Автоматия мигания
Мигание, как и саккадическое движение глаз, обладает автоматией. В момент напряженной зрительной работы мигания подавляются, а сразу после ее завершения количество миганий резко возрастает. Средний интервал составляет 3,14 ± 0,4 с. Искусственная среда зачастую приводит к утомлению зрительного восприятия человека. С точки зрения физиологии зрения снижение амплитуды саккад следует считать целесообразным для глаз. При формировании видимой среды в окружающем человека пространстве должно быть достаточное количество хорошо различимых глазом предметов. На автоматикю саккад влияет ряд факторов: яркость объекта, его размер, конфигурация и четкость. Так, при рассмотрении человеческого лица, которое относится к «сложному» объекту, взгляд обычно фиксирует 3 точки: два глаза и губы, другие части лица рассматриваются бегло. Такое рассматривание осуществляется в основном за счет саккад; «паутина» тонких линий на предлагаемом справа рисунке — это и есть саккады, а черные точки — момент фиксации, во время которого взор на какое-то время сохраняет заданное положение. Внимание наблюдателя привлекают глаза и губы. Это вполне объяснимо с физиологической точки зрения — именно эти участки четко видны наблюдателю и соответственно на фотографии за них легко физически «зацепиться» глазу. Причем, если у наблюдателя будет время, то оно будет затрачено не на рассматривание второстепенных элементов, а на повторный пробег по трем основным точкам. Цикл, по мнению специалистов (см. В.А. Филин «Видеоэкология»), определяется автоматией саккад, модулированной применительно к конкретной ситуации. Программа автоматии саккад вырабатывается саккадическим центром на весь период рассматривания данного объекта. При этом продолжительность маршрута зависит от сложности объекта: чем сложнее объект, тем длиннее маршрут и цикл одной программы. При рассматривании сложных зрительных объектов взгляд человека распределяется не равномерно по всему полю, а только между значительными элементами. При первом обзоре объекта взгляд обычно «скачет», чтобы найти определенный маршрут, по которому он в дальнейшем будет следовать циклично. Внимание наблюдателя привлекают наиболее заметные и значимые точки объекта. Особенно наглядно это можно видеть при рассматривании более простого объекта, чем человеческое лицо — например многоугольника (рис. 110). Как и следовало ожидать, углы привлекают наибольшее внимание испытуемого, соответственно и остановки взгляда приурочены к ним. Это означает, что углы являются главным элементом для фиксации взора после очередной саккады. Обращает на себя внимание и тот факт, что глаз чаще фиксирует острый угол и значительно реже — прямой.
Поэтому говорят об информационном взаимодействии между человеком-оператором и машиной (или объектом взаимодействия), в котором выделяются три основных этапа.
Перцепция осуществляется с помощью органов чувств, передающих полученную информацию в центральную нервную систему. Эта фаза трудового процесса (восприятие информации и передача ее в центральную нервную систему) относится к сфере действия законов физиологии и психологии. Информация поступает в виде сигналов. Их восприятие зависит от свойств каждого сигнала, а также от взаимных отношений этих сигналов, т.е. от структуры поля восприятия. 2. Переработка (трансформация) полученной информации осуществляется в центральной нервной системе и приводит к принятию определенного решения. Механизм выработки решения до сих пор мало изучен. На характер решения, его правильность и быстроту принятия влияет не только информация, поступающая извне (от машины, из внешнего окружения), но и информация внутренняя. В переработке информации и принятии решения играют роль «стрессовые» ситуации или состояние нервного напряжения, которые отражают реакции организма на травмы, шоки, а также психологические затруднения, такие как страх, состояние сильного возбуждения и т.д. 3. Последним этапом трудового процесса является выдача принятого решения исполнительным органом и выполнение этого решения. Этот последний этап называется управлением и в системе «человек—машина» осуществляется путем воздействия на органы управления машины с целью внесения необходимых изменений в происходящий в системе процесс. Выходом в этом случае являются исполнительные органы человека, входом — органы управления машины. Рассматриваемый процесс с обратной связью имеет итеративный (повторяющийся) характер, из чего следует ряд выводов.
Наиболее важные из них состоят в том, что: а) в эргономике очень часто точность не является самой главной характеристикой восприятия 6) восприятие есть динамический процесс, который в значительной степени поддается контролю самого наблюдателя.
Чтобы восприятие действительно обеспечивало адаптивное поведение, необходимо принимать во внимание одновременно стратегии восприятия обоих направлений: «снизу—вверх» и «сверху-вниз». Характеристики входной информации с позиций физики, анатомии, физиологии и психофизиологии описывают первую стадию восприятия, при которой соответствующая информация поступает в мозг. Однако характер использования этой информации механизмами мозга наблюдателя определяется стратегией обработки информации в направлении «сверху—вниз», когда необходимо совершить какое-то конкретное действие в зависимости от того, что воспринято. Как отмечалось, во многом определяющей здесь является внутренняя информация. Приблизиться к пониманию механизма принятия решения помогают основные детерминанты (определители) перцептивных процессов, описываемые схемой «сверху—вниз», в т.ч. врожденные механизмы образования т.н. «гештальтов» и перцептивные «стереотипы», остающиеся неизменными в течение долгого периода жизни.
|