Карма-йога
Глава 3
Разрешение спорного вопроса: Отречение от деятельности или деятельность в нишкама карма-йоге (3.1-9) В предыдущей главе Кришна подчеркнул важность буддхи, разума. Он дал Арджуне наставление при помощи буддхи-йоги «отбросить все желания, влекущие за собой отвратительные поступки» (2.49). Это утверждение только усилило замешательство Арджуны, так как он считал сражение ужасной и греховной деятельностью. Арджуна считал, что для того, чтобы избежать зависимости от материального, необходимо оставить общество и отказаться от выполнения предписанных обязанностей.1 Это типичная ошибка новичков в духовной жизни. Они думают, что всякая деятельность ведет к зависимости, и для того, чтобы избежать кармы, нужно просто прекратить деятельность. В этом разделе Кришна решительно исправляет это ошибочное понимание.
Основная тема: Освобождение или рабство определяются не деятельностью, а сознанием, с которым эта деятельность совершается. Следовательно, отречением является не отказ от деятельности, а отказ от привязанности к плодам этой деятельности. Подпункты: А. Отречение от деятельности без необходимой подготовки, знания и очищения приведет к краху на пути духовного осознания. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, незрелый неофит, вставший на путь отречения, будет заниматься греховной деятельностью, так как он еще привязан к деятельности. (3.1, 4 и 5). 1. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, человек лишает себя возможности постепенного очищения от образа мыслей наслаждающегося. Если в сердце человека, отказавшегося от выполнения предписанных обязанностей, возникнет желание действовать ради плодов, у него не будет позитивного пути для удовлетворения этого желания в рамках религии. Поэтому он подвергается огромному риску, так как может прибегнуть к неблагочестивым средствам удовлетворения этого желания. В этом опасность преждевременного отречения (3.4). 2. Отречение от деятельности не есть средство очищения, это результат очищения. 3. Душа активна по своей природе, поэтому отречение от деятельности в принципе невозможно. Напротив, человеку следует действовать на уровне чистоты. 4. Преждевременное принятие жизни в отречении (когда человек еще не успел развить в себе необходимые качества) может быть попыткой удовлетворять чувства на тонком уровне такими вещами, как выгода, почет и стремление выделиться из общей массы. Кришна с насмешкой противопоставляет это псевдо-отречение честной попытке очищения по правилам карма-йоги (3.6-7). 5. Предписанные обязанности слишком важны, чтобы отвергнуть их по собственной прихоти. Наряду с тем, что они очищают сердце, они также поддерживают стабильность в обществе и даже физическое здоровье человека (3.8). Б. Путь бездействия (санкхья-йога) и путь действия (карма-йога) взаимозависимы и не противоречат друг другу. 1. Философский анализ (санкхья-йога) косвенным путем приводит человека к сознанию Кришны. Он помогает осознать свою духовную природу. Затем человек может осознать свою связь со Всевышним, Кришной. 2. Метод сознания Кришны (буддхи-йога, или карма-йога) означает деятельность на уровне осознания своей духовной связи со Сверхдушой. 3. Хотя санкхья-йога и буддхи-йога - два направления одного и того же пути самоосознания, все же сознание Кришны – высший метод благодаря своей практичности. В сознании Кришны человеку не нужно подавлять свое желание действовать. И эта деятельность в преданном служении, с помощью которой человек понимает свое истинное положение, является очищающим фактором. Здесь меньше возможностей для падения, и продвижение совершается быстро и легко (3.3). В. Деятельность, совершаемая в сознании Кришны, есть деятельность во имя Вишну (ягья-артхат). Все существа вынуждены действовать в соответствии со своей природой. Им следует действовать только во имя Вишну и таким образом освободиться от оков кармической деятельности (3.9).
От карма-канды к карма-йоге (3.10-16) Кришна уже установил, что не следует искусственно отрекаться от деятельности. Напротив, необходимо выполнять предписанные обязанности, действуя в духе отречения. Теперь Он объяснит, что делать тем, кто не может действовать на уровне отречения, но желает достичь этого. Удовлетворяя свои материальные желания в рамках религии, те, кто привязан, очистятся. Основная тема: Господь Кришна создал материальный мир для того, чтобы побудить людей совершать жертвоприношения. Он устроил так, что материальный прогресс зависит от ягьи. Поклоняясь Господу с целью получить материальное благополучие, человек очищается и прогрессирует. Подпункты: А. Лестница йоги. 1. КАРМА-КАНДА Удовлетворение чувств с соблюдением определенных правил приводит основную массу людей к религиозности. Карма-канда различными способами очищает практикующего ее: а) Она заставляет человека следовать правилам, которые приведут его к отрешенности. Отрешенность благоприятствует знанию. б) Она приводит человека к Ведам, которые содержат также разделы «Гьяна» и «Упасана». в) Совершение ягьи и получение результатов дают ему веру в шастры. г) Это приводит человека к общению с брахманами, которые могут дать ему знание.
Встав на ведический путь и обретя веру, человек естественным образом придет к изучению разделов Гьяны и Упасаны, так как удовлетворение чувств в рамках Карма-канды неизбежно приведет его к полному разочарованию. Таким образом, Карма-канда приводит человека к следующему этапу… 2. САКАМА КАРМА-ЙОГА Разочаровавшись в удовлетворении чувств, человек начинает желать очищения. Поэтому он пытается отречься от плодов своего труда. Из-за слишком длительного потакания своим материальным желаниям он привязан к некоторым из результатов своей деятельности, но постепенно продвигается к стадии полной отрешенности… 3. НИШКАМА КАРМА-ЙОГА На этой стадии человек уже не привязан к плодам своего труда, но пока еще привязан к деятельности как к таковой. Это приводит к следующей ступени… 4. ГЬЯНА-ЙОГА Полное отречение от желания действовать и от плодов деятельности; человек может отречься от всех обязанностей и полностью посвятить себя изучению философии. 5. БХАКТИ-ЙОГА Бхакти может пронизывать все стадии, кроме карма-канды, но она обычно не проявляется полностью до тех пор, пока не разовьется глубокое осознание, характерное для стадии гьяны (см. 7.19). Б. Карма-канда – совершение жертвоприношений ради материальной выгоды. 1. Через жертвоприношения человек обретает материальное процветание и постепенно возвышается до уровня освобождения (3.10-11). 2. Верховным наслаждающимся всех жертвоприношений (ягий) является Вишну. Полубоги также получают удовольствие от жертвоприношений, поскольку являются Его неотъемлемыми частицами. 3. Все необходимое для жизни дается полубогами. Таким образом, удовлетворив их, человек достигнет материального благополучия. а) Полубоги, наделенные полномочиями правителей мира, управляют им от имени Господа. И, конечно, они довольны, видя, что кто-то непосредственно служит Господу. Но поскольку вначале не все могут быть готовы служить непосредственно Кришне, Веды иногда рекомендуют поклонение полубогам. б) Весь этот процесс создан для того, чтобы взрастить чувство зависимости и служения в сердцах материалистов. в) Имея в виду эту цель, Кришна объясняет, что тот, кто получает плоды жертвоприношений, не признавая Господа и полубогов (и не предлагая им то, что он взял), является вором, ведущим греховную жизнь (3.12-13). В. Санкиртана-ягья – самая простая и наиболее эффективная форма жертвоприношения, особенно в Кали-югу (3.10; 3.12-14, комм). Г. Принимая участие в жертвоприношении (ягье) даже с материальными целями, человек приходит в соприкосновение с Трансцендентым. Это происходит вследствие того, что Веды исходят непосредственно от Господа. Д. Ягья, жертвоприношение – это нечто большее, чем сложный ритуал. Строгое исполнение своих обязанностей – вот настоящая ягья. Веды предписывают разнообразные обязанности (3.14-16): 1. Если человек может выполнять чистое преданное служение, то он движется непосредственно по направлению к Трансцендентному, и выполнение различных обязанностей с целью очищения совсем не обязательно для него (3.15). 2. А что можно сказать об обязанностях, не предписанных Ведами? Если человек, совершая деятельность, игнорирует ведическую дхарму, то такая деятельность бесполезна и лишь запутывает его. Цель человеческой жизни – возвысить сознание, исполняя авторитетную дхарму, предписанную Ведами. Пренебрегая этим правилом, человек живет напрасно (3.16). Е. Жертвоприношение устраняет ложное эго – ложное чувство собственничества. Человек может воспринять Трансцендентное в той степени, в какой он погружен в совершение жертвоприношения. Итак, духовную жизнь можно рассматривать как разные степени жертвенности во имя трансцендентной цели. И начинается она с того, что материалист совершает ягью, чтобы удовлетворить свои чувства благочестивым образом. Высшим проявлением жертвенности является жизнь чистого преданного, чистая жертвенность.2
Нишкама карма: Деятельность из чувства долга с целью показать правильный пример (3.17-35) Поведав Арджуне о карма-канде, Кришна продолжает рассказывать, объясняя теперь нишкама карма-йогу Ранее Кришна объяснил, что тот, кто хочет очиститься, должен выполнять предписанные обязанности, но тот, кто уже достиг самоосознания, может пренебречь своими обязанностями. Арджуна может подумать, что, будучи осознавшей себя душой, он имеет право отказаться от сражения, так как не нуждается в дальнейшем очищении с помощью выполнения предписанных обязанностей. Чтобы предотвратить такое неверное понимание, Кришна объясняет, что даже достигшие самоосознания люди выполняют предписанные обязанности, и делают это не из привязанности или ради очищения, а для того, чтобы показать должный пример другим. Объясняя эти моменты, Кришна разбивает доводы Арджуны, касающиеся «разрушения династии».
Основная тема: Тот, кто обладает полным знанием, уже стоит выше материальных привязанностей. Ему не нужно выполнять предписанные обязанности, чтобы очиститься. И все же он действует, чтобы подать правильный пример тем, кто обладает меньшим знанием. Подпункты: А. Шастры и гуру предписывают человеку определенные обязанности в соответствии с его материальными привязанностями. Человеку предписывается выполнять деятельность, которая будет очищать его, и наряду с этим ему позволяется удовлетворять свои желания в рамках правил. Только тот, кто осознал себя, свободен от выполнения долга, поскольку у него нет материальных желаний и нет необходимости в дальнейшем очищении (3.17-18). Б. Осознавший себя человек действительно выполняет предписанные обязанности только для того, чтобы показать другим наглядный пример того, как нужно жить (3.20-26).. 1. Шрила Прабхупада объясняет, что руководители общества должны знать явленные писания, чтобы правильно руководить людьми. Они также должны служить воплощением тех моральных норм, которые они вводят (3.21). 2. Кришна приводит в пример Себя. Он – Бог, и Ему вне Его Самого ничего не нужно, и все же Он ведет Себя как кшатрий. Причина этого в том, что если бы Он пренебрегал предписанными обязанностями, то простые люди, в свою очередь, поступали бы так же (3.22-25). · Здесь Кришна разбивает довод Арджуны о «разрушении династии». а) Общая масса людей готова воспользоваться любым предлогом, чтобы ради удовлетворения чувств пренебречь долгом. Если лидеры, подобные Кришне и Арджуне, будут уклоняться от исполнения дхармы, тогда и остальные, несомненно, последуют за ними. Каждый будет действовать по своей прихоти, и это станет беспрепятственно распространяться среди людей. Свод религиозных правил, регулирующий общение между полами, будет разрушен, и в результате этого появится варна-санкара, нежелательное население, которое подорвет устои общества. б) Арджуна выдвинул довод, что война разрушит семейные традиции и приведет к появлению варна-санкары. В качестве контраргумента Кришна приводит тот факт, что отказ от сражения будет означать для Арджуны пренебрежение долгом, что тем более приведет к разрушению традиций и создаст варна-санкару. 3. Тому, кто понимает всю тщетность материалистической деятельности, не стоит побуждать людей преждевременно прекращать деятельность. Вместо этого ему нужно вдохновлять их на труд своим собственным примером. Занятость в предписанном процессе очищения медленно, но верно приведет человека к подлинному самоосознанию, в то время как преждевременное отречение просто сделает из него паразита на теле общества (3.26-29). В. В чем же разница между осознавшей себя душой и невежественными людьми, если и те и другие выполняют одинаковые обязанности? Шрила Прабхупада объясняет: «Человек в сознании Кришны и человек, не находящийся в сознании Кришны, отличаются разными желаниями» (3.25-30). 1. Невежественный человек, сбитый с толку желанием чувственного удовлетворения, считает себя действующим. Он думает, что способен независимо управлять ходом событий в своей жизни. Таким образом, он выполняет свои обязанности с привязанностью и желанием получить чувственное наслаждение (3.27). 2. Осознавший себя человек понимает, что не принадлежит к материальному миру. Он выполняет свои обязанности без привязанности, ради очищения. Он не привязан к результатам своей деятельности, так как имеет твердую веру в то, что Кришна – владыка всего (3.28). · Высший уровень деятельности осознавшей себя души – чистое преданное служение, стоящее над религиозными ритуалами или работой из чувства долга ради очищения (3.30). Г. Способность человека прогрессировать в духовной жизни напрямую связана с верой и способностью без зависти принимать Кришну и Его наставления. Даже если человек не находится на уровне преданности, о которой упоминается в стихе (3.30), но искренне верит в слова Кришны, то в конечном счете он станет достойным чистого преданного служения (3.31-32). Д. Все люди, за исключением осознавших себя, движимы тремя гунами природы. Поэтому человек, искренне стремящийся к духовному, должен исполнять свои обязанности, чтобы постепенно очиститься, одновременно получая достаточно чувственного наслаждения, чтобы успокоить ум. Однако, если человек цепляется за любую возможность удовлетворять чувства согласно предписаниям шастр, то он рискует скатиться до греховной жизни (3.33-34). Е. Заканчивая Свои рассуждения на тему нишкама карма-йоги, Кришна объясняет, что никогда не нужно отказываться от своих обязанностей, принимая на себя чужие. Напротив, уж лучше столкнуться с разочарованием на своем собственном пути, чем следовать по чужому (3.35). Три нижеизложенные точки зрения помогут человеку понять, почему лучше выполнять свои собственные обязанности несовершенно, чем чужие в совершенстве. · Исполнение чужих обязанностей ведет к тому, что поощряется деятельность по собственной прихоти, которая конечном счете приводит к хаосу. Отвергая свои обязанности из-за трудности их выполнения, человек скатывается до того, что чувственное наслаждение становится критерием для принятия или отвержения. · Если человек берет на себя выполнение чужого долга, то это ведет к подрыву устоев общества. Предписанные обязанности даются не только для личного очищения, но также и для того, чтобы общество, состоящее из неразрывных частей, могло быть стабильным. Если человек решает изменить род своей деятельности, то те, кто зависят от его деятельности, могут пострадать. · Исполнять чужие обязанности не так легко, как это может показаться. Обуславливающие нас склонности коренятся в нас гораздо глубже, чем мы это осознаем. Оставить занятие, к которому данный человек склонен, очень трудно. Если человек занимается тем, к чему у него нет естественной склонности, то это вызывает у него неудовлетворенность и грозит моральным разложением.
Берегись вожделения и гнева (3.36-43) Кришна разбивает многочисленные доводы, оправдывающие пренебрежение долгом, и объясняет важность следования правилам своей дхармы, как того требуют шастры. Может возникнуть вопрос: «Что заставляет человека не повиноваться авторитету шастр, даже если он знает, что такое поведение неправильно?»(3.36). В ответ Кришна объясняет природу вожделения.
Основная тема: Вожделение – заклятый враг духовного развития. Вожделение можно обуздать, следуя ограничениям, накладываемым религиозной жизнью, и взращивая в себе знание об истинной природе души. Подпункты: А. Вожделение также берет свое начало из Трансцендентного (3.37). 1. Вожделение возникает, когда свойственная душе любовь к Кришне преломляется и направляется на нее саму. Таким образом, вожделение, или сильное желание удовлетворять свои чувства, – это отражение изначального сильного желания удовлетворять чувства Кришны. 2. Шрила Прабхупада объясняет: «Если человек под влиянием гуны страсти использует ее для того, чтобы возвыситься до гуны благости путем предписанного образа жизни и деятельности, вместо того, чтобы деградировать в гуну невежества, то он может спастись от деградации, на которую обрекает гнев, благодаря вкусу к духовному.»(3.37, комм) · Неконтролируемое вожделение (гуна страсти) ведет к гневу, гуне невежества (2.62-3), но если вожделение ограничивать просредством исполнения предписанных обязанностей, то оно может быть очищено, и человек сможет утвердиться в гуне благости. Б. Разные формы жизни различаются по уровню вожделения, покрывающего чистое сознание живого существа (3.38). · Кришна приводит простую аналогию, сравнивая сознание человеческой формы жизни с огнем, окутанным дымом. Это делается для того, чтобы объяснить, что в человеческой форме жизни есть видимость чистого духовного сознания. Человеческая форма жизни предоставляет возможность раздуть огонек сознания, лишь слегка окутанного дымом, в пламя, возрождая свойственное человеку сознание Кришны. В. Приведя совершенно иную аналогию, Кришна сравнивает вожделение с огнем. Огонь невозможно утолить никаким количеством топлива. Чем больше топлива, тем сильнее огонь. Лучший способ затушить огонь – это дать ему погаснуть, перестав подкладывать в него топливо (3.39). Г. Кришна завершает эту главу конкретными наставлениями о том, как победить этого врага, вожделение (3.40-43). Сначала Он указывает, где располагается этот враг (текст 40), а затем объясняет, как его победить (тексты 41-43). 1. Пристанища вожделения – чувства, ум и разум. а) Чувства. Если человека привлекают удовольствия или отвращает боль, то это означает, что на его чувства влияет вожделение. Чувства посылают в ум образы желанных и нежеланных объектов. б) Ум. Таким образом ум становится вместилищем чувственных впечатлений и пристанищем вожделения. в) Разум. Образы, порождаемые вожделением, возникают в уме и атакуют разум. Если разум побежден, то ум приказывает ему строить планы для исполнения желаний, порожденных вожделением. Так вожделение проникает через чувства в ум и разум и побеждает их. г) Шрила Прабхупада отмечает, что разум, в котором обитает вожделение, усиливает ложное эго. Это может происходить оттого, что планы, направленные на исполнение вожделенных желаний, порождают ложное отождествление себя с телом и взгляд на мир, в котором человек считает себя наслаждающимся и повелевающим (аханкара). 2. Как контролировать вожделение. а) Поскольку умом и разумом управлять трудно, начинать нужно с контроля чувств (3.41). б) Затем человек может вступить в схватку с вожделением в уме и разуме, размышляя о том, что он – душа и стоит выше диктата чувств, ума и разума. Таким образом, он может практиковать деятельность на уровне духовного желания (сознания Кришны), а не на уровне материального вожделения (3.42-43).
1 Шрила Прабхупада в комментарии к (3.1) подчеркивает, что это намерение Арджуны есть результат его материального желания избежать неприятностей сражения. 2 Сравните концепцию жертвоприношения, упомянутую в этом разделе, с концепцией жертвоприношения, данной в 4.24.
|