Студопедия — СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ МИРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ МИРА






Осмысление сущности, возможностей и способов человеческого познания является одной из важнейших задач философии. Она привлекала внимание ученых с глубокой древности. В подходах к его решению отразились: реальные трудности процесса познания (ограниченность знаний, абсолютизация отдельных сторон познания); особенности различных этапов развития науки; определённые интересы тех или иных социальных сил.

Древнегреческий философ Демокрúт представлял познание как восприятие человеческими чувствами материальных слепков с предметов, непрерывно испускаемых по всем направлениям пространства. Платóн считал, что познание это припоминание душой того полного знания, которым она обладала до прихода в наш мир, до вселения в телесную оболочку. Античный скептик Диогéн выражал сомнение в самой возможности достижения знаний о мире, ссылаясь на то, что чувства человека, его ум могут ошибаться и нет надежного способа их проверки. Увлечение математикой в Новое время приводило к пониманию познания, как только логического процесса (Декáрт, Спинóза, Лéйбниц). Сторонники эмпирического познания (Бэкон, Локк) считали, что единственным источником знания являются ощущения, полученные в результате опыта (эмпиризм). Подобный отрыв опытного знания от теоретического привёл к возникновению агностицизма, т.е. философскому отрицанию возможности правильного познания мира (Юм, Кант). Великий немецкий философ Гéгель связывал познание с осмыслением Абсолютной идеи, изначально заложенной во всех вещах и явлениях действительности. Фейербах отождествлял познание с созерцанием, представлял его результат в виде слепка с действительности.

В результате философских дискуссий выявился ряд подходов к пониманию познания, имеющих большое общенаучное значение. К их числу, прежде всего, следует отнести:

1. Осмысление сущности познания на основе принципа отражения. Под отражением в философии понимается воспроизведение во внутреннем состоянии предмета особенностей другого предмета, воздействующего на данный. Отражение действует как в живой, так и в неживой природе. Выделяют следующие основные формы отражения:

· элементарное, осуществляемое на основе механических, физических и химических процессов (например, отражение следа ноги на песке; воспроизведение куском глины формы руки, его сжимавшей);

· раздражимость, связанная с появлением жизни в ее простых формах на уровне одноклеточных и растений (например, складывание цветами своих лепестков с наступлением темноты);

· психическое отражение, возникающее с появлением центральной нервной системы (например, ощущение, восприятие человека);

· мышление, представляющее собой целенаправленный процесс познания действительности. Человек, через свои органы чувств и мышление, отражает явления и процессы внешнего мира, что проявляется в выработке знаний, содержание которых зависит от содержания самой действительности, а также в определённом изменении внутреннего состояния самого человека (его настроения, мировосприятия и т.д.).

Отражение выступает основой процесса познания не только в науке, но и в правоохранительной деятельности. Само расследование в этой сфере становится возможным только благодаря тому, что любое преступление оставляет определенные «следы», отражающие действия правонарушителей по подготовке, совершению и сокрытию преступления. Отражение преступления бывает двух видов: материальное и идеальное. К первому относятся доступные для восприятия следы преступления (труп жертвы, сломанный замок, застрявшая в стене пуля и т.п.), ко второму – отпечатки события в сознании людей (свидетелей, потерпевших и т.д.). Изучение и тщательная разработка в процессе следствия этих видов отражения преступления является надежной основой его раскрытия, подтверждающей реальность принципа неотвратимости наказания, в соответствии с которым ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым и ни один виновный не должен избежать ответственности за его совершение.

2. Представление о диалектической взаимосвязи субъекта и объекта познания. Объектом познания выступает сама реальность или её фрагмент, подвергающиеся исследованию. Субъектом познания является человек, группа (сообщество) людей, а также всё человечество в его историческом развитии. Подход к субъекту познания как человечеству подчёркивает всеобщность этого процесса, а выделение в качестве субъекта индивида позволяет понять неповторимость реального процесса познания.

Взаимосвязь субъекта и объекта познания состоит в следующем: субъект не существует без объекта, а объект без субъекта; в процессе деятельности субъект обогащается знаниями об объекте и получает возможность оказывать на объект активное воздействие; объект определяет характер направленного на него познавательного отношения субъекта и находит в субъекте соответствующее отражение (информационное, оценочное и т.п.).

