Характеристика стиля
Главная черта романского стиля в архитектуре средневековой Европы - массивность храмов, замков и городских укреплений. большие, тяжелые стены, на которых мало деталей и украшений, узкие проемы. От романских построек веет силой и мощью.Суровая действительность: набеги, захваты, сражения - заставляла строить крепости и храмы, похожие на крепости. Обычно эти постройки возвышались на холмах. У них нет архитектурных излишеств, всем своим видом они словно угрожают неприятелю. Романская архитектура являет собой дальнейшее развитие древнехристианских базилик. Отличительные особенности периодов романского стиля: Романская церковь, подобно древнехристианским, образует три нефа: средний - высокий и два боковых, ширина и высота которых вдвое меньше ширины в высоты среднего. С восточного конца нефов к ним примыкает трансепт, сильно выступающий из общего корпуса и имеющий с восточной стороны три абсиды: две малые по бокам и большую посредине. Перед этой последней расположено пространство хора. Пол абсиды и хора, а иногда и всего трансепта, лежит выше, чем пол в остальном пространстве. Под этой возвышенной частью помещается обширная крипта, в которой устраиваются алтари, и где покоятся мощи святых или хоронятся знатные лица. Боковые нефы отделяются от среднего колоннами или пилястрами. Характерной чертой стиля в храмовой архитектуре также следует признать обильное применение сводов. Колокольни первоначально играли роль дозорных башен и ставились отдельно от церкви. Далее появились две башни на краях фасада, пара башен над концами боковых нефов, примыкающих к трансепту, башня над пересечением этого последнего со средним нефом. Романские храмы украшали в основном скульптура и декоративный рельеф. Несмотря на церковную строгость, у подножий колонн, на окнах, у дверей появляются изображения диких львов, кентавров, химер (полуящериц-полуптиц). Вероятно так средневековые художники представляли себе лики дьявола. Эти образы пришли из сказок, басен, фольклора - народного творчества. Порталы (в больших храмах их было три) в западном фасаде отличались роскошной орнаментацией. Над входной дверью образовывалось полукруглое пространство, называющееся тимпаном; оно почти всегда было заполнено рельефом. Над порталом в позднюю пору романского стиля появилось украшение в виде большого, круглого фигурно разделанного окна - так называемые розы. В храмах скульптурой украшались, главным образом, порталы, капители колонн, саркофаги, ракии для мощей святых и т.п., а также более мелкие поделки - дарохранительницы, епископские посохи и тому подобное.Первоначально произведения романской пластики отличались неумелой, грубой работой, но затем, совершенствуясь, достигли своеобразной красоты. Настенная живопись была очень распространена в романских храмах; кроме того,
|