Дофилософские формы мировоззрения
Повторнородящая 26 лет поступила в роддом с указанием на схватки, начавшиеся час назад. В момент поступления схватки через 1-2 мин по 45-50 сек. При внутреннем акушерском исследовании обнаружено: шейка матки сглажена, края тонкие мягкие, открытие 7 см. Плодного пузыря нет. Головка плода малым сегментом во входе в малый таз. Продолжительность первых родов 4 часа. Диагноз? План ведения?
Дофилософские формы мировоззрения. Философия (с греч. филео- люблю, софия - мудрость) переводится на русский язык как любовь к мудрости. Впервые этот термин был употреблен древнегреческим философом Пифагором в V в. до н.э. Философия - мировоззренческая форма сознания. Мировоззрение - самые общие представления о мире и месте в нём человека. Философия появилась в более поздние периоды,чем мифологическое и религиозное формы мировоззрения, которые являются дофилософскими мировоззренческими формами. Мифология (с др. греч. мифос-предание). Мифология - система взглядов на мир и место в нём человека, основанная не на теоретических понятиях и. положениях, а либо на художественно - эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях. Миф представлял собой первую форму духовного освоения мира и способ его понимания. Мифология описывала мир, как поле действия АНТРОПОМОРФНЫХ сил, когда предметы и явления природы наделяются свойствами и обликом человека (антропоморфный - с греч. антропос-человек, морфос-форма). Существенной особенностью мифа является его синкретизм, т.е. неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противоречий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ритуалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драматическими моментами существования. Синкретизм предполагает отсутствие деления мира на земной, природный, и сверхъестественный, потусторонний. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в труднодоступных местах (небо, подземное царство и пр.). Кроме того, герои мифов не отличаются принципиально от людей; их способности превосходят человеческие количественно, но не качественно. Мифологическое мировоззрение не исчезает с появлением новых, более совершенных его типов. Так, миф становится составной частью религии. Религия (с лат.RELIGIO - святыня, благочестие). Религия -мировоззрение, когда в сознании людей мир раздваивается на земной (естественный) и неземной (потусторонний, сверхъестественный). Как и мифология, она обращается к фантазии, чувствам людей и основана на вере, а не на знании. Однако, в отличие от мифа, религия: 1) не смешивает земное и сакральное, разводя их на два противоположных полюса, а Бог стоит над природой и вне природы. (сакральный от лат. SACRAliS - священный, небесный) 2) отличием религии от мифологии является наличие развитой КУЛЬТОВОЙ СИСТЕМЫ, т.е. обрядовых действий, и ритуалов для установления связи со сверхъестественным.CULTUS (Lat.) - почитание, поклонение. Религия ближе к философии чем мифология, т.к.и философию, и религию объединяет поиск высших ценностей, целей и смыслов. В то же время, религия - это сознание массовое, она не требует строгих доказательств, разумного обоснования своих положений, ставит истины веры выше истин разума и опыта. Философия же - это познание теоретическое, это всегда работа мысли.
2. Философия и предмет её изучения. Философия как одна из областей человеческого знания и духовного опыта зародилась VII-VI вв. до н.э. в Древней Индии, Китае, Греции. Предпосылкой появления философии явилась потребность в теоретическом осмыслении постоянной меняющейся природной и социальной действительности. Призванием философов стала постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них, например: - Что такое человек и в чем смысл его жизни? - Что есть свобода, добро и зло, красота, истина, справедливость, -Насколько познаваем мир, существуют или нет границы познания, что есть истина, где проходит водораздел между научным и ненаучным знанием? - Что считать движущей силой развития общества, существуют ли законы развития истории и имеет ли она смысл, какова направленность исторического процесса? -Что считать прогрессом, каковы его критерии? - Что является основой бытия - материальное или идеальное начало и др. Специфику философских вопросов можно выразить так, как это сделал немецкий философ И.Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Приведенные вопросы показывают, что философия включает в себя достаточно серьезные знания о мире, носящие самый общий характер, и вместе с тем – оценочные моменты, связанные с выражением отношения человека к миру и самому себе. Следовательно, для определения философии недостаточно обращения к науке. Поэтому такое определение дается, как правило, через мировоззрение, имеющего два уровня-мироощущение и миропонимание. Под мироощущением понимается стихийно складывающаяся способность человека ориентироваться в окружающем мире, базирующаяся на данных органов чувств. Мироощущение не всегда осознаваемо, его существенная часть основана на бессознательных процессах. Миропонимание – более высокий уровень, представляющий собой обобщение данных опыта и их осмысление. Миропонимание, в свою очередь, делится на два уровня: обыденное, или жизненно-практическое, и теоретическое. Первый уровень включает в себя обобщение повседневного жизненного опыта, а второй опирается на данные философии или науки. МИРОВОЗЗРЕНИЕ (на уровне миропонимания):
Обыденное миропонимание присуще каждому человеку. Это представления о желательном уровне жизни, характере работы, семейных отношениях и т.п. Теоретическое миропонимание включает предельно общие вопросы бытия, познания, взаимоотношений человека и мира. Философия, как и наука, является теоретическим ядром мировоззрения. Предмет философии: природа, общество, человек в их сложных взаимосвязях. Философия - система теоретических взглядов об общих принципах бытия и познания, о месте человека в мире мире, об отношении человека к миру и человека к человеку. Философия как исторический тип мировоззрения является самым высшим из всех, поскольку она способна вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Философия – теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
|