Определение объектом познавательного отношения к нему субъекта проявляется в соответствующих способах, формах и методах познания. Их характер различается в зависимости от объекта исследования. Так, например, существует явно выраженная специфика познания, ориентированного на социальные объекты, по сравнению с познанием природных объектов. В социальном познании резко возрастает влияние субъективных предпочтений учёных (мировоззренческих, национальных, классовых и т.п.). Кроме того, способы познания, применимые к одним объектам, оказываются неприменимыми к другим (например, человека можно изучать путем выяснения его целей и замыслов, а к природе этот способ не применим).

В современной теории познания принято различать объект и предмет познания. Предмет познания - это конкретный аспект объекта, на который направлено внимание учёных. Например, развитие человеческого общества является объектом изучения таких наук как история, социология, экономика и т.д. Однако каждая из них имеет собственный предмет исследования: история изучает развитие общества в его фактуальной конкретике, социология выявляет закономерности общественного процесса, экономика концентрирует внимание на экономическом аспекте социального движения.

3. Понимание познания как социально-опосредованного, исторически развивающегося отношения человека к миру. Познание выступает духовной стороной практической деятельности человека. Оно протекает в рамках системы “человек - окружающий мир” и представляет собой: осмысление сущности и специфики объекта деятельности; выработку целей, способов и средств деятельности; моделирование возможных результатов и последствий деятельности.

Познание представляет собой социальный процесс. Хотя оно и осуществляется через активную деятельность отдельных людей, но каждый человек при этом опирается на коллективно выработанную систему знаний. Процесс познания возможен лишь при помощи языка как важнейшего достояния культуры общества. В познавательной деятельности язык выступает в качестве инструмента передачи информации и накопления знания.

Живя в обществе, человек испытывает на себе влияние сложной системы социальных связей и отношений, в которые он вовлечен - политических, идеологических, экономических, религиозных и т.д. Это порождает его пристрастное (оценочное) отношение к познаваемому. В результате одним и тем же явлениям разными людьми может даваться абсолютно противоположная оценка, отражающая позиции различных социальных слоев общества. Например, в современной политической жизни России частная собственность на землю оценивается одними социальными группами как зло, а другими - как благо.

4. Рассмотрение практики как основы и цели познания. Познание представляет собой не простое созерцание, а активное отношение человека к миру. Человечество познаёт не ради знания самого по себе, а ради осознанного практического преобразования действительности.

Практика выступает в процессе познания как:

· Источник познания. Она обеспечивает связь познающего субъекта с определёнными природными и социальными явлениями; обогащает познание фактическим материалом; ставит проблемы, выступающие мощным импульсом развития познания.

· Основа познания. Стремление к познанию возникает вместе с развитием практических способностей человека. Его жизнедеятельность требует познания всех областей действительности, которые в процессе практической деятельности он изменяет и преобразует в своих интересах. Развитие практики определяет уровень развития средств научных исследований (приборов, методов научного познания).

· Движущая сила познания. Практическая потребность выступает главной движущей силой познания, это находит своё выражение в социальном заказе на определённые виды научных исследований, в их финансировании, в концентрации внимания на данном предмете многих учёных и исследовательских коллективов.

· Цель познания. Знания (как результат процесса познания) нужны людям не для удовлетворения простого любопытства, а для того, чтобы руководствоваться ими в практической деятельности.

· Критерий истины. Практика выступает как своеобразная форма связи между познанием и объективной реальностью. Единственно возможным способом проверки истинности наших знаний является “соотнесение” мысли с предметом познания, что достижимо только в рамках практической деятельности (лучшим способом доказательства истинности теории является её успешное воплощение на практике).

На основании указанных подходов, можно сформулировать следующее определение.

Познание - это процесс избирательно-активного отражения субъектом исследуемого объекта, ориентированный на достижение знания как своего практически обоснованного результата.

Существуют различные виды познания:

Субъективированное познание, неотделимое от индивидуального субъекта (его восприятия, представления), и объективированное познание, дающее знание, которое получило независимое от своего субъекта существование (например, научные тексты, практические результаты исследований). К результатам субъективированного познания относятся, также, и показания свидетелей того или иного происшествия, которые могут иметь достаточно противоречивый характер.

Обыденное познание, основывающееся на здравом смысле и направленное на ориентацию повседневного поведения людей. Оно раскрывает простейшие связи и отношения окружающего человека мира. Например: если ласточки летают низко над землей, то будет дождь; если дотронуться до оголенного электропровода, то может ударить током и т.п. Эта форма познания включает в себя не только простейшие знания о мире, но и убеждения, идеалы человека, элементы научных знаний, а также предрассудки, верования, мистику и т.п. Процесс развития обыденного познания характеризуется стихийностью и несистематичностью.

Мифологическое познание, представляющее собой эмоционально-образное восприятие мира, основанное на придании людям, явлениям и процессам несвойственного им значения. Для мифологического познания характерно: приписывание силам внешней природы человеческих качеств; сведение объяснения явлений к рассказу об их происхождении; мысленное моделирование идеального состояния объекта мифа (характеристик его героев, отношений между людьми или между природными явлениями, качественной оценки жизни общества).

Мифологическое познание предполагает веру в истинность описываемых явлений. При утрате этой веры, миф превращается в разновидность сказки, легенды, предания и т.п. Мифологический способ мышления характерен не только для древних сказаний, он проявляется в многочисленных социальных мифах. К последним можно отнести миф о возможности построения в СССР коммунизма к 1980 году, выразивший древнюю мечту человечества об обществе всеобщего равенства и социальной справедливости. Примерами социального мифологического мышления являются культ личности Сталина; претензии немецких фашистов на расовое превосходство; призывы к российским избирателям голосовать не умом, а сердцем во время предвыборной кампании президента Ельцина.

Религиозное познание, состоящее в осмыслении окружающего мира через призму представлений о сверхъестественном, под которым понимается всё, что принципиально не подчиняется объективным природным законам (представления людей о богах, духах, колдовстве и т.п.). Религиозное познание базируется на абсолютной вере в истинность основополагающих догм религии. Оно формирует религиозную картину мира, оказывающую огромное влияние на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. Помимо представлений о сверхъестественном, религиозное познание вбирает в себя важнейшие элементы духовного опыта человечества, общекультурные ценности, осваивая которые человек познает мир. Примером этого может служить фиксация во всех мировых религиях общечеловеческих моральных требований, запрещающих убийство, воровство и т.п.

Художественное познание, выражающее эстетическое отношение человека к миру. Оно базируется на познании явлений через богатую систему образов. Художественное познание осуществляется с помощью таких понятий как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое и т.д.

Научное познание, связанное с осмыслением фактов в системе понятий и законов той или иной науки (научное познание подразделяется на два основных вида: естественнонаучное и общественнонаучное). Научное познание имеет два уровня: 1)эмпирический, связанный с получением знания, главным образом, из опыта (наблюдений, экспериментов), на основе этих опытных данных делаются обобщения, выдвигаются гипотезы; 2) теоретический, характеризующийся более высокой степенью обобщения, абстрактностью и глубиной проникновения в сущность объекта. Эти уровни взаимосвязаны: эмпирическое познание опирается на предшествующее теоретическое знание, которое определяет направления и методы его исследования; теоретическое познание использует данные, полученные на эмпирическом уровне.

Познание совершается как переход от фиксации внешних, поверхностных свойств и отношений явления к раскрытию его внутренних, существенных связей. Это находит своё отражение в единстве чувственного и рационального познания.

В философии существуют направления, абсолютизирующие либо чувственное, либо рациональное познание. К ним относятся: сенсуализм, стремящийся вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств (Гоббс, Локк, Фейербах, Беркли, Юм); эмпиризм, признающий чувственный опыт единственным источником достоверного знания (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм); рационализм, считающий основой познания разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Чувственное познание возникает раньше рационального и оказывается более эффективным на начальных этапах жизни человека. Оно осуществляется в трёх основных формах: ощущении, восприятии и представлении.

Ощущения - это простейшие чувственные образы, отражающие в сознании отдельные качества и свойства объекта (цвет, запах, звук, объём, твёрдость и т.п.). Они возникают в результате непосредственного воздействия объекта на наши органы чувств.

Восприятие - это целостный чувственный образ объекта, охватывающий совокупность его свойств. Причём, эти свойства не просто суммируются, а как бы накладываются друг на друга, взаимно обогащаются. В возникновении восприятия участвуют не только ощущения, но и память, мышление, опыт человека. Примером этого может служить восприятие произведения изобразительного искусства, которое не сводится к совокупности цветов и линий, а выражает определённое настроение, чувство, мироощущение. Восприятие, в значительной степени, зависит от опыта человека, который позволяет избежать ошибки в восприятии тех или иных явлений. Так, на отсутствии опыта у определенных людей основываются мошенничество, фальсификация продовольственных и промышленных товаров, сбыт фальшивых денежных знаков.

Представление - это целостный образ отображаемого объекта, существующий и без его непосредственного воздействия на наши органы чувств. Представления, которыми оперирует сознание человека, не ограничиваются воспроизведением ранее воспринимавшегося. Человек может комбинировать свои восприятия и создавать новые образы (например, мысленное соединение образов человека и лошади находит своё выражение в представлении о кентавре). Высшей формой представлений является творческое воображение и фантазия.

Рациональное познание ориентируется на раскрытие сущности объектов. Его особенности: 1) обобщённое отражение действительности; 2) отвлечение от несущественного в предмете; 3) опосредованный характер (т.к. непосредственно отражает мир только чувственное познание). Рациональное познание осуществляется в трёх основных формах: суждении, понятии, суждении и умозаключении.

Понятие - это форма мышления, отражающая общие, существенные и необходимые свойства объекта. Любой процесс познания - и обыденный, и научный - осуществляется с помощью понятий, которые выступают основой мышления. Понятия различаются сложностью, глубиной обобщения, степенью абстрагирования. Любой человек оперирует в своём сознании такими понятиями как дом, животное, город, ребёнок и т.д. Примером сложных, научных понятий являются понятия материи, сознания, истины, общества и т.д. Благодаря наличию в понятиях общего, характерного для многих предметов, люди способны понимать друг друга и передавать знания о мире.

Суждение - это форма мышления, в которой, посредством связи понятий, что-либо утверждается или отрицается. Например, суждение “эта роза красная” связывает два понятия: “роза” (как единичный объект) и “красное” (характеризующее определённый цвет). Суждения раскрывают отношения реального мира, которые в понятии находятся в “скрытом” виде. Но они обладают и определённой гносеологической ограниченностью, состоящей в “отождествлении” неравных понятий. Так, в нашем примере понятие “роза” связывается с понятием “красное”, что, несомненно, даёт познавательный эффект, но непосредственно не отражает возможности наличия у розы других оттенков цвета.

Умозаключение - это форма мышления, в которой из двух и более суждений выводится новое суждение, не содержавшееся в ранее известных. Например, на основании двух суждений “все металлы электропроводны” и “медь является металлом” можно сделать умозаключение о том, что медь обладает свойством электропроводности. Умозаключение устанавливает связь между суждениями, что способствует получению более глубокого и полного знания.

В процессе познания чувственное и рациональное находятся в неразрывном единстве. Это проявляется в том, что оба эти уровня взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, они представляют собой единый процесс углубления познания от явления к сущности. Постоянно воспроизводящееся противоречие между чувственным и рациональным знанием выступает важным фактором развития познания.

Одним из проявлений единства чувственного и рационального в познании выступает интуиция. Сущность интуиции состоит в непосредственном постижении истины без предварительных логических рассуждений. Процесс познания не всегда осуществляется в логически развёрнутом виде, с приведением соответствующей системы доказательств. Интуиция основывается на бессознательном осуществлении человеком тех или иных мыслительных операций и непосредственном осознании только их результата. Например, шахматист, выбирая вариант комбинационной игры, может полагаться на свою интуицию, основанную на накопленном опыте, а не формулировать логические основания того или иного выбора. Интуиция проявляется при постановке врачом диагноза болезни, при установлении судом виновности или невиновности обвиняемого, при оценке сложной ситуации боя полководцем и т.п.

Но интуиция не является особой формой познания, осуществляемой вне ощущений, представлений и мышления. Она базируется на опыте человека, его знаниях, восприятии познаваемых явлений. Интуиции бывает достаточно для обнаружения истинности, но ее недостаточно, чтобы убедить в этом других и даже самого себя. Для этого требуются доказательства.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 649. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия