Принцип сравнительных издержек
Глава 15. Теории внешней торговли
Как вести внешнюю торговлю? Что продавать и что покупать? В принципе выгоднее продавать те товары, в создание которых вложено больше труда, ту продукцию, которая подверглась в большей степени обработке. Выгоднее поставлять на экспорт бумагу, а не целлюлозу, станки и оборудование, а не металл и заготовки, бензин и масла, а не сырую нефть. Продавать целесообразнее более дорогие товары и услуги, а импортировать более дешевые, дефицитные. Иначе говоря, при определении внешнеторговой политики одним из основных критериев являются цены. И не просто цены, а соотношение внутренних и внешних цен. Бразилия продает кофе, Саудовская Аравия — нефть, Япония — компьютеры именно потому, что при существующем ныне соотношении внутренних и мировых цен производителям и поставщикам этих стран выгоднее реализовывать свою продукцию иностранцам по ценам мирового рынка, которые выше внутренних. В то же время Японии выгоднее покупать бразильский кофе и саудовскую нефть, а Бразилии и Саудовской Аравии — японскую электронику (собственное производство импортируемых товаров обойдется дороже). По сути, это тот принцип, которого придерживался еще Адам Смит. Автор “Богатства народов” утверждал, что условием международной торговли служит различие в ценах, размерах абсолютных издержек внешнеторговых партнеров на производство обмениваемых товаров. Выступая против искусственного ограничения торговли, Смит заявлял, что торговать надо с теми странами, где продукты Дешевле: “Если вина Франции лучше и дешевле португальских вин или если ее полотно лучше полотна Германии, то для Великобритании выгоднее покупать нужное ей вино и заграничное полотно у Франции, а не у Португалии и Германии”1. Зачем производить виноград в Шотландии, ведь вино там в 30 раз дороже, чем в Португалии. Целесообразнее покупать, но там, где оно дешевле. Принцип Смита — принцип абсолютных издержек. Согласно этому принципу следует импортировать товар из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки производства которых ниже, чем у импортера.
Смит утверждал, что торговля, которая, помимо всяких искусственных воздействий или стеснений, естественно, нормально ведется между двумя странами, всегда выгодна, хотя и не всегда одинаково, им обеим2. “Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которыхобойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного”3. Это же правило, по мнению Смита, должно быть распространено на всю страну: “Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом”4. В отличие от Смита Давид Рикардо считал, что предпосылкой международного товарообмена не обязательно должно быть различие абсолютных издержек. Как быть, если страна не обладает абсолютным преимуществом в уровне издержек? Останется ли она в выигрыше, если будет экспортировать часть своих товаров? На ряде примеров Рикардо доказывает, что “абсолютное имущество в издержках” — не обязательное условие торгового обмена. Достаточно, чтобы между торгующими странами различались сравнительные издержки. Во времена Рикардо издержки производства сукна в Англии были несколько выше, чем в Португалии. Но, по мнению Рикардо, Англии все равно выгоднее экспортировать сукно, а Португалии выгоднее его покупать (хотя у последней издержки производства сукна ниже). В свою очередь, Португалия будет заниматься экспортом вина, производство которого дешевле, чем в Англии. Сукно в Португалии дешевле. Но в результате торгового обмена Португалия получит больше сукна, нежели если она производила его сама. Выручка от продажи вина и “потери” от покупки английского сукна компенсируют различие в сравнительных издержках. Пример с обменом английского сукна на португальское вино Рикардо иллюстрирует расчетами, построенными на затратах рабочего времени. На изготовление сукна требуется труд ста
человек, на изготовление вина — труд восьмидесяти человек. Труд ста англичан, замечает Рикардо, не может быть отдан за труд восьмидесяти англичан, но продукт труда ста англичан может быть отдан за продукт труда восьмидесяти португальцев, шестидесяти русских или ста двадцати индусов3. “Разница в этом отношении между одной страной и многими легко объясняется, если мы примем во внимание трудность перемещения капитала из одной страны в другую в поисках более прибыльного занятия и подвижность, с какою он неизменно перемещается из одной области в другую в пределах одной и той же страны”6. Поэтому система товарообмена на основе производства и экспорта тех товаров, которые в данной стране сравнительно дешевле у экспортеров, вполне естественна. Основной вывод, к которому пришел Рикардо, гласит: “Правило, регулирующее относительную стоимость товаров в одной стране, не регулирует относительную стоимость товаров, обмениваемых между двумя или несколькими странами. При системе полной свободы торговли каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли, которые доставляют ей наибольшие выгоды”. Принцип сравнительных издержек есть принцип взаимной выгоды. “Именно этот принцип определяет, что вино должно производиться во Франции и Португалии, что хлеб должен возделываться в Америке и Польше, а различные металлические изделия и другие товары должны изготовляться в Англии”7. Однако и принцип сравнительных издержек представляет собой некоторое упрощение, не отражает всей сложности внешнеэкономических связей. Модель Рикардо — это модель торговли между двумя странами. Она не учитывает изменения относительных издержек, различие производственных потенциалов торгующих стран, невозможность идти по пути полной специализации в производстве. 2. Модель Хекш ера—Олина:
|