первобытной культуры.

Происхождение культуры. Палеолит и неолит в истории культуры. Неолитическая культурная революция. Культура неолитической архаики. Религиозно-сотериологический характер культуры древности. Мифоритуальное единство культуры. Ритуал и культура. Культ и аскеза. Магия и культура древности. Сущность и виды магии. Культурный статус мага. Панмагизм архаической культуры. Магия и рационализм. Мистика в культуре древности. Мистика и шаманизм. Порядок космоса и порядок социума в культуре неолитической архаики. Культурное значение письменности. Человек в культуре неолитической архаики. Рождение искусства: версии. Специфика и дискуссионность понятия «первобытное искусство». Проблема «первобытного реализма». Первобытный канон в искусстве.

На возникновение культуры повлияло:

Изобретение орудий труда и освоение огня

От греч. archaios– древний. Архаика – самый ранний культурный стиль древнейшего периода в истории человечества, охватывающего время от возникновения цивилизации вплоть до появления великих культур античного мира – древнеегипетской, древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой и др. Важнейшим условием возникновения и развития первоначальных культурных форм явился процесс исторического «взросления» и «возмужания» человека как социального и духовного существа. В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества (каменный век) включает палеолит (от гр. – древний и камень), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Указанное разделение было создано археологами и отражало отчасти идею о роли технологии в развитии человека.

Первоначальное состояние культуры носило синкретичный характер, т.е. представляло собой сплав искусства, мифологии, религии.

Палеолит. На протяжении 2 млн лет древние люди существовали неб. автономными сообществами, включавшими по 25 – 30 особей. Этот период ученый называют палеолитом, т.е. древним каменным веком. Одним из важнейших достижений было приручение, покорение огня. Человек занимался охотой и собирательством. На ее протяжении люди овладели простейшими приемами обработки камня, научились изготавливать первые искусственные орудия труда и войны. Формировалась характерная выразительность внешнего облика человека с присущей ему прямой осанкой, гладкой кожей, высоким лбом, развитыми кистями рук и т.д. Развивалась психика, обогащаясь человеческими, ментальными, эмоциональными и волевыми механизмами, способностями смеяться и плакать, тянуться к красивому и страшиться безобразному. Параллельно развивалась и совершенствовалась речь, шел процесс первоначального словотворчества, в ходе которого все, что окружает человека, стало приобретать названия, получать имена. Первыми опытами худ. творчества эпохи палеолита считают дошедшие до нашего времени наскальные рисунки в виде беспорядочных линий, начертанных камнем, костью или каким – то естественным красителем на стенах пещер. Также формой первобытного творчества явились изображения человеческой руки – контуры, создававшиеся при обводе ладони, приложенной к стене. С теч. времени ведущее место в палеолитической наскальной живописи стало принадлежать изображениям зверей и животных – быков, бизонов, мамонтов, оленей, лошадей, медведей.

В эпоху палеолита появляется настоящий человек – HomoSapiens. Увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются наконечники, сшитая одежда. Главной социальной инновацией было исключение из брачных отношений ближайших родственников (экзогамия). Появились род и семья. Наличие погребений говорит о существовании обрядов и верований. В эпоху позднего палеолита человек расселился по Европе, Азии, Африке и Америке. В это время, видимо, сформировались человеческие расы.

В мезолите, среднем каменном веке, переходном от палеолита к неолиту, появляются лук и стрелы, была приручена собака.

Неолит – это период перехода от присвающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, появилась глиняная посуда, прядение, ткачество. В этот период, (настолько важный для истории человечества, что произошедшие в это время радикальные перемены – переход к оседлому земледелию, скотоводству, развитому рыболовству и охоте, увеличение численности людей, рост продолжительности жизни, называют «неолитической революцией») в древнейших центрах (Иерихон и др.) появляются глинобитные дома, святилища. Обнаруженные рельефы и фрески свидетельствуют о высоком мастерстве. Практически повсеместно распространяется в этот период керамика, отличающаяся в разных местах орнаментом., глиняные фигурки людей и животных. Первобытная скульптура представлена большей частью фигурками женщин, высеченных из мягкого камня, известняка, из мамонтовой кости. Многочисленные женские статуэтки носили культовый характер, являлись святыней и воспринимались как обобщенные образы хранительницы очага, символ плодородия. Первые сооружения архитектуры – мегалиты – сооружения культового характера из грубо обработанных или нет больших каменных глыб (дольмены, менгиры, кромлехи). В недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки, театра и литературы. Человек, отправляясь на охоту на определенного животного, в танце воспроизводил его характер, подражал издаваемым им звукам и голосам природы (гремящий гром, падающие камни, льющаяся вода), имитировал метание копий и стрельбу из лука.

