Студопедия — творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой






МОГИЛЕВСКАЯ ШКОЛА МИЛИЦИИ

производятся и потребляются материальные и духовные ценности и про­исходит становление человека как субъекта культурной деятельности.

Что же включает в себя понятие " культура"?

1. Определенные материальные ценности созданные человеком - достижения производственной деятельности, науки, техники, искусства, характеризующие уровень развития общества в данный исторический пе­риод.

2. Навыки, умения, методы производства новых ценностей в сфере материальной и духовной жизни.

3. Просвещение и образование, различные виды воспитания, приоб­щающие человека к ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Культура общества подразделяется:

(демонстрируем слайд N 1)

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ

Материальная культура складывается из совокупности средств производства и продуктов труда, а также трудовых навыков людей.

К духовной культуре относятся определенные знания, теории, науч­ные труды, художественные произведения, образованность населения, правила поведения распространенные в обществе, уровень и характер воспитанности людей, степень и формы приобщения к достижениям науки и искусства, развитие творческой активности.

Конечно, деление культуры на материальную и духовную довольно условно. Оно соответствует двум основным формам преобразующей дея­тельности человека: материально-производственной и духовно-художест­венной, которые неразрывно связаны друг с другом. Поэтому и культура

- это единый диалектический процесс как вещественного, так и духов­ного производства.

Духовная культура формируется на основе общественного бытия и оказывает на него активное обратное воздействие. Чем выше уровень развития духовной культуры, тем эффективнее решаются экономические,

политические, социальные проблемы, тем выше отдача человека в труде и общественной деятельности.

Приведу пример. В 1957 году произошло знаменательное событие для всего человечества. В СССР был запущен первый искусственный спут­ник Земли. Начинается новая эра в истории человечества - освоения космоса.

Правительства большинства развитых государств испытали настоя­щий шок - как страна пережившая совсем недавно столь разрушительную войну смогла не только восстановить свой довоенный потенциал, но и значительно превзойти все остальные страны в этом весьма перспектив­ном направлении развития науки!?

Больше всех были потрясены американцы. И по инициативе прези­дента Соединенных Штатов Америки была создана специальная комиссия, которая должна была выяснить причины успехов Советского Союза в ос­воении космоса и разработать комплекс мер по исправлению ситуации.

Комиссия работала довольно долго, тщательно изучила положение дел и сделала совершенно парадоксальный вывод - главная причина ус­пехов СССР - в качественно лучшей системе образования. Она дает всесторонние, прочные знания, способствует развитию способностей мо­лодых людей и создает мощный потенциал для пополнения научных кад­ров. Комиссия рекомендовала, не увеличивая субсидии выделяемые NASA, значительно увеличить их в области образования.

Конгресс утвердил эти предложения. И в скором времени результа­ты не замедлили сказаться.

И сейчас, вы обратили внимание, на страницах газет, журналов, в выступлениях политических деятелей, видных ученых все чаще говорится о необходимости подъема духовной культуры нашего общества на должный уровень. Без этого кардинальных изменений в обществе не произойдет.

Посудите сами: если каждое утро будет по прежнему начинаться для большинства из нас с загаженного подъезда, непролазной грязной улицы и переполненного озлобленного автобуса - каким же будет отно­шение к тому, что человек будет производить в течение всего дня!?

Наверное таким же грубым, корявым и далеким от настоящего ка­чества. С таким уровнем общей культуры человеку привычнее забить болт в двигатель кувалдой, а не стараться ввернуть его туда отверт­кой. Он подспудно будет размышлять о том, как добраться после работы домой, да еще решить массу бытовых проблем, а не о новых подходах в создаваемой им машине. То есть, здесь просматривается прямая законо­мерность - чем выше уровень общей культуры - тем выше уровень куль­туры производства, качества создаваемых изделий, их дизайна и других важных показателей.

Духовная культура рассматривается по содержанию и по форме.

(демонстрируем слайд N 2)

 

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
СОДЕРЖАНИЕ ФОРМА (классовая) (национальная) 1. Язык 2. Национальный быт 3. Национальная психология

По содержанию духовная культура всегда носит классовый харак­тер. По форме она является национальной. Из схемы вы видите, что к национальным особенностям культуры относятся особенности языка, осо­бенности национального быта, определенные неповторимые черты психо­логического склада.

Например, по форме культура Беларуси будет существенно отли­чаться от культуры Англии или Франции. И до тех пор, пока существуют национальные различия между народами, культура будет неизменно выс­тупать в национальной форме.

К семинарскому занятию продумайте вопрос - какие основные национальные особенности культуры Беларуси?

Итак мы выяснили, что такое культура. Закономерно возникает вопрос - каковы же основные движущие силы культуры, что определяет ее прогресс?

Многие философы полагают, что главной движущей силой культуры является "интеллектуальная элита". Их аргументы: все великие произ­ведения искусства создавали незаурядные люди. Для того, чтобы соз­дать что-то выдающееся нужно иметь талант. И этих авторов народ пом­нит веками. Например, все мы знаем кто изваял статую Давида, написал "Джаконду" и "Тайную вечерю", "Лунную сонату" или "Турецкий марш".

Действительно, на первый взгляд, выдающиеся произведения ис­кусства создают незаурядные, талантливые личности.

Но какова же тогда роль трудящихся, народа? Неужели никакой?

1. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было соз­дано профессиональными творцами (архитекторами, художниками, скуль­пторами, писателями, музыкантами, поэтами), тем не менее, народ

создавал материальные блага, обеспечивал их существование и тем са­мым давал возможность творить.

Подумайте, смог бы например А.С.Пушкин создать столько выдаю­щихся произведений, родись он в обычной семье крепостного крестьяни­на!?

2. Народ сам создает духовные ценности - язык, фольклор, музыку, которые являются источником творческой деятельности профессионалов.

Как сказал известный русский композитор Глинка: "Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее".

Таким образом, можно сказать, что народ и одаренная личность в культуре дополняют друг друга. Каждый по своему оказывает влияние на ее развитие.

В развитии культуры всегда наблюдается преемственность. То есть, лучшие достижения духовной культуры предшествующей эпохи всег­да становятся достоянием последующей.

Вместе с тем, новая прогрессивная культура решительно порывает с теми элементами старой культуры, которые несут в себе черты отжив­шей идеологии, с реакционными традициями в сфере быта и человеческих взаимоотношений, ложными или устаревшими представлениями в сфере на­уки и искусства.

ВЫВОД:

Таким образом, культура - это активная творческая дея­тельность людей по освоению мира. Культура подразделяет­ся на материальную и духовную. Духовная культура форми­руется на основе общественного бытия и оказывает на него активное обратное воздействие.

II. "ЭЛИТАРНАЯ" И "МАССОВАЯ" КУЛЬТУРА.

В период становления и развития классового общества в развитии духовной культуры проявились две тенденции:

1. Возникновение "элитарной" культуры.

2. Возникновение "массовой" культуры.

Первая заключалась в стимулировании развития культуры, предназ­наченной для потребления элитой - избранной, сравнительно небольшой, "верхушечной" частью общества. Одновременно создавались такие усло­вия жизни и деятельности всех остальных, которые бы препятствовали приобщению к ее достижениям.

Отстранение широких слоев населения от этой культуры происходи­ло с помощью многочисленных способов, главными из которых являлись:

(демонстрируем слайд N 3)

1. ПРЕПЯТСТВИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОРЯДКА 2. СОСЛОВНЫЕ ПЕРЕГОРОДКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 3. УСЛОЖНЕННЫЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ

Например, для того чтобы обучаться в гимназии в дореволю­ционной России нужно было платить, и немало. Естественно, большинство крестьян позволить такую роскошь для своих детей не могли. Даже форма гимназиста стоила целое состояние для простого человека. Кроме того вы знаете, что в во многие учебные заведения - например военные училища, могли поступать представители только определенных сословий.

Что касается усложненного характера элитарной культуры достаточно вспомнить, на каком языке издавалось большинство книг известных за­рубежных авторов, шли новые спектакли, проводились другие культурные мероприятия.

В совокупности, все это и привело к образованию "элитарной" культуры, подчеркнуто аристократичной, высокомерной и замкнутой.

Одновременно создавалась и распространялась так называемая "массовая" культура, предназначенная для всех остальных.

Ее творцы делали ее доступной для понимания и восприятия широ­кими кругами населения. Она была предельно проста и примитивна. Она не призывала размышлять, анализировать; практически не развивала эс­тетический вкус; совершенно не расширяла кругозор людей. Кроме того, она пропагандировала фактическое удаление от насущных социальных проблем, или проще говоря - оболванивала.

Эта "массовая" культура была предназначена, чтобы "убивать время", развлекаться не затрачивая при этом умственных сил.

Примерами той "массовой" культуры могут служить весьма популяр­ные в начале столетия балаганные развлечения - посмотреть живую "ру­салку" в бочке, "усатую" женщину, запустить моченым яблоком в физио­номию в окошке. Сюда же можно отнести дешевые сенсации бульварной прессы, низкопробные образцы художественной литературы, живописи

(лубочные картинки), музыки ("собачий вальс").

"Элитарная" и "массовая" культура существуют и сегодня, но их

форма, и отчасти содержание, несколько изменились.

Современная "массовая" культура возникла с появлением общества массового производства и массового потребления. Появление и развитие радио, телевидения, современных средств связи, видеотехники, персо­нальных компьютеров, способствовало распространению этой культуры.

"Массовая" культура сейчас прежде всего означает - коммерческая культура. Произведения современной массовой культуры в первую очередь должны приносить прибыль. Родоначальниками современной массовой культуры стали бизнесмены Голливуда. Они разработали целую систему производства коммерческих фильмов, которые приносили колоссальную прибыль за очень короткий срок. Довольно быстро эти коммерческие фильмы заполонили экраны всех кинотеатров мира.

Постепенно коммерциализации подверглись книгопечатание, пресса, живопись, музыка, фотография.

Сегодня массовую культуру очень часто называют поликультурой или "кич" - от немецкого слова "халтура".

Последнее время его заменило понятие "популярная" культура или "поп-культура".

(привести примеры образцов массовой культуры)

(демонстрируем слайды N 4, N 5, N 6, N 7)

Массовой, или поп-культуре противостоит современная элитарная культура, сложная по содержанию, трудная для восприятия.

Например, фильмы Андрея Тарковского - "Солярис", "Жертвоприно­шение", "Сталкер"; или фильмы Фрэнсиса Коппалы - "Апокалипсис сегодня", "Маленький Будда" и ряд других.

Сюда же мы можем отнести целый ряд писателей, художников, ком­позиторов.

(привести примеры произведений современной элитарной культуры)

(демонстрируем слайды N 8, N 9, N 10, N 11)

Произведения, создаваемые в рамках элитарной культуры ориенти­рованы на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Они являются предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков, но большинство людей могут не обратить на них никакого внимания, или просто не понять.

К семинарскому занятию продумайте ответ на следующий вопрос: Если произведения элитарной культуры довольно сложны и не по­нятны большинству, нужна ли вообще такая культура?

А если нужна, то почему?

ВЫВОД:

Таким образом, в развитии культуры в течение дли­тельного времени прослеживаются две тенденции.

Первая заключается в развитии массовой культуры - примитивной и развлекательной, но приносящей громад­ную коммерческую прибыль.

Вторая - в развитии элитарной культуры, ориентирован­ной на узкий круг людей разбирающихся в искусстве.

III. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ.

За последние десятилетия достигнуты определенные успехи в сфере культуры. Бесспорны такие завоевания как всеобщая грамотность насе­ления, демократичность пользования важнейшими источниками культуры, развитие народных талантов. Вместе с тем сейчас стало ясно, что су­щественного повышения уровня культуры нельзя добиться простым меха­ническим приростом числа книг, кинофильмов, домов культуры. Требуют­ся значительные качественные изменения, серьезная и глубокая перест­ройка на всех направлениях.

Какие же положительные изменения произошли в области культуры последние годы?

1. Отказ от догматических и авторитарных методов характерных для предшествующего периода, которые нанесли культуре тяжелый урон и значительно затормозили творческий процесс. Долгие годы такие поня­тия как идейность, народность, партийность служили орудием запрети­тельства. Используя их, отменяли "неудобные" спектакли, запрещали многие фильмы, закрывали выставки художников.

Вспомните, сколько интересных фильмов, книг увидели свет в пер­вые перестроечные годы. Например "Дети Арбата" А.Рыбакова, фильмы Кончаловского, повести и романы Михаила Булгакова и многие другие.

А ведь длительное время они были запрещены.

2. Поставлена задача обязательного обучения каждого основам ху­дожественной культуры, причем с дошкольного возраста, как учат мате­матике, грамматике.

Почему у нас очень многие не любят классическую музыку? Ответ

прост - они ее просто не понимают. Для восприятия и понимания клас­сической музыки необходимо знать основы музыкальной грамоты.

3. Отказ от безнадежно устаревших форм работы культурно-просве­тительских учреждений и переход к массовым формам организации куль­турного отдыха людей.

Так, долгие годы центрами культурно-массовой работы у нас были Дома Культуры. В основном здесь работали профессиональные или полуп­рофессиональные коллективы ориентирующиеся на участие в престижных смотрах, фестивалях. По сути дела Дома Культуры исключали массовое участие населения в культурных мероприятиях. И "человек с улицы" не мог прийти туда чтобы попробовать свои силы в различных видах ис­кусства.

Реальный выход из сложившегося положения - в развитии активных и массовых форм организации культурного отдыха людей. По образцу Центров Досуга, которые функционируют во всех европейских странах.

Сюда можно прийти всей семьей, чтобы пообщаться по интересам, покататься на крытом катке, поплавать в бассейне, затем посмотреть новый фильм, поиграть в компьютерные игры или попутешествовать по Интернету и многое другое. Любой человек здесь с удовольствием про­водит свободное время получая хороший эмоциональный заряд.

4. Осмысление прошлого отечественной культуры.

Сейчас мы можно сказать заново открываем для себя многие незас­луженно забытые имена, произведения созданные этими авторами.

Например: Франциск Скорина, Ефросинья Полоцкая, Кирилла Туровс­кий, Сымон Будный и многие другие.

5. Меняется концепция участия нашей Республики в международной художественной жизни.

Мы стали гораздо более активно принимать участие в различных международных фестивалях и выставках, чаще зарубежные гости стали бывать и у нас.

6.Отказ от "остаточного принципа" финансирования сферы культуры. Долгие годы на культуру выделяли остатки бюджета. В итоге, на

культурное развитие каждого гражданина получалось 3 копейки в год. Как вы думаете, можно ли на такую сумму существенно повысить куль­турный уровень нации?

В настоящее время правительство нашей Республики отказалось от данного принципа выделения средств. И изменения к лучшему, несомнен­но, должны произойти.

Вместе с тем, в развитии культуры последние годы мы наблюдаем и ряд негативных черт. Как вы думаете - каких? Существуют ли пути их преодоления?

ВЫВОД:

Таким образом, последние годы в развитии духовной куль­туры произошли существенные изменения, связанные с отка­зом от догматических и авторитарных методов предшествую­щего периода, отказа от устаревших форм работы, переос­мысления прошлого отечественной культуры, отказа от "ос­таточного принципа" финансирования сферы культуры.

 

ВЫВОД ПО ТЕМЕ:

В современном философском понимании культура - это активная

творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и про­исходит становление человека как субъекта культурной деятельности.

Материальная культура складывается из совокупности средств производства и продуктов труда, а также трудовых навыков людей.

К духовной культуре относятся определенные знания, теории, науч­ные труды, художественные произведения, образованность населения, правила поведения распространенные в обществе, уровень и характер воспитанности людей, степень и формы приобщения к достижениям науки и искусства, развитие творческой активности.

Конечно, деление культуры на материальную и духовную условно. Духовная культура формируется на основе общественного бытия и

оказывает на него активное обратное воздействие. Чем выше уровень развития духовной культуры, тем эффективнее решаются экономические, политические, социальные проблемы, тем выше отдача человека в труде и общественной деятельности.

Духовная культура рассматривается по содержанию и по форме.

В период становления и развития классового общества в развитии духовной культуры проявились две тенденции:

1. Возникновение "элитарной" культуры.

2. Возникновение "массовой" культуры.

"Элитарная" и "массовая" культура существуют и сегодня, но их форма, и отчасти содержание, несколько изменились.

Что касается перспектив развития культуры, то здесь следует от­метить следующее: за последние десятилетия достигнуты определенные

успехи в сфере культуры. Так, произошел отказ от догматических и ав­торитарных методов характерных для предшествующего периода, уходят в прошлое безнадежно устаревшие формы культурно-просветительских учре­ждений, произошло переосмысление прошлого отечественной культуры, наблюдается дальнейшая демократизация системы управления ей. Все это очень скоро должно сказаться самым положительным образом на ее даль­нейшем развитии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

Рассматривая первый вопрос плана выясните, что такое культура. Что включает в себя это понятие? Что мы понимаем под материальной и духовной культурой? Каковы движущие силы культуры, определяющие ее прогресс?

Какую роль, на ваш взгляд, играют в развитии культуры ее про­фессиональные творцы и народ? Продумайте конкретные примеры иллюст­рирующие влияние культуры на развитие, прогресс общества. Влияет ли культурный уровень сотрудника органов внутренних дел на результатив­ность его работы, на его профессионализм?

Рассматривая второй и третий вопросы плана выясните сущность "элитарной" и "массовой" культуры. Как на ваш взгляд они влияют на развитие культуры и общества? Каковы их проявления на сегодняшний день?

Затем вам необходимо акцентировать внимание на преобразованиях в сфере культуры. Что здесь существенно изменилось за последние годы? Какие положительные и негативные изменения происходят в ее развитии в настоящее время? Каковы возможные перспективы?

ЛИТЕРАТУРА

ФИЛОСОФИЯ Под ред. В.П. Кохановского

"Феникс" 1995 год.

ФИЛОСОФИЯ Под ред. Н.И. Жукова

Минск НТЦ "АПИ" 1998 год

ФИЛОСОФИЯ Под ред. О.С. Тернового

Минск, 1998 год.

ФИЛОСОФИЯ Под ред. Б.С. Трибулева

Минск БГПА 1994 год.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Минск БГПА 1994 год.

ФИЛОСОФИЯ Под ред. И.П. Мамыкина

Минск ИП "Экоперспектива" 1997 год.

Е.В. ЗОЛОТУХИНА-АБОЛИНА " СТРАНА ФИЛОСОФИЯ"

"Феникс" 1995 год.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 362. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия