Зрелое барокко
Перелом в художественном отношении наступил в конце 17 - начале 18 в., когда на смену заказчикам, опьяненным властью и деньгами, пришли заказчики образованные, с утонченным вкусом, пожившие за границей; а прежних строителей сменили архитекторы уровня Мате, Аллипранди, Кристофа Динценгофера, Сантини, а позднее Каньки, Килиана Динценгофера, и др - представители высокого пражского барокко. Итальянский стиль все еще является образцом, однако творчески переосмысленным в духе местных традиций и обогащенный новыми самобытными чертами, свидетельствующими о высоком уровне архитектуры. То же самое можно сказать и о живописи П.Брандла и В.Рейнера, о скульптурах Ф.Брокофа и М.Брауна и о прикладном искусстве (например, о достижении мирового уровня работ малостранских ювелиров). Сооружение барочного Вальдштейнского дворца началось в 1624 году. 22 здания, городские врата Pisecka, городская обжиговая печь для производства кирпича и три сада должны были быть куплены и разрушены, чтобы получить необходимое место для проекта. Зрелое пражское барокко отличает искусство гармонически включаться в организм города, создание новых пространственных решений, объединение и подчинение единому целому бывших раздробленных построек. Лучшее тому доказательство – Малространская площадь и храм св. Микулаша, жемчужина пражского барокко. Дворцы уже органично вписываются в среду, сочетаясь с окружающей застройкой. Скульптурные группы акцентируют места на террасах и лестницах, продуманно связывая старые пространства с новыми объектами, за которыми по малостранским и градчанским склонам поднимаются прекрасные острова новых садов, решенных по правилам ландшафтной архитектуры. Бароккизация интерьеров старых церквей завершила процесс перерождения города в культурном и идейном отношении. Что характерно, все это происходило без вмешательств правителя и его двора (увлеченных своими интересами), а благодаря спонтанному желанию дворян и горожан, веривших в то, что Прага, древняя столица королевства, после смерти последнего Габсбурга опять станет столицей. Однако правление Марии Терезии, во время которого расцвел венский централизм, участились войны и секуляризация (обращение церковной собственности в светскую), ослабило Прагу.
|