Родство и семья
1. Понятие родства по римскому праву. 2. Отцовская власть в семье. В современном понимании родство - это кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные правовые последствия. Римское право различало два вида родства: агнатское родство; когнатстчо (кровное родство). Агнатское родство охватывало всех лиц, принадлежащих к одной се- мье, и поэтому родственниками считались все, кто находился под вла- стью главы этой семьи (домовладыки). Поэтому, например, дочь, вы- ходившая замуж и, следовательно, поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своему отцу, братьям и т. д., но в то же время становилась агнаткой новому домо- владыке. Со временем власть домовладыки перестала быть безграничной, что привело к известной самостоятельности других членов семьи. В связи с этим агнатское родство было со временем (в период республики) полностью вытеснено когнатством, то есть кровным родством. Различалось когнатство по прямой и боковой линиям. Прямая линия означала нисходящее или восходящее родство (отец, сын, внук и т. д. и наоборот), а боковая - объединяла лиц, имевших общего предка (брат, сестра, дядя и т. д.). От родства следует отличать свойство. Свойство - это отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Семейные отношения характеризуются в первую очередь патриархальностью, то есть неограниченной властью отца (домовладыки). Поэтому, хотя сын и обладал всеми публичными (политическими) правами, однако в семье он был всецело подчинен отцу. В связи с этим имущественная правоспособность наступала для римского гражданина часто много позже политической - только после смерти отца. Существовала лишь одна возможность для сына освободиться от власти отца до его смерти - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным, однако одновременно с этим он первоначально терял и право на наследство отца. Отцовская власть возникала с момента рождения сына или дочери, а также путем узаконения либо усыновления. Узаконение - это признание законными детей, рожденных вне брака (то есть от конкубины - сожительства). Узаконение могло быть совершено: -путем последующего вступления в брак родителей внебрачного ребенка; -путем получения специального императорского рескрипта; -путем зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери - -путем выдачи замуж за члена этого сената. Усыновление устанавливалось над совершенно посторонним для усыновителя лицом. Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью, то на это требовалось получение императорского рескрипта, а если усыновляемый находился под отцовской властью, то на усыновление необходимо было согласие домовладыки усыновляемого, что фиксировалось в судебном протоколе. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако управлять и распоряжаться им мог только домовладыка. Поэтому, хотя сын и имел право самостоятельно совершать имущественные сделки, однако все полученное им по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом сам домовладыка не становился обязанным по сделкам своего сына, кроме случаев причинения сыном вреда. Таким образом, существовала юридическая безответственность домовладыки. С развитием торговли и делового оборота имущественная правоспособность членов семьи домовладыки (прежде всего сыновей) значительно расширилась: подвластные стали обладать собственным имуществом (пекулий), получили в ряде случаев (например, при наследовании) защиту претора; облегчается освобождение сына из-под власти отца (например, в случае получения подвластным ряда почетных званий); нередкой становится и "эманципация", то есть освобождение из-под власти по воле самого домовладыки, и т. д.
Брак 1. Понятие брака. 2. Условия вступления в брак. 3. Порядок и способы заключения брака. 4. Расторжение брака. • • Брак - это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права (определение, данное Модестином в Дигестах Юстиниана). Данное определение не соответствовало реальному положению вещей, так как даже в классическую эпоху правоспособность женщины была гораздо ограниченней, чем у мужчины. Римское право различало два вида брака: - брак с властью мужа (cum manu mariti); - брак без власти мужа ("сине ману" - sine manu). Брак "сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически попадала под власть мужа. Поэтому, чтобы избежать этого, она должна была не менее трех ночей в году проводить вне дома - давность таким образом прерывалась. Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (разный . объем правоспособности жены). От брака "сине ману" следует отличать конкубинат.
Конкубинат в Древнем Риме - это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей. Римское право выдвигало следующие условия для вступления в брак: • согласие лиц, вступающих в брак, а также разрешение домовладыки. Если домовладыка безосновательно отказывал в браке, то его можно было принудить через магистрат; • достижение брачного возраста: для мужчин - 14 лет, а для жецщин -12 лет; • вступавшие в брак не должны состоять в другом непрекращенном браке; • каждый из брачующихся должен иметь право вступать в законный брак (поэтому, например, римлянин не мог заключить брак с чужеземкой). В дальнейшем, когда права римского гражданства были предоставлены и чужеземцам, данное условие отпало; - лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между собой в близком родстве или свойстве (например, брат и сестра). Существовали три способа заключения брака: - торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 10 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время); - мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"); Брак "сине ману", то есть без власти мужа, заключался без всяких фор- мальностей. В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться. В связи с этим в эпоху империи был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов и укрепление семьи. Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (например, неверность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга и т. д.). Кроме того, закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин - с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие, и т. д. К сожалению, данные меры не способствовали уменьшению числа разводов и поэтому оказались неэффективными.
|