Первобытные воззрения основывались на анимизме (дух, душа) – наделении природных явлении й человеческими качествами. Наиболее древней формой религии является магия (волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Разновидностью магии является фетишизм (идол, талисман) – вера в сверхъестественные свойства вещей. В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся одушевленным, первобытный человек верил, что деревья, растения, животные обладают душами, подобными его собственной. Тотемизм – вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением и животным. Тотем – животное или растение, который считался предком – покровителем. Первые мифы тотемичны и рассказывают о возникновении человека и животных. Наиболее примитивный миф повествует о фантастическом происхождении людей от какого – либо животного или явления природы (молнии, облака и т.д.).

Первобытная культура послужила основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

 

Первобытная культура разделяется на исторические эпохи в соответствии с материалами из которых изготавливались орудия труда.

1.Поздний палеолит (40-10тыс.до н.э.)

2.Мезолит ( 10тыс - 6 тыс. до н.э.)

3.Неолит (6тыс - 4тыс. до н.э.)

1.Палеолит - У человека было ощущение при общении с космосом, ощущение полноты бытия. У человека не было своего «я». Внутри палеолита начинает создаваться культура.

Исключение из брачных отношений ближайших родственников. Появляется регуляция брака – род и семья. Сознание, речь, религия, искусство возникли в итоге мощного переворота эволюции. Исторически родовая община была матриархальной (т.е. построена на материнской основе), когда счет родства велся по линии матери, а мужчины переходили при заключении брака в род жены. Основным понятием общины были охота и собирательство, а впоследствии мотыжное земледелие.

Появились стрелы, копья, дротики, иглы для изготовления одежды. Возникли сооружения: землянки и наземные строения. Знакомство с огнем.

2.Неолит – Характерно стремление человека к правилам. Идеальные образы идеализируются, канонизируются. Возникают первые религиозные верования и культы. Появляется земледелие и животноводство (скотоводство), появление постоянных поселений, возникновение племен и народностей. Человек понял важность смены года, зависимость этого процесса с расположение светил на небосклоне. Появляются первые очень своеобразные календари, астрономические обсерватории. В неолите складывается культура Китая.

Культурный мир – это культурное пространство с которым общается человек. Человек по- прежнему сохраняет потребность в единении с миром и отождествляет себя с природой. Большая часть явлений природы перестала быть богами. Мифология трансформируется в религию.

От присвоения готовых продуктов природы посредством охоты, рыболовства и собирательства человек перешел к производству продуктов питания с помощью орудий труда. Главным итогом ее стало появление скотоводства, земледелия.

Усовершенствовалась техника обработки орудий труда: камень полируют, сверлят и при этом все шире используют его природные свойства. Возникновение ремесел. Изменения в экономике привели к оседлому образу жизни. Люди стали создавать предметы повседневной жизни по законам красоты. Преобладали не разрозненные изображения фигур животных, а связанные композиции и сцены.

Усиливается роль абстрактного мышления. Изображения более схематичны, геометричны. Так развивается прикладное искусство, где изображение и узор как единое целое. Господствующее место спиралевидные линии, геометрические фигуры, орнаменты и красочные сочетания цветов. Глина стала основой для расцвета зодчества. Мазаные и обожженные глиняные жилища, построенные из кирпича – сырца дома ближневосточных культур.

В неолитической архитектуре: росписи и орнаментальные украшения, на которых в основном изображались животные. Животные тогда выступали достойными соперниками человека, борьба с ними возвышала, дарила богатые эмоции.

Глубокое знание мира животных служило залогом благополучия, было вопросом жизни и смерти. В неолитической керамике- символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым возникла ритуальная посуда: антропоморфная (изобр-е человека), зооморфная (изобр-е животных).

Художники того времени уже неплохо умели передавать природные формы человеческого тела. На базе профессионального кузнечного ремесла сложилось ювелирное дело.

Люди приучили коз, овец, крупный рогатый скот, одомашнили собаку.

В мифе, в котором живут эти люди появляется структуризация пространства на свое, оберегаемое специальными символами, и чужое враждебное, грозящее несчастьями. Все узоры имеют символический характер. Узоры- розетки, кресты, спирали, многоугольники, прямые и волнистые линии.

Розетка-знак бегущего по небу солнца, треугольник- знак горы, волнистая линия – гора. Самая округлая форма гончарного сосуда символизирует круговорот времени и купол неба.

Появляются изображения вертикального строения мира – поярусно даются изображения птиц (символ неба), животных или человека (символ земли), змей, ящериц (символ подземного мира). Часто эти изображения помещаются на фоне «мирового древа», крона которого – символ неба, ствол- земля, корни – подземный мир.

Сосуды не расписаны – они покрыты узкими врезанными полосками, процарапаны треугольниками, елочками, ромбами. Образ мира воплощается с помощью монументальных каменных сооружений.

Искусство первобытности было сикретичным – слитность, нерасчлененность в нем основных форм художественного творчества – изобразительного искусства, драмы, музыки и пляски. Все формы были связаны с жизнью первобытного коллектива, трудовой деятельностью, обрядами, почитанием тотемических предков.

Сознание людей, живущих в мифе было чувственно-образным. В основе магии лежит – вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер.

