Гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем
Абзац второй ч. 2 комментируемой статьи вступает в противоречие со ст. 25 комментируемого Закона. Смысл этого противоречия состоит в том, что эта часть статьи определяет, что гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем наступает в соответствии с комментируемым Законом. А упомянутая ст. 25 "Соглашение об оказании юридической помощи" не предусматривает наличия такой ответственности и даже порядка ее установления. Поэтому рассматриваемая норма не имеет юридического смысла, а ответственность адвоката устанавливает суд по инициативе доверителя (в данном случае истца) в порядке общегражданского судопроизводства, в котором бремя доказывания ложится на истца. 3. Закон устанавливает общий запрет на привлечение адвоката к любой ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой и т.д.) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение. Однако из этого правила есть два исключения. Во-первых, адвоката можно привлечь к ответственности, если приговором суда будет установлено, что выражение им какого-либо мнения является преступным деянием. Во-вторых, указанный запрет не распространяется на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем, предусмотренную в соответствии с подп. 5 п. 4 ст. 25 Закона в соглашении между адвокатом и доверителем об оказании последнему юридической помощи. Размер и характер ответственности адвоката за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи регулируются указанным соглашением. Гражданско-правовая ответственность адвоката - это имущественная ответственность адвоката перед доверителем, адвокатским образованием, адвокатской палатой и третьими лицами, возникающая в связи с осуществляемой им профессиональной деятельностью. В зависимости от основания наступления Г.К. Шаров выделяет <12>: -------------------------------- <12> См.: Шаров Г.К. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" о страховании риска ответственности адвоката // Адвокат. 2004. N 12. С. 21.
1) договорную ответственность - наступает в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Адвокат, заключая гражданско-правовой договор с доверителем для оказания юридической помощи, выступает как субъект гражданского права. Существенными условиями такого договора являются размер и характер ответственности адвоката, принявшего поручение (п. 4 ст. 25 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). В рамках договорной ответственности перед доверителем адвокат отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Чтобы установить степень выполнения адвокатом своих обязанностей по отношению к доверителю, необходимо определить, была ли оказана доверителю именно квалифицированная юридическая помощь. В литературе указывается на следующие критерии квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами <13>: -------------------------------- <13> См.: Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Введение в специальность: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006. Часть первая. С. 381 - 385.
- достижение положительного результата для клиента; - выполнение требований, относящихся к составлению правовых документов; - отсутствие нарушений норм законодательства и основополагающих норм профессиональной этики; 2) внедоговорную (деликтную) ответственность - возникает в случаях причинения вреда адвокатом не в связи с исполнением договора; наступает перед доверителем, адвокатским образованием, адвокатской палатой, судом, иными лицами. Внедоговорная ответственность регулируется общими правилами ответственности и специальными нормами об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК РФ). Общими условиями применения мер имущественной ответственности к адвокату (как договорной, так и деликтной) являются: 1) противоправное поведение адвоката, выражающееся в действии или бездействии; 2) наличие у потерпевшего лица вреда, под которым понимается всякое умаление личного или имущественного блага <14> (ст. 15 ГК РФ); -------------------------------- <14> См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2000 (Классика российской цивилистики). С. 329.
3) причинная связь между поведением адвоката и убытками потерпевшего (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 393, п. 1 ст. 1064 ГК РФ); 4) вина адвоката. Отсутствие вины должно доказываться адвокатом (п. 2 ст. 401 ГК РФ - отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, п. 2 ст. 1064 ГК РФ - лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине). Адвокат и доверитель могут установить в договоре условие об ограничении ответственности адвоката, кроме случаев умышленного нарушения обязательства (п. 4 ст. 401 ГК РФ). Некоторые ученые предлагают даже законодательно закрепить ограничение ответственности адвоката "размером полученного вознаграждения" <15> от доверителя. На наш взгляд, такой подход ущемляет интересы доверителя, тем более что в настоящее время существует возможность страхования риска ответственности адвоката, что является одним из преимуществ адвокатской помощи по сравнению с услугами других юристов <16>.
Адвокат может быть субъектом гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой ответственности и ответственности, налагаемой органами адвокатского самоуправления, которую можно условно определить как дисциплинарную или корпоративную. Гражданско-правовая ответственность адвоката в связи с его профессиональной деятельностью, адвокатским статусом и принадлежностью к адвокатскому образованию перед доверителем, адвокатским образованием, адвокатской палатой и третьими лицами может наступить как за нарушение обязательств (договорная), так и за причинение вреда (деликтная) (например, договорная - перед доверителем по договору об оказании юридической помощи, или деликтная - перед адвокатским образованием или судом, если, выполняя свои профессиональные обязанности, адвокат причинит им имущественный вред). Адвокат несет гражданско-правовую ответственность перед доверителем, поскольку адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу, заключаемый в простой письменной форме. Одним из обязательных условий соглашения является размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения. В соответствии с п.1 ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии со ст.15 ГК РФ: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата и повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
|