Восприятие формы - одна из важнейших функций зрительного анализатора. Оно позволяет оценить разные геометрические особенности воспринимаемого объекта. Восприятие формы делят на два основных вида:
1. восприятие плоскостной формы. 2. восприятие объемной формы. Восприятие первого вида предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Восприятие плоскостной формы зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения. Восприятие как плоскостной формы, так и объемной подразумевает, что сознание человека получает не "фотографию текущего момента", а довольно постоянный, характерный для данного объекта образ (состоящий из формы, цвета, и других характерных особенностей). Воспринимая, например, лежащий на столе транспортир, мы видим постоянную форму этого транспортира, вне зависимости от расстояния до него или угла наклона. Эта особенность восприятия называется константностью формы. Константность формы объясняется действием как периферических, так и центральных факторов. Также большую роль в константности восприятия формы играют представления, прошлый опыт. При восприятии объемной формы, таким образом, существенную роль играют глубинные ощущения. Этот вид восприятия поэтому несколько сложнее, чем восприятие плоскостных форм. Здесь тоже играет значение, хотя и меньшее, восприятие границ формы. Во многом восприятие объемной фигуры складывается из восприятия отдельных плоскостей этой фигуры. В ряде случаев восприятие лицевой плоскости объемной фигуры является основой, базисом. Восприятие объектов, находящихся вдали, напротив, более плоскостно; поэтому объекты, находящиеся вдали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на самом деле. Аналогичные явления наблюдаются и в живописном изображении на плоскости: чем больше рельефности и телесности в изображении, тем оно кажется меньше. Обратно, — плоскостные, нерельефные изображения кажутся больше и ближе. В реальной жизни чем ближе объект, тем сильнее глубинные ощущения, и чем дальше объект, тем глубинные ощущения слабее. При восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе; их заместителями являются глубинные представления. Однако глубинные представления (как и перспективные соотношения отдельных частей изображённой формы) остаются на всех расстояниях неизменными. Поэтому при приближении к картине изображённые на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении — более глубокими.