Магия – самая древняя из форм первобытных верований. В ее основе лежит вера в сверхъестественную связь между реальными объектами или действиями. Это способ воздействия на вещи через мистическую сопричастность друг другу. Мистическая связь как орудие человеческой воли. Магические действия предполагают давление на предмет с целью достижения цели.

1.Тотемизм - вера в родство племени с тотемом (священное животное, считавшееся прародителем племени). В тотемизме отражается связь человека с природой. Тотемизм – вера в священных животных, амулеты.

2.Табу – запрет на убийство родственников. Запрет на кровосмесительство. Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, поступок. Нарушение карается Богом. После смерти душа переходит в тотем. Появляется церемония поедания тотема. Сила тотема переходит всему племени. Укрепляет кровно – родственные связи.

3.Фетишизм – поклонение конкретному предмету, вера в то, что в него может вселяться дух. Предмет приобретает функцию защиты, помощи, воздействия.

4.Анимизм- вера в существование души и духов как причины всех природных явлений и процессов. Любой элемент природы, в том числе и человек обладает душой – неким тонким невещественным образом, жизнь без которого невозможна. Душа самостоятельна, независима от тела, позволила мир делить на 2 части: реальный и потусторонний. В человеке 2 субстанции – телесная и духовная. Анимизм приводит к вере в богов. В первобытном сознании нет представления об отдельной личности

(коллективное сознание).

Душа - у людей, животных, растений. Душа владеет сознанием и волей, она является людям в виде призрака, отделенного от тела, но сходного с ним. Духи природы, духи вещей, добрые и злые духи требуют исполнения особых ритуалов и только в этом случае готовы помогать людям в их делах и заботах. На основе анимистических представлений возникли:

1.культы духов природы 2. культ предков.

5.Поклонение идолам, предкам, почитание старших, передача опыта.

Культ - совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное, обязательный элемент любой религии.

Ритуал - вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий в том числе и речевых. Выражает социальные, культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях ритуал служил главным выражением культовых отношений.

Ритуал:

- посветительные – перерождение

- очищение (огнем, водой, пост)

-благодарственные (человек и животное)

Человек благодаря ритуалам становится соучастником жизни. Ритуал способствует иллюзии гармонии.

Инициация (ритуал) – посвящение члена племени, при достижении определенного возраста в племя. Инициации – по возрасту, по полу. Проводят испытания, чтобы перейти в статус. Человек посвящается в сакральное племени. Людей делят на – посвященных и непосвященных.

Аскетизм – ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества.

Аскет – человек отшельник, отказывающий в жизненных удовольствиях.

1.Культ предка - предок, человек представитель общины. Культ совмещает в себе несколько культов. Предок, например – старейшина рода. Старейшина – человек, который прожил дольше всех, т.е. мог поделиться большим опытом, он считается вождем. (Культ вождей). Культу предков поклоняются многие народы, верящие, что умершие способны влиять на земную жизнь своих потомков и родственников. Для поддержания добрых отношений с умершими, живые совершают обряды, с целью умилостивить и снискать их расположение. После смерти – предок защищает племя, так считалось.

2.Погребальный культ – совокупность верований и обрядов, связанных с умершими. Были версии, что возникает страх перед смертью и в сзязи с этим – оплакивание. Захоронения:

-в земле

-на воде

-под водой (с камнем)

-копчение (иссушение тела)

-сожжение (кремация)

-ганибализм (поедание умершего)

Палеолит. Основным понятием общины были охота и собирательство, а впоследствии мотыжное земледелие. Неолит. Возникают первые религиозные верования и культы. Появляется земледелие и животноводство (скотоводство).

В основе магии лежит – вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом. Тотемизм - вера в родство племени с тотемом (священное животное, считавшееся прародителем племени). Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, поступок. Фетишизм – поклонение конкретному предмету. Анимизм- вера в существование души и духов как причины всех природных явлений и процессов. На основе анимистических представлений возникли: 1.культы духов природы 2. культ предков.. Культ - совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное, обязательный элемент любой религии. (КУЛЬТ ПРЕДКА, ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ) Ритуал - вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения. Аскетизм – ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества. Жертвоприношения – должны совершать только мужчины – потомки духа. Мистика – формируется на ранней стадии бытия. Основана на убеждении – общении человека с Богом. Шаман – человек, имеющий доступ в космос, посредник между человеком и Богом. Магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. В скульптуре часто изображаются «палеолитические Венеры» - изображения богини-матери с характерными тяжеловесностью и утрированностью форм...

Происхождение искусства неоднозначно:

1. Трудовая концепция (потребность выразить себя)

2. Коммуникативная (искусство как потребность в общении, общение – жесты пение танец

3. Теологическая (от бога)

4. Эстетическая версия (человек обладает врожденным стремлением к прекрасному)

5. Магическая концепция (истоки искусства в магических верованиях и обрядах)

6. Религиозная (иск. – как образ действительности сопровождающийся религиозными верованиями)

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 812. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия