Период зрелого пражского классицизма
Архитектура классицизма в Праге никогда даже отдаленно не достигала уровня развития предыдущих стилей, особенно в сравнении с уровнем предшествующего развