Студопедия — ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ






Развитие политических теорий и концепций происходило не только в Западной Европе. Оригинальные, своеобразные идеи о политике, власти, государстве, законе, гражданине возникали и развивались в восточной части Европы, в том числе и в Беларуси.

Политическая мысль Беларуси имеет богатую историю. Она была тесно связана с экономической, политической и духовной жизнью белорусского народа, давала содержательные ответы на злободневные проблемы, поставленные тем или иным этапом конкретно-исторического развития Беларуси. Она отражала накопленный опыт нашего народа и свидетельствовала о высоком теоретическом уровне национального мышления.

Как и в других странах Европы общественно-политическая мысль Беларуси с самого начала, это значит со времен Полоцкого княжества, находились в тесной связи с христианской религией. Вокруг церкви группировалась тогдашняя образованная интеллигенция. Религиозными и культурно-просветительскими центрами были монастыри. Согласно сведений, которые дошли до нас, наиболее выдающимися представителями просвещения и общественной мысли раннего средневековья были Ефросинья Полоцкая (1120-1173) и Кирилл Туровский (1130-1182). Их произведения посвящены укреплению феодальной власти и утверждению христианской религии. В частности, Ефросинья Полоцкая поднимала свой голос против княжеских междоусобиц, предупреждала, что братоубийственные войны могут привести отчизну к гибели.

С XIV в. начинает формироваться белорусская народность, её этническое самосознание, которое проявляется, главным образом, в форме развития родного языка, самобытной культуры. Полотчина получает название Белая Русь (вольная, свободная Русь).

В процессе укрепления феодально-крепостнических порядков в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском, в состав которого входили и белорусские земли, появляются опубликованные на древнебелорусском языке правовые акты. Исключительный исторический интерес представляют Первый (1529 г.), Второй (1566 г.) и Третий(1588 г.) Статуты Великого Княжества Литовского. Они являют собой полный и всеобъемлющий свод законов, благодаря которому общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Его можно считать своеобразной феодальной конституцией, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-то личной воли, а только от закона.

Как и в Западной Европе, так и в Беларуси в XV-XVI вв. возникают идейно-политические течения, связанные с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. Эти движения, в отличие от господствовавшей в средневековье религии, поставили в центр своих интересов не бога, а человека с его земными делами и нуждами. Они обращались к внутреннему миру человека, его правам, свободам, достоинству и материальному благополучию.

У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял белорусский первопечатник и просветитель Франциск Скорина (около 1490-1541 гг.). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, которое содержит и оригинальные суждения о политике.

Особый интерес проявляет Франциск Скорина к праву и закону. Законы он делит на две категории - естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникают из естественных прав человека, они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появляются тогда, когда люди преступают законы естественные и начинают воровать, убивать и т.п. Закон и призван положить этому конец, считает Скорина. Он настаивает на том, что перед законом все должны быть равны - рядовой гражданин и монарх, что законность и правопорядок стали бы нормой общества.

Гуманизм Скорины отличается демократичностью. В своих размышлениях он обращается к простым людям, считает их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина является сторонником идей вечного мира.

В XVI в. в Беларуси действовала целая когорта гуманистов. Большинство из них придерживалось умеренных взглядов и выступало лишь за совершенствование, реформирование феодального общества. К их числу можно отнести Миколу Гусовского, Сымона Будного, Андрея Волона, Льва Сапегу и др.

Часть же гуманистов выступила за радикальное изменение существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. Идеологами этого направления были Петр из Гоненуза, Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Павел из Винзы и др.

С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразных проявлений крепостничества выступал Сымон Будный (1562 г.). В частности в предисловии к "Катехизису" (1530-1593 гг.), Сымон Будный осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении "О светской власти" (1583 г.) он выступал с острой критикой феодализма. Мыслитель потребовал ограничения магнатского произвола, равенства всех сословий перед законом и справедливого правосудия. В этом труде он обосновал свой политический идеал - монархию, ограниченную сословным представительством и законом, во главе с просвещенным монархом.

Будный выдвигал положение о божественном происхождении власти, а воля Бога обязательна для всех. Власть, по его мнению, бывает несправедливой, потому что люди, владеющие ею, используют власть в своих корыстных и неблаговидных целях.

Будный сформулировал основные факторы, обуславливающие необходимость власти.

К ним он относит установление порядка в государстве, охрану интересов личности и государства.

Интересными являются рассуждения С.Будного по проблемам войны и мира. Он делил войны на справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические). Будучи противником войн, он допускал ведение правителем справедливых, оборонительных войн.

К числу крупнейших белорусских мыслителей принадлежит Андрей Волан (1530-1610) и Лев Сапега (1557-1633). Большая часть их публикаций посвящена полемике по религиозным вопросам. Вместе с тем, в их трудах довольно четко и основательно отражены политические идеи, в частности, идея правового государства.

Понятие "правовое государство" появилось в юридической литературе в начале XIX в. в Германии. Сама идея правового государства родилась в античности, а основные её положения были разработаны в XVI-XVII стст. идеологами западноевропейской раннебуржуазной политической мысли. Значительный вклад в развитие проблемы правового государства внесли вышеназванные белорусские ученые-гуманисты и политические деятели. В их публикациях подчеркивалось, что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. А.Волан, Л.Сапега любили повторять известный афоризм Цицерона: "Чтобы быть свободными, мы должны являться рабами законов".

Если в обществе, замечал Л.Сапега, отсутствует уважение к закону и господствует вседозволенность и беззаконие, оно не может считаться человеческим и гуманным, а является волчьей стаей. Только уважение к праву дает возможность пользоваться действительной свободой. Идеи правового государства нашли отражение в статуте Великого Княжества Литовского 1588 г., редактором и издателем которого был Лев Сапега. Статут действовал на территории Беларуси до 1840 г. и сыграл большую роль в сохранении белорусского этноса.

Основной политической темой в трудах белорусских мыслителей XVI-XVIII вв. являлась борьба с польскими феодалами и отражавшими их интересы католической церковью. Одним из таких борцов был брестский судья Казимир Лыщинский (около 1634-1689 гг.). Свои взгляды он изложил в трактате "О не существовании бога". В нем были изложены оригинальные материалистические, атеистические и общественно-политические идеи. В частности Лыщинский, как свидетельствуют дошедшие до нас источники, был одним из первых сторонников идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии Лыщинский высказал идеи имущественного равенства, всеобщности труда, справедливого деления материального богатства, выступил с осуждением войн, которые в середине XVII в. беспрерывно вела Речь Посполитая, и которые несли бесчисленные страдания трудящимся массам. Лыщинский обосновал необходимость справедливого законодательства, равного суда для всех и так далее. Он желал видеть "мир без власти, города без начальников, народ без хозяев".

Особое место в общественно-политической жизни XVII-XVIII вв. занимала проблема освобождения Беларуси от Польши и воссоединение её с Россией. Виднейшим представителем этого движения был Симеон Полоцкий (1629-1680 г.).

Развитие капиталистических отношений в экономике, рост общественного движения в первой половине XIX в. активизировали развитие просветительства в Беларуси. Центром просветительской идеологии Северо-Западного края в то время был Виленский университет, в котором учились белорусы, литовцы и поляки. Развитие белорусской политической мысли в данный период проходило в тесном взаимодействии с прогрессивной мыслью России и Польши.

После трагического финала восстания 1830-1831 гг. в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое направление общественной мысли. Передовые белорусские мыслители того времени начали понимать, что без участия в национально-освободительном движении широких народных масс, прежде всего крестьянства, рассчитывать на успех в борьбе с царизмом невозможно. Большое значение в этом направлении имели деятельность и мировоззрение Франца Савича (1815 - около 1845 гг.) и созданного им "Демократического общества" (1836-1839) - тайной революционной организации. Он выступал за освобождение крестьян от крепостничества через вооруженное восстание, за право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между белорусским, русским, украинским, литовским и польскими народами. Главной действующей силой в создании будущего общества он считал народ, который необходимо готовить к этой роли.

Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был Кастусь Калиновский (1838-1864), руководитель восстания (1863-1864 гг.) в Беларуси и Литве, направленного против крепостничества и царского самодержавия.

В общественно-политических взглядах Калиновского четко выделяются три части. Во-первых, блестящая критика современных ему феодально-крепостнических отношений. Во-вторых, идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда. И, в-третьих, пути осуществления этого идеала.

Развивая идеи великих русских революционеров-демократов, Калиновский глубоко вскрыл сущность крепостнической эксплуатации во всех её формах, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крепостных крестьян Беларуси.

Белорусский революционер-демократ резко критиковал враждебную народу машину абсолютизма, её громадный бюрократический аппарат управления, безответственный и бесконтрольный, с процветающей в нем широкой системой взяточничества.

Он метко сравнивал царских чиновников с саранчой, которая уничтожает на своем пути всю растительность, превращает оазисы в пустыни.

Уничтожающей критике подверг Калиновский суд царской России, который был только придатком царской администрации и целиком зависел от нее. Он указал, что на страже интересов господствующих классов находится армия, которая помогает порабощать народ. Белорусский революционер-демократ решительно выступил также против царистской идеологии, распространенной среди крестьян, их вере в доброго императора. Он убедительно доказал, что все беды народа исходят от самого царя.

Как виделся белорусскому революционеру-демократу новый общественный строй?

Исключительно большое место в будущем обществе Калиновский отводил государству. Он хорошо понимал предназначение государства в современном ему крепостническом обществе. Поэтому освобождение крестьянства, всех трудящихся он связывал с переходом государственной власти в руки народа. А высшая цель такого государства - забота об интересах народа.

Признавая права всех народов на самоопределение, Калиновский однозначно высказался за создание самостоятельного Литовско-Белорусского государства, независимого от Польши и России.

Вместе с тем, он настойчиво пропагандировал идею дружбы народов, разделял идею Герцена о создании федерации свободных славянских народов после того, как они завоюют государственную независимость.

Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика. Он решительно выступал за отмену в будущем обществе все классовых, религиозных, национальных привилегий и ограничений с тем, чтобы сделать главным критерием ценности каждой человеческой личности труд, оценивать человека по его реальным делам и заслугам. Калиновский считал, что новое общество должно быть обществом трудящихся. Он был последовательным защитником интересов белорусских крестьян, выразителем их стремления к социальному равенству. Калиновский мечтал раздать всю землю крестьянам.

Органической частью социальной утопии Калиновского являются его идеи о воспитании. Прежде всего, белорусский революционер-демократ дал глубокую, политически заостренную критику педагогики, которая существовала в современном ему обществе. Он подчеркивал, что существующий строй не может обеспечить детям правильного воспитания и образования. Калиновский говорил о том, что в будущем школа должна формировать у детей высокие общественные свойства, готовить их всесторонне развитыми, хорошо образованными, способными к борьбе за высокие гуманистические идеалы. Он высказался также за развитие просвещения, науки на родном белорусском языке. Большую роль в строительстве нового общества, в достижении лучшей жизни Калиновский придавал науке.

Осуществление всех своих социальных проектов и планов Калиновский связывал с крестьянской революцией. Он был уверен, что только народная революция способна принести крестьянам желанную землю и свободу.

Политическая цель, сформулированная Калиновским, прежде всего национальное возрождение и создание независимой Беларуси, владела национальной общественной мыслью и национально-освободительным движением второй половины XIX и начало XX ст. Генератором и пропагандистом этих идей стала главным образом белорусская литература, которая отражала широкий круг художественных и общественно-политических настроений. Однако, вместе с чисто литературно-художественными изданиями большое распространение получила и революционная литература, которая выходила нелегально.

В 1884 г. белорусские революционные народники начали издавать нелегальный журнал "Гомон", на страницах которого изложили свою общественно-политическую программу. Прежде всего, гомоновцы теоретически обосновали право белорусов на самоопределение. Требования социального и национального раскрепощения белорусского народа связывались с победой демократической революции в России и переходом власти в руки Учредительного собрания.

После победы демократической революции Беларусь в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы должна была войти в федерацию свободных и равноправных народов, созданную на просторах былой Российской империи. С 1906 г. начала издаваться белорусская газета "Наша нива", которая стала центром единения и воспитания национально-сознательной интеллигенции и национально-культурного возрождения народа. На страницах газеты печатались произведения Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, В.Ластовского, З.Бядули, М.Горецкого и других. "Наша нива" выступала против феодальной царской политики, направленной на раскол белорусского народа согласно вероисповеданию (на "русских" и "поляков"), изобличала реакционный характер деятельности российских и польских шовинистических организаций, которые занимались русификацией и полонизацией белорусского населения. Газета настойчиво требовала введение в школу, в церковь и костел белорусского языка, переходу их на белорусские национальные позиции. При редакции газеты бал создан Белорусский национальный музей. "Наша нива" сыграла исключительно важную роль в формировании национального самосознания и консолидации белорусов как самостоятельной нации, единого народа.

В начале XX ст. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и другие.

9.Концепции власти:

  • классические (у власти есть носитель (субъект) и объект; М.Вебер, Маркс)
  • неклассические (субъекта и объекта нет, власть абстрактна; Ф.Ницше)
  • современные

o поведенческие (власть институтов; Карен Хорни; невроз – ситуация, которая определяет страх перед враждебной средой; концепция естественного происхождения власти – все люди делятся на управляющих и подчиненных)

o социологические (власть – это атрибут социального статуса, который сейчас принадлежит человеку).

10. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности. Выделяются универсальные свойства власти: ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим – государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Потому можно выделить различные виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.

Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть – государственную.

Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти. Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть – это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная – к политической. Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.).







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 610. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия