Пражское рококо
Несколько слов о переменах «архитектурных одежд» Праги к середине 18 столетия. После пожара на Малой Стороне и в Градчанах город постепенно преобразуется, приобретая черты барокко в целом и в деталях. Кульминацией ярко выраженных перемен стала Терезианская перестройка Града, которая означала конец эпохи барокко в Праге. По легенде, когда строился дворец Кинских, Франтишек Кинский пожелал выделить его из прочих, выдвинув его фасад на площадь. Для этого он подкупил троих чиновников, и те дали разрешение. Подкуп был раскрыт, их казнили, но разрешения городские власти отменить не могли. Дворец был построен. После 1740 в Чехию постепенно начал проникать модный стиль рококо, который здесь никогда не достиг того развития и выразительности, что имел во Франции, проявляясь лишь в орнаментике и в малых архитектурных формах (а также в ротондах, капеллах, мелких замках), возможно по причине контраста этого игривого стиля с силой кульминационного барокко, выраженной в архитектуре центральных работ Динценгофера. В дальнейшем архитектура и живопись все же отходят от прежней монументальности и обращаются к декоративности. Наряду с использованием старых средств барокко, архитектурный язык стал дробиться и мельчать. Легкий, «милый», утонченный стиль французского рококо оказался лишь краткой интермедией перед проникновением классицизма, нашедшего в Чехии благоприятные условия для развития. Барочный классицизм, расширившийся около 1770 г. в контрастном сравнении с игривым рококо выражался в значительно более строгих формах.
|