Занятие № 4-5 Тема: Развитие теоретических основ образования зарубежными педагогами XVII-XIX вв
План Вопросы для обсуждения 1 группы: 1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского. 2. Я.А. Коменский о значении всеобщего воспитания юношества (идея пансофии). 3. Основы педагогической системы Я.А. Коменского: 1) задачи и принципы воспитания; 2) типы образовательных учреждений; 3) образовательные программы; 4) методы и формы работы. 4. Анализ идей «Материнской школы»: цель, задачи, содержание, сред-ства и методы семейного воспитания. 5. Значение педагогической системы Я.А. Коменского для развития теории и практики воспитания детей дошкольного возраста. Вопросы для обсуждения 2 группы: 1. Цель и задачи образования. Идея гармонического развития личности. 2. Сущность педагогической системы И.Г. Песталоцци. 3. Природосообразный и развивающий характер воспитания и обуче-ния. 4. Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци. 5. Проблема трудового воспитания. 6. Роль матери и педагога в развитии и обучении детей. 7. Оценка педагогических идей И.Г. Песталоцци. Вопросы для обсуждения 3 группы: 1. Цель и задачи образования. Идея гармонического развития личности. 2. Сущность педагогической системы Ж.Ж.Руссо 3. Природосообразный и развивающий характер воспитания и обуче-ния Ж.Ж.Руссо. 4. Педагогическая антропология Ж.-Ж.Руссо – гимн естественному воспитанию и свободному развитию человека. 5. Педагогические идеи Д.Локка о воспитании джентельмена. Задания и спорные суждения 3. Научно-педагогическая система Я.А. Коменского (1592-1670) Справедливо ли утверждение, что Я.А.Коменский - "отец" традиционной авторитарной педагогики? 4. В педагогической литературе встречается мнение, что ключом к по-ниманию теории "естественного воспитания" Руссо являются слова, напи-санные на флаге Великой французской революции. Так ли это? Обоснуйте свой ответ. Задания 1. Подготовить сообщение об этапах педагогической деятельности Я.А. Коменского. 2. Составить словарь педагогических терминов Я.А. Коменского. 3. Проанализировать предложенную Я.А. Коменским программу умст-венного и нравственного воспитания ребенка в семье («Материнская школа», глава 4), сопоставить с современными программами дошкольного образова-ния. 5. Дать сравнительный анализ идеи природосообразности, представ-ленной в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. 6. Подготовить реферативное сообщение об этапах педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. 7. Заполнить таблицу «Теория элементарного образования И.Г. Песта-лоцци». 15
2. Гюнтер К.-Х. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1. 7.Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М., 1939. 8.Коменский Я.А. Материнская школа // Там же. 9.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогиче-ское наследие / Сост. В.Н. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1989. 14 10.Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // История зару-бежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. М., 1986. 11. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики / Сост. И.Д. Чечель. М., 1996. 12. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Избр. пед. соч. - 12., 1981. - Т. 1.
Дополнительная литература Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. 1993. № 5. Кратохвил М.В. Жизнь Я.А. Коменского. М., 1991. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. М., 1970. Плеханов А.В. Я.А. Коменский: Материнская школа // Дошкольное воспитание. 1992. № 5-6. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика. 1992. № 5-6. Степашко Л.А. Человек в педагогической концепции Я.А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6. Фролова О. Я.А. Коменский о воспитании и обучении детей в семье // Дошкольное воспитание. 1981. № 11.
В Новое время (XVII-XIX вв.) происходят значительные изменения во всех сферах социокультурной жизни Западной Европы. Поднимается авторитет разума, рационального отношения к хозяйственной и политической жизни. Легальным становится религиозный плюрализм, что открывает дорогу свободомыслию, демократии, научным исследованиям и заставляет всерьез заняться проблемами познания. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытие, то со времени Реформации на первый план выходит гносеология. Среди философов того времени, занимавшихся теорией познания, особого внимания заслуживают Ф.Бэкон (1561-1626 гг.) и Р.Декарт (1596-1650 гг.), давшие толчок развитию естественнонаучных знаний и оказавшие существенное влияние на развитие педагогической науки и практики. В ходе семинарского занятия следует показать, какие общепедагогические и дидактические принципы и методы, обоснованные известными учеными-педагогами, базируются на идеях вышеназванных философов. Бэкон и Декарт были людьми одной эпохи и их философские системы имели много общего. Они положили начало раскола всей действительности на субъект и объект. Главное, что сближало Бэкона и Декарта, - это разработка проблем методологии научного исследования. Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание, по Бэкону, является ничем иным как отображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных восприятий, которые, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты (наблюдение и эксперимент) должны осуществляться по определенному методу. Таким методом в философии Бэкона выступает индукция (движение мысли от частного к общему). Декарт, так же как и Бэкон, подчеркивал важное значение опыта в научном познании, но приоритет отдавал деятельности разума, который направляет эти опыты. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого разума в процессе познания делает методологию Декарта рационалистической. Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений вывести на основе дедукции (движение мысли от общего к частному) все необходимые следствия и сделать выводы. Для Коменского дидактика была "душой и сердцем" педагогики, и по-этому в своих работах он большое внимание уделял общепедагогическим основам обучения. Их можно свести к трем базовым принципам: 1. Природосообразность организации и характера обучения ("точный порядок школы надо заимствовать от природы"). При анализе классно-урочной системы Коменского желательно выявить ее положительные и отрицательные черты и актуализировать значение для истории образования и наших дней. Значительный вклад в развитие классно-урочной системы обучения внес И.Ф.Гербарт (1776-1841 гг.), чье учение и опыт оказали существенное влияние на практику образования во второй половине XIX - начале ХХ вв. Будучи одновременно и философом и психологом, Гербарт пытался обосновать педагогику с помощью этих двух наук: из философии он выводил цели воспитания, с помощью психологии указывал на пути достижения этих целей. Широкую известность получила разработанная Гербартом теория ступеней обучения. На первой ступени ("ясность") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом с использованием средств наглядности; на второй ступени ("ассоциация") в ходе свободной беседы происходит установление связей между новыми и уже имевшимися у учеников представлениями; на третьей ступени ("система") учащиеся совместно с учителем на основе нового материала и ранее полученных знаний формулируют выводы, правила, законы, определения; на четвертой ступени ("метод") учащиеся применяют новые знания на практике, выполняя различные упражнения, требующие умения логически мыслить и способствующие приобретению необходимых учебных навыков. Теория ступеней обучения Гербарта, охватывая все стороны учебного процесса, внесла заметный вклад в развитие классно-урочной системы. К сожалению, многие последователи ученого формально отнеслись к его наследию, используя предложенную им схему ступеней в качестве структуры каждого урока, что недопустимо. (Почему?) Заметный вклад в педагогическую теорию и практику внесли И.Г.Песталоцци (1746-1827 гг.) и Ф.А.В.Дистервег (1790-1866 гг.). Центральное место в их научной и образовательной деятельности занимала проблема развивающего обучения. Главными общепедагогическими принципами для Дистервега были природосообразность и самодеятельность. Опираясь на них, он сформулировал 33 закона развивающего обучения, призывая от примеров идти к правилам, а от предметов и явлений к словам, их обозначающим. Особое значение он придавал наглядности в обучении и советовал при ее использовании двигаться "от близкого к далекому", "от простого к сложному", "от известного к неизвестному". В заключении семинарского занятия предлагается ознакомиться с философско-педагогическими взглядами Дж.Локка (1632-1704 гг.) и Ж.Ж.Руссо (1712-1778 гг.) и определить их влияние на появление новых направлений в истории образования. В своих трудах он обосновывал идею естественной свободы и равенства людей и показал путь к ее достижению через "естественное воспитание" нового человека. Руссо считал, что на формирование личности идеального от рождения ребенка ("Все идеальным выходит из рук творца") влияют три фактора: природа, общество и люди, главным из которых является природа. Поэтому "естественное воспитание" должно осуществляться на лоне природы в условиях, которые помогут развить в растущем человеке все его внутренние силы и способности. Первым естественным состоянием человека является свобода, а потому именно принцип свободы должен стать главным принципом "естественного воспитания". При анализе педагогической теории Руссо нужно выяснить, как в условиях свободы меняются позиции воспитанника и наставника и решаются основные учебно-воспитательные задачи.
|