Студопедия — Место мусульманской культуры в мировой культуре. Современные проблемы арабо-мусульманской культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Место мусульманской культуры в мировой культуре. Современные проблемы арабо-мусульманской культуры






Была создана арабскими племенами (от араб. — смелый наездник), населявшими Аравийский полуостров и находившимися на весьма примитивном уровне развития. В социальном плане арабы делились на две части: городское население, основным занятием которого была торговля, и кочевники-бедуины, разводившие верблюдов и другой скот. Религия доисламской Аравии была языческой, каждое племя верило в своего бога-покровителя, что не способствовало объединению арабов. В своих верованиях арабы обожествляли силы природы, небесные светила, камни, деревья, ручьи. Одним из таких оазисов была Мекка, где располагалось общеарабское святилище Кааба (буквально: куб). Она представляла собой небольшое квадратное здание, в стену которого был вмурован черный камень — метеорит, особо почитаемый всеми арабами.

Население Аравии в VIIв. жило в условиях разложения родоплеменного строя и формирования единого государства. И в этом процессе одним из факторов объединения многочисленных арабских племен в единое государство стала новая мусульманская религия — ислам. По-арабски «ислам» означает «покорность».

Основателем ислама стал арабский купец Мухаммед, реальное лицо. Он рано осиротел, его воспитывал дедушка, а затем дядя. В молодости был пастухом, а с 25 лет – занимался торговлей. Со временем М. стал больше интересоваться вопросами веры. В 610 г. он выступил с проповедью в Мекке и объявил себя пророком единого и всемогущего Бога Аллаха. Постепенно сложился культ и догматика новой религии, в основу которых легли проповеди Мухаммеда. После его смерти они были записаны его учениками и составили священную книгу мусульман — Коран. Основанная Мухаммедом мусульманская община стала религиозным и политическим центром объединения Аравии.

Полностью оригинальной религией ислам считать нельзя. Очевидно его родство с другими монотеистическими (признающими только единого Бога) религиями — христианством и иудаизмом, с которым арабы были знакомы и от которых заимствовали многие основные положения и догмы. Ислам признает свое родство с ними. Поэтому в Коране традиционные арабские верования переплетаются с легендами и мифами Библии, иудеи и христиане остаются для мусульман «людьми писания», данного Богом, но искаженного ими. Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) приняты мусульманами как предшественники пророка Мухаммеда. Считается, что истинное учение, дарованное Богом через этих пророков, было искажено людьми. Поэтому требовались новые пророки, которые должны были исправить ошибки. Так и появился Мухаммед, который донес людям истинную веру во всей ее чистоте.

Основу вероучения ислама составляют его так называемые пять столпов: вера в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда; ежедневная пятикратная молитва намаз; ежегодный пост в месяц рамазан — ураза; обязательная милостыня, налог в пользу бедных — закят; паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни — хадж. Интересно отметить, что чисто религиозной догмой является только первая, остальные касаются моральных и обрядовых предписаний. Так, с самого начала развития ислама определился приоритет развития исламского права (шариат) над собственно догматикой. Более того, ислам стал не просто религией, а принципами, организующими и объединяющими весь завоеванный быстро формирующимся арабским халифатом мир.

Ислам строго монотеистичен, но его монотеизм имеет свои особенности. Культ Аллаха включает в себя признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного Бога, от которого зависит жизнь и смерть всего живого. Весь мир своим существованием обязан воле Аллаха. Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни. Отсюда — человек в исламе не является самоценностью, как в христианстве. Его жизнь — не более чем пушинка в руках Бога, который является единственным безусловным и самоценным в мире.

Иррационализм мусульманского Бога влечет за собой неопределенность его внешнего облика. В этих условиях любое изображение божества воспринимается как покушение на религию. Не менее святотатственным представляется мусульманину также изображение людей и животных, так как это напоминает процесс сотворения, который доступен только Богу. Поэтому ислам запрещает изображение всех живых существ, что коренным образом повлияло на искусство Арабского Востока.

Из возникших внутри ислама течений наибольшее влияние на художественную культуру оказал суфизм — мусульманский мистицизм, до сих пор пользующийся большим уважением в исламском мире. В основе его лежал аскетический идеал, презрение к земным благам, стремление к мистическому слиянию с Аллахом. Внешне это находило свое выражение в ношении грубого плаща из овечьей шерсти — суфы, давшего название всему движению. Суфии отказывались от обязательных для всех мусульман обрядов и условностей (намаз и пр.), а заменяли их обрядом радения (коллективным молением с хождением по кругу) — зикром, который должен был способствовать слиянию с божеством, мистическому экстазу. Разные направления суфизма достигали этого как экстатическим трансом (например, доводя себя песнями и плясками до исступления), так и глубоким внутренним сосредоточением. Это был единственно подлинный путь познания Бога, так как ни разумное постижение его законов, ни строгое выполнение предписанных обязанностей не могли привести к желаемому результату.

Путь любви и мудрости, который проповедовали суфии, давал им. Идеи суфизма находили свое воплощение как в многочисленных философских и богословских сочинениях и в поэтических произведениях (рубай Омара Хайяма).

Языком новой формирующейся культуры с самого начала стал арабский язык. Поэтому процессы арабизации протекали неразрывно с ходом исламизации. Арабский язык был неразрывно связан с Кораном, так как священная книга мусульман была дана Мухаммеду именно на этом языке. И все мусульмане независимо от своего происхождения были обязаны знать, понимать и цитировать Коран на арабском языке. Это способствовало распространению этого языка, а также его развитию — арабский язык в течение неполного века из языка бедуинов Аравии превратился в официальный язык ученых и философов.

Арабы внесли серьезный вклад в мировую литературу и поэзию, создали прекрасные и оригинальные произведения искусства. Изобразительное искусство как средство выражения религиозных идей было исключено из сферы арабской культуры. Силу своего воздействия новая религия основывала на слове, а не на изображении живых существ. Поэтому главными святынями в ней стали не иконы и статуи, а старинные рукописи. Эквивалентами живописи и скульптуры в европейском искусстве у арабов стали каллиграфия и книжная миниатюра.

Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, которое было языком не только религии, но и поэзии, философии, науки Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами.

Бога в странах ислама изображать запрещалось, а можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве получил распространение геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого слова. Также широко было распространено в арабском мире искусство книжной миниатюры, обусловленное почтительным отношением арабов к книгам

В художественном наследии мусульманской культуры важная роль принадлежала произведениям прикладного искусства и художественных ремесел. На территории арабского халифата существовало много процветающих центров, в которых производилась керамика, оружие, изделия из металла и стекла, ткани. Все изделия декоративно-прикладного искусства отличались высоким вкусом и изысканной красотой — это и позволило ему занять важное место в истории художественной культуры.

Особой популярностью пользовались знаменитые персидские ковры, представляющие настоящее чудо художественного и технического мастерства, для изготовления которых требовался труд множества людей в течение долгих месяцев.

Стремление к отражению красоты и гармонии мира присуще и великолепной архитектуре Арабского Востока. Большой образной силой проникнуты как культовые (мечеть, минарет, медресе), так и светские сооружения — караван-сараи и крытые рынки, дворцы правителей и знати, укрепленные цитадели, городские стены с башнями и воротами, величественные мосты и т.д.

Основным культовым зданием является мечеть — место для молитвы. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, Укрепленный на пальмовых стволах. Классический тип арабской мечети, которую называют колонной или дворовой, представляет собой Прямоугольный участок, огороженный высокой стеной. Основным элементом композиции является двор, окруженный аркадой на колоннах я столбах.

Одни из лучших памятников мусульманской архитектуры стал дворцов ансамбль в эмирате Гранада — Альгамбра (от араб, аль-Хамра -красный). Задача зодчего Альгамбры заключалась в использовании всех доступных ему средств для создания роскошного, поражающего богатством своих интерьеров дворца, предназначенного и для пышных приемов, и для интимной жизни восточного правителя. В архитектуру дворца органично включены вода и зелень.

Сохранилось много мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц и увенчанных чаще всего куполом. Помимо культовых сооружений строилось также множество библиотек, больниц. Для всех памятников монументального зодчества свойственны четкость архитектурных форм, определенный абрис подковообразных и стрельчатых арок и куполов, богатство резного орнамента и надписей, а с определенного времени также узорная кладка из разноцветного камня.

При всем совершенстве архитектуры Арабского Востока в ней все-таки ощущался недостаток пластических жанров искусства. Их место заняла поэзия. Основным жанром арабской поэзии вVII—VIIIвв. стал панегирик как наиболее светский и легко превращаемый в политический инструмент. Очень популярна была у арабов любовная лирика, гимн любви и страсти, свободный от всяких религиозных.

К концу IXв. помимо поэзии и научных трактатов появилась проза. Именно тогда из устного народного творчества родились знаменитые новеллы «Тысячи и одной ночи».

16. Арабо-мусульманская художественная культура.

Арабо-мусульманская художественная культура и эстетические принципы ислама. Соотношение религии и искусства. «Золотой век» арабской цивилизации и арабо-мусульманской художественной культуры (IX–XII вв.). Основные черты художественной культуры ислама и особенности арабской и персидской культурных традиций. Поэзия и каллиграфия. Суфизм и суфийская Литература:. Миниатюра. Архитектурный стиль. Главные типы культовых зданий: мечеть, медресе, мавзолей. Основные типы мечети. Арабская светская архитектура, тип жилого помещения, хаммам, сук, фонтан (сабил). Музыка в исламе.

17. Древнерусская культура: общая характеристика.

Образование восточнославянской (древнерусской) народности. "Великокняжеское время" (Х–ХI вв.). Культура Киевской Руси. Роль Киева в объединении русских земель. Особенности репрезентации великокняжеской власти и персоны правителя. Принятие христианства, его социально-политические, экономические и культурные предпосылки. Соединение византийских мировоззренческих представлений и славянской языческой культуры. Культура Владимирской Руси. Влияние татаро-монгольского нашествия на культурное развитие Руси. Свержение монгольского ига, становление Московской Руси и общерусской культуры. Место древнерусской культуры в мировой культуре.

Место древнерусской культуры в мировой культуре.

Первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры связан с формированием древнерусской народности и охватывает период с момента выделения восточных славян из единой славянской общности в VIв. до времени заката Киевской Руси — периода феодальной раздробленности в концеXII—XIIIв. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. Завершают период Киевской Руси княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) или доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси: серединаIXв. - началоXIIв.

Во второй половине IXв. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Культура Киевской Руси — самая молодая в Европе.

Языческая религия не способствовала созданию единого государства, поэтому понадобилась религия с единым абстрактным, лишенным этнических признаков Богом. Эта религия уравнивала прежние родоплеменные традиции и утверждала принцип единения людей исключительно по вероисповедальному принципу.

Поэтому в 988 г. князь Владимир официально принял христианство.

Христианизация Руси — это сложный длительный процесс, в котором можно выделить три периода:

1. Предфеодальный, когда христианство начало проникать к славянам, жившим еще в условиях патриархально-общинного строя.

2. Период становления и развития феодализма, когда вконце Xв. христианство стало государственной религией.

3. Дальнейшего укрепления феодальных отношений, когда в XIIIв. была закончена христианизация Руси.

Для Владимира Святого было очень важно, чтобы Русь была независима от Византии, несмотря на то, что православную церковь возглавлял византийский патриарх и император. Русь оставалась дружественным по отношению к Византии, но суверенным государством.

С введением христианства создается особая форма принятия княжеской власти — обряд возведения на престол князя, соответствующий византийскому обряду венчания на царство. Если раньше князь просто избирался и был главой племенного союза, то теперь власть князя была освящена Богом.

Если раньше на Русь смотрели как на страну варваров, то теперь русские люди стали уважаемыми единоверцами. Они были включены во вселенскую историю, и эта реформа позволила устанавливать более тесные экономические, политические, социальные контакты с Европой.

Христианство создавало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Церковь была основным институтом культуры Древней Руси.

Но христианство не уничтожило язычество, складывалось двоеверие, или православно-языческий синкретизм. Мифологическое мировоззрение продолжало жить под покровом православных христианских обрядов. На стенах храмов эпохи «двоеверия» изображались не только лики святых и Христа, но и использовали языческую символику, орнаментальные узоры — переплетения, отголоски узелковой письменности древних славян. Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XIв. — много позднее, чем у других европейских народов.

Человек Древней Руси ощущал себя в большом мире ничтожной частицей, но не случайной: он сам творение бога и участник мировой истории.

Во второй половине IXв. братья Кирилл и Мефодий, прибывшие из Византии, создали славянскую письменность на основе греческого письма с добавлением нескольких букв. Кириллица — логически совершенная система; письма, быстро распространилась на Руси (о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты, относящиеся кXIв.).

С принятием христианства культура приобретает церковный характер, что продолжается до Петровских времен. Особенно ярко это проявилось в живописи. Кроме икон были распространены фрески, изображавшие святых и сцены из Священного писания.

В Киевской Руси сложились школы живописи, архитектуры, литературные школы, начал формироваться национальный эпос. Его героями были Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Микула Селянинович, олицетворявший мощь и упорство древнерусского крестьянина.

В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь.

В древнерусской литературе киевского периода оформились следующие жанры: летопись, житие или повесть о святых, их подвигах и жизни, слово (поучение).

Материалом для письма служил пергамент — телячья кожа особой выделки. Бумага вытесняет пергамент только в XV—XVIв. Древнерусская книга — это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей или окованный золотом. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старшеXIVв., авторство «Повести» приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г.

От Киевской Руси до нас дошли только памятники церковной архитектуры: церкви, монастыри. Одним из первых монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XIв. Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством, это явление христианской духовной культуры — психия — путь преображения человеческого духа через аскетизм, молчальничество, уход от мира, концентрацию на молитвах.

Каменное строительство христианских храмов началось сразу после принятия христианства: в 989 г. — в Киеве построена Десятинная церковь Успения Богородицы, Собор киевской Софии возведен во времена Ярослава Мудрого.

Духовным образцом Киевской Руси считался идеал святости. В славянском язычестве это понятие было связано с избытком жизненных сил, а в христианстве понятие святости указывало на тесную связь земного человека с богом. Человек, именуемый святым, нес печать иного мира, воплощая в мире земном духовно-нравственный идеал христианства (таким святым в описании Нестора был Феодосии Печерский). На Руси было распространено именно почитание святых, юродивых (люди, добровольно отказавшиеся от удовольствий мира и говорящие правду независимо от звания).

Русское православие ориентировало человека на духовное преобразование, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Поэтому русский человек стремился не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению. Таким образом, православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности.

Очень распространены на Руси были былины, притчи, а также летописания. Притчи входили в состав сочинений для проповедников, в произведения самих проповедников христианства, они повествовали о вечном. Одна сторона притч — это то, что произошло, а другая — это извечная борьба зла с добром, это стремление Бога исправить людей, наказывая их за грехи.

Русская литература родилась в первой половине XIв. в среде господствующего класса. Русская культура средневековья была элитарной.

Литература на Руси взяла на себя роль объединителя в сложившемся и укореняющемся двоеверии и «двоекультурии», так как она глубоко усвоила народную традицию и главную задачу видела в просвещении, проповеди святой жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру доступными литературе средствами. Наивысшего расцвета культура Киевской Руси достигает в ХП-ХШ вв. Особенно много для ее развития было сделано во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.): массовое обучение детей грамоте, развитие школ в монастырях для подготовки церковнослужителей и школ высшего типа (давали знания по философии, риторике, грамматике), создание библиотек, перевод греческих книг на славянский язык, создание русских рукописных книг с миниатюрами, строительство многих русских монастырей, формирование первого свода законов Древнерусского государства — «Русская Правда».

Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в XIIв. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Складывается общность древнерусского народа, вырабатываются литературный язык и общая культура, национальное самоощущение единства своего народа.

В целом цивилизационное развитие Руси киевского периода мало отличалось от развития раннефеодальной Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, общность ценностных ориентации. Однако православный характер русского христианства и его тесные экономические, политические и культурные связи с Византией определили специфические особенности цивилизации Древней Руси.

16. Русская средневековая художественная культура.

Уникальность и самобытность художественной культуры домонгольской Руси. Особенности средневековых русских городов, взаимодействие форм деревянного и каменного зодчества. Особенности храмового строительства на Руси. Зодчество

Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли, XII век), выдающийся памятник владимиро-суздальской школы зодчества

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI, веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмовые комплексы Киева, Новгорода

  Собор Святой Софии Премудрости Божией 1045-1050 Сохранились фрагменты фресок XII века. Основной объем настенной живописи относится к концу XIX столетия. В иконостасах сохранились иконы XIV, XV, XVI и последующих веков. В соборе хранится икона Богоматери Знамение XII века.
Церковь Сергия Радонежского   Надвратный храм Владычного двора. Примыкает к Часозвоне. Сохранились фрески XV века.
             

, Пскова,

Основным типом псковского храма того времени был четырехстолпный трехапсидный храм с закругленными боковыми апсидами и с восьмискатной крышей. Небольшие храмы устраивались без столпов, с главой на перекрещивающихся арках и с одной апсидой. Обязательной принадлежностью любой, даже самой миниатюрной церквушки были притворы перед западным (главным) входом, а нередко и перед боковыми… Звонницы в это время строили как можно выше, устанавливая их либо на особое здание, служащее им пьедесталом, либо на самый четверик. Иногда под храмом устраивали подцерковье с входом в него через особую небольшую пристройку» (Ю. Спегальский).

Для памятников псковской церковной архитектуры характерны пластичность простых геометрических объёмов, живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами, притворами, галереями и многопролётными звонницами, скромный декор.

Владимира, Большого подъема достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Возводятся городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбово был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Собор Рождества Богородицы, являвшийся центром всего ансамбля, был соединен переходами с двухэтажным каменным дворцом.
В последней четверти XII века завершается в основном возведением архитектурного ансамбля Владимира. После пожара 1184 года перестраивается и получает окончательные формы Успенский собор. Формируются ансамбли Рождественского (1192-1196) и Княгинина (1200-1201) монастырей.

Суздаля Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле начинается на рубеже XI-XII веков с возведением Владимиром Мономахом собора в Суздале, но наивысшего расцвета оно достигает в XII – начале XIII века. В отличие от суровой архитектуры Новгорода, зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный характер, отличалось изысканностью пропорций, изяществом линий.
Влияние романской архитектуры особенно сказалось на владимиро-суздальском творчестве. Согласно летописи, Андрей Боголюбский, обстраивая свою столицу, собирал «из всех земель мастеров», среди них были и «латиняне».

, Чернигова. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная к Киеве в конце Х века греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 году. В 1031-36 годах в Чернигове греческими зодчими был воздвигнут Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1318. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия