Социальные институты и их роль в социологии Г.Спенсер
Он доказывает, что в обществе по мере его эволюции становится все больше социальных институтов, цель деятельности которых состоит в обеспечении нормального функционирования всего социального организма Поскольку число институтов увеличивается, а структура каждого усложняется, постольку социология должна изучать, считает Спенсер, синхронность их взаимодействия. От эффективности этого процесса зависит общественный прогресс, и социологическая наука не может пройти мимо данного обстоятельства. Помимо обеспечения стабильности общественного функционирования, социальные институты, по мнению социолога, выполняют еще одну важную задачу: обеспечивают превращение человека в социальное существо, включают его в социальные действия, имеющие коллективный характер, другими словами, создают условия для социализации личности. Нельзя не отметить, что и эта трактовка социального института выглядит сегодня вполне актуально и широко используется современной социологией. В рамках социальных институтов, по Спенсеру, действуют три системы органов (учреждений) - производительная, распределительная и регулятивная, которые выполняют дифференцирующие и интегрирующие социальные функции применительно к развитию общества. Сами социальные институты рассматриваются социологом в шести основных их разновидностях. Это домашние, обрядовые, политические, церковные, промышленные, профессиональные институты, каждый из которых находится в состоянии изменения и развития. 4. Социологические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса (Предисловие. «К критике политической экономии»). Крупнейшим социологом XIX в. является Карл Маркс (18181883). Вместе с Фридрихом Энгельсом (18201895) он разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Марксистская концепция исходит из положения, что способ материального производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне. Теория общества, основанием которой является материалистическое понимание истории, признает действие многих факторов. Производственные отношения это базис, но на ход исторического развития воздействуют другие факторы политические формы классовой борьбы и ее результаты, правовые формы,- политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. Обосновывая материалистическое понимание истории, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали основной принцип, а именно: развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего производительными силами, что с их изменением меняется способ производства, а вместе со способом производства все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества. Анализ производственных отношений дал возможность подметить повторяемость явлений общественной жизни, объединить, явления и процессы, происходящие в разных странах, приятием общественной формации. Общественная формация это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма. Функционирование и развитие этого организма характеризуются действием двух типов социальных законов. Это генетические законы и закономерности, связанные с его развитием, и структурные законы и закономерности, относящиеся к функционированию его различных структур. И генетические, и структурные законы и закономерности являются результатом стечения различных исторических фактов и обстоятельств, характерных для данного вида общества. К. Маркс и Ф. Энгельс исследовали историю становления и развития основных общественных формаций: первобытнообщинной (Ф. Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства), рабовладельческой и феодальной (К. Маркс Формы, предшествующие капиталистическому производству; Ф. Энгельс Крестьянская война в Германии), капиталистической (К. Маркс Капитал). Ими были также изучены классы и социальные группы современного им общества пролетариата, буржуазии, крестьянства (К. Маркс Гражданская война во Франции, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта; Ф. Энгельс Положение рабочего класса в Англии, К жилищному вопросу). Влияние трудов К.Маркса и Ф.Энгельса на развитие социологии огромно, и в связи с вышеизложенным, представляется, что тема настоящих исследований особенно актуальна.
|