Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Миф как древнейшая форма культуры





а) в западной культуре - закон выше власти, она требует своего обоснования, признание лидера обусловлено доказательством его прав на лидерство. Человек подчинен государству как начальнику, но душа его свободна. Положение личности зависит главным образом от ее умений, способностей;

б) на Востоке - власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как и лидер. Человек служит государству и начальству, служит и душой и телом. Положение человека обусловлено его социальным статусом. Так, конфуцианство видело в последовательной подчиненности низшего высшему наилучший способ связать общество воедино. Безусловное подчинение подданного государю, детей — родителям, жены — мужу рассматривалось как залог нормального функционирования гигантского организма Поднебесной. Предполагалась и обратная связь: милосердие государя как бы укрывало незримым пологом все сущее, «вплоть до насекомых и трав», родители должны были относиться к детям с отеческой любовью, а начальник — стать «отцом и матерью народу», но акцентировалось все-таки первое — подчиненность. Конфуцианский «благородный муж» должен был сочетать в себе мудрость с чувством долга и справедливости, Свой талант он обязан был употребить на служение государю и благо народа. Именно народа, ибо, когда государь ошибался, обязанностью «благородного мужа» было вернуть его на правильный путь.

ТЕМА. 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

План

2.1. Миф как древнейшая форма культуры

2.2. Религия как форма культуры

2.3. Мораль как форма культуры

2.4. Искусство как форма культуры

2.5. Политика в системе культуры общества

 

 

Миф как древнейшая форма культуры

 

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев.

Авторы мифов, как правило, неизвестны. Содержанием мифов являются рассказы:

- о сотворении мира;

- об основании древних государств и городов;

- о поступках культурных героев;

- о месте человека в мире и его назначении;

- о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Миф возникает на начальной фазе становления человеческого общества и сохраняет свое значение и на последующих этапах его развития.

Для мифов характерна сопричастность к природным стихиям, которые представлены в мифах в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил.

Для мифологического сознания характерно:

- растворение человека в мире, отождествление человека с природой;

- обожествление природы;

- фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам;вера в сверхъестественные свойства особых предметов

- анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

Расцвет мифа относится к периоду первобытно - общинной формации.

Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвидимого: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль защитника. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни. Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовавших условий общественной жизни.

Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном виде.

Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Постепенное овладение человеком силами природы, переход его сознания от мифа к природопониманию делает возможным появление зачатков научного познания.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 648. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия