ДЕТЕКТИВ
– жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХв. Основоположники Д. – Эдгар По и Уилки Коллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место в рассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему Д. именно в ХХв. получил такое распространение? По-видимому, главный элемент Д. как жанра заключается в наличии в нем главного героя-сыщика детектива (как правило, частного), который раскрывает (detects) преступление. Главное содержание Д. составляет, таким образом, поиск истины. А именно понятие истины претерпело вначале ХХв. ряд изменений. Истина в аналитической философии не похожа на истину, как ее понимали представители американского прагматизма или французского экзистенциализма. Соответственно в истории Д. можно выделить три разновидности. Первой хронологически был аналитический детектив, связанный непосредственно с гениальными умами Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский Д. – его особенностью было то, что действие могло и чаще всего происходило в одном месте; часто этим местом был кабинет сыщика-аналитика. Действие вообще могло быть редуцировано (ср. редукционизм логического позитивизма) к аналитическим рассуждениям о методах раскрытия преступления. Главным здесь является сам механизм, позволяющий раскрыть преступление. Предельным выражением был случай, когда персонажи вместе с сыщиком оказываются в ограниченном пространстве (в поезде – “Восточный экспресс” Агаты Кристи, на яхте – “Смерть под парусом” Джона Ле Карре, в доме, окруженном снежным заносом, – “Чисто английское убийство” Джеймса Чейза). Тогда задача сыщика упрощается – он выбирает преступника из конечного числа индивидов. Англия недаром страна, в которой (в стенах Кембриджа) родился логический позитивизм. В то время как Шерлок Холмс разрабатывал свой дедуктивно-аксиоматический метод, Бертран Рассел и Альфред Борт Уайтхед строили систему математической логики. Задача у детектива-аналитика и аналитического философа, в сущности, была одна и та же – построить идеальный метод, при помощи которого можно обнаружить истину. Метод здесь важнее, чем результат. С точки зрения теории характеров (см. характерология) и логический позитивист, и сыщик-аналитик представляют собой яркий образец так называемого шизотимного, или аутистического мышления (см.). Сыщик – аутист-интроверт, погруженный в свой мир благодаря своему углубленному, но “узкому” интеллекту, во всем видящий символы, разгадывающий преступление. Как правило, этический момент в этом субжанре Д. редуцируется – в предельном случае убийцей оказывается сам сыщик, как в романе Агаты Кристи “Убийство Роджера Экройда” (см. экстремальный опыт). Второй хронологической (1920-е гг.) (и практически во всем противоположной первой) разновидностью Д. был американский ”жесткий” Д. Дэшила Хэмита. Здесь все не так. Пространство очень часто меняется. Сыщик активно вовлечен в перипетии интриги, он часто действует с помощью пистолета или кулака, иногда его самого избивают до полусмерти. Убийцей в таком Д. может оказаться кто угодно, вплоть до ближайшего друга, как в романе Д.Хэмита “Стеклянный ключ”. Поиск истины здесь проводится отнюдь не при помощи дедуктивных аналитических процедур и сама истина оказывается синонимом не справедливости, а хитрости, силы и ловкости ума. Это прагматический Д. Истина в прагматизме – это “организующая форма опыта” (формулировка русского философа-прагматиста А.А.Богданова). С характерологической точки зрения это эпилептоидный Д. (см. характерология): сыщик – напряженно-агрессивный человек атлетического сложения, очень хорошо умеющий ориентироваться в конкретной обстановке. Теперь, видя, как прочно массовая культура связана с национальным типом философской рефлексии, мы не удивимся, что в третьем (и последнем) типе классического Д. – французском – господствует идеология экзистенциализма. Сыщик здесь, как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишь благодаря некоему экзистенциальному выбору, личностно-нравственному перевороту. Классический автор французского экзистенциального Д. – Себастиан Жапризо, а один из лучших романов – “Дама в очках с ружьем в автомобиле”. Герой экзистенциального Д. не блещет ни умом, ни кулаками. Его сила – в его душевной глубине и неординарности, в гибкости, позволяющей ему не только удержаться на поверхности, выжить, но и разгадать загадку, которая кажется мистически непостижимой. С характерологической точки зрения такой герой – психастеник (см. характерология), реалистический тревожный интроверт, вечно копающийся в прошлом, откуда ему и удается путем мучительных переживаний добыть истину. В послевоенные годы жанры перемешались. А постмодернизм (см.) дал свои образцы Д. – пародийного, разумеется: и аналитического (“Имя розы” Умберто Эко), и экзистенциального (“Маятник Фуко” того же автора), и прагматически-эпилептоидного (“Хазарский словарь” Милорада Павича). В современной массовой литературе и кино первое место у Д. отнял триллер. Лит.: Руднев В. Культура и детектив // Даугава. – Рига, 1988. – № 12. Руднев В. Исследование экстремального опыта // Художественный журнал. 1995. – № 9.
|