Студопедия — Ж. БОДЭН: АНАЛИЗ СУВЕРЕННОЙ ВЛАСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ж. БОДЭН: АНАЛИЗ СУВЕРЕННОЙ ВЛАСТИ






Жан Бодэн (1530-1596) — французский мыслитель, публицист, общественный деятель, идеолог абсолютиз­ма, создатель учения о суверенитете. Был профессио­нальным юристом, адвокатом при парижском парламен­те, прокурором, депутатом. В своем главном труде «Шесть

. 144


книг о республике» (1576) Бодэн определял государство как орган управления «множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву».

Согласно Бодэну, государство отличается от всех иных союзов тем, что руководствуется в своей деятельности юри­дическими законами. Его цель состоит в том, чтобы разви­вать в гражданах благоразумие, законопослушание и тру­долюбие. Государству, его суверенной власти подчиняется сфера хозяйственно-экономической жизни общества.

Суверенитет представляет собой абсолютную, постоян­но действующую власть над всей государственной целост­ностью. Тот правитель, который управляет государством на временной основе, не обладает суверенитетом. Суверен­ная власть подчиняется законам Бога и свободы. На суве­рена не распространяются законы позитивного права.

Суверенная власть как таковая обладает следующи­ми правами: 1) право издания и обнародования общих и частных законов; 2) право объявления войны другим го­сударствам и право установления мира; 3) право назна­чать по своему усмотрению соответствующих лиц на выс­шие государственные посты; 4) право пересматривать и утверждать судебные решения, в том числе право поми­лования приговоренных к смертной казни; 5) право че­канить монету.

Суверенитет может быть: а) принадлежностью одно­го лица (в условиях монархии); б) атрибутом определен­ной категории лиц (в условиях аристократической фор­мы правления); в) достоянием всего народа (при демо­кратическом правлении).

Г. ГРОЦИЙ: ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ

Гуго Гроций (1583-1645) — голландский социальный мыслитель, теоретик права. Родился в Дельфте. Одарен­ный выдающимися способностями вундеркинда, сумел в 11 лет поступить в Лейденский университет. В 15 лет защитил в Орлеанском университете диссертацию и стал обладателем степени доктора права. В 24-летнем возрас­те назначен генеральным адвокатом Голландии. Бурные

• 145 •


политические события в стране, связанные с борьбой против владычества Испании, привели к тому, что Гро-ций был приговорен к пожизненному заключению, а затем, после побега, оказался в эмиграции во Франции. Король Людовик XIII назначил Гроцию пенсию, а Гро-ций в ответ посвятил королю свой главный труд «О пра­ве войны и мира» (1625).

Научно-теоретическая деятельность Гроция ознаме­новала начало нового этапа в европейской социальной мысли, связанного с активной разработкой идей обще­ственного договора и рационального юридического ми­ровоззрения. Гроций предложил новый, в противопо­ложность традиционному, теологическому, подход к обо­снованию права как естественного, так и положительного (волеустановленного), господствующего в государстве в форме гражданских законов. Последние представляют собой обязательства, принятые людьми по взаимному соглашению. Это договорное основание имеет прочность только потому, что волеустановленное право опирается на универсальные принципы естественного права, тре­бующие от людей выполнения принятых обязательств.

Общее благо и выгода всех людей состоят в том, что­бы жить в государстве под защитой и покровительством надежных законов. Естественное право опирается не на божественную волю, а на предписания здравого челове­ческого разума, отчетливо видящего разницу между бла­гом и злом, истиной и ложью. Оно выступает для воле­установленного, государственного права в качестве ос­нования. Соответствующее природе вещей, естественное право способно сохранять свою значимость для разных государств в разные периоды истории и не может быть изменено даже волею всемогущего божества. Гроций предложил два способа доказательства существования естественного права. Первый, априорный, предполагает его соответствие изначальным требованиям разумности и потребностям человеческого общения. Второе доказа­тельство, апостериорное, обусловлено наличием его эле­ментов у всех цивилизованных народов, что позволяет прийти к заключению о его всеобщей природе. Есте­ственное право не противоречит принципу справедливо­сти, составляя с ним фактически единое целое.

• 146 •








Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 405. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия