Принципы и тела
Принято называть физическое тело человека, указывая на человека, который перед нашими глазами. В действительности человек, конечно, нечто большее, ибо даже для современной материалистической науки мир чувств и мир мыслей человека не сводимы непосредственно к физической материи, к вращению электронов мозга или к биохимическим превращениям. Когда из «физического» тела человека после смерти выделяется тонкоматериальная составная, в которой человек уносится в иные миры, а «физическое» тело остаётся лежать бездыханным, а через время оно без своего хозяина разлагается, то из этого следует, что одновременно может сосуществовать под видом одного тела в действительности несколько тел. Пока они не разделились, их принято называть оболочками. Или другой пример. Иногда встречают возле свежих захоронений некое дымчатое существо, призрак. В таких случаях говорят об эфирном двойнике, и говорят, что такой двойник выделился из тела человека. Обычным зрением эфирного двойника увидеть невозможно. Для проявления его видимости необходимы парообразные вещества нашего физического мира, имеющиеся вблизи, и соответствующее освещение. Здесь мы говорили об эфирном двойнике как о теле. Но в иных случаях, говоря, что в человеке имеется эфирный проводник (линга-шарира и многие иные его названия из восточных классификаций), речь может идти о принципе. Смешивание принципа и тела приводит к большой путанице и фантастическим измышлениям, чем полна литература. Что такое принцип и чем он отличается от тела? Принципы – это не части нашего мира, подобно деревьям, людям или планетам, а это многомерные закономерности, которые можно обнаружить в едином сложном органичном составе как человека, так и любого другого существа. Поскольку принцип не существо, он не объект проявленного мира, то к нему трудно приложить такие распространённые в нашей жизни признаки, как, например, «мужской» или «женский» (ибо мужской и женский, взятые абстрактно, сами являются двумя генеральными принципами), или возраст, или пространственное расположение и геометрические и физические параметры. Всё только что названное характеризует конкретное тело, конкретное живое существо, но принцип отображает лишь какую-то важную закономерность, или функцию. Мир таких принципов – это мир ноуменов Платона, это то, что называется непроявленным планом. Для нашего понимания непроявленный план – это, скажем, пространство смыслов. Или можно это представить, как некий Океан Сознания, в котором наши персональности, в данном случае смысловое средоточие нашего существования и нашего «Я» – это некие оазисы в этом Океане. В противоположность ему мир наших отдельных тел называется проявленным планом, это мир вещей и существ.
Итак, в современной литературе за неимением достаточного количества терминов одним словом могут называться и принцип и тело. Например, астрал. Как принцип, Астрал (чтобы различать принцип от тела будем, по возможности, писать принципы с заглавной буквы) выражает способность претворять чувства, и в той или иной мере данный базовый принцип наряду с другими присутствует в каждом существе, в любом царстве природы. В человеке это основа феномена, который носит название психика. От греческого слово псюхе – душа. Современная академическая наука допускает психическую реакцию, начиная с животного царства, отказывая в ней царству растений, объясняя это отсутствием у растений нервной системы. С отказом в чувствительности растениям, правда, согласны далеко не все ботаники. Но Агни Йога, например, утверждает, что цветы вполне воспринимают и реагируют на музыку (Сердце, 66). Своеобразный мир персонализированного реагирования присущ и жизни минералов, что сложно обнаружить в нынешнем состоянии жёсткости и грубости физической материи, но что на иных этапах эволюции, в более пластичных условиях вполне может быть видно. Если принять постулат Восточной мудрости, что всё в мире живое и нет ничего кроме жизни, то Астрал как принцип не может в одних существах, т.е. в одних частях (телах) единого мира быть, а в других каким-то образом отсутствовать. Другое дело, насколько принцип Астрала смог в конкретном существе, например, в минерале, выразиться, или же он ещё пребывает в малозаметном и латентном состоянии. Но как тело, конкретно рассматриваемый астрал как любое тело имеет все традиционные признаки живого объекта, существующего в пространстве и времени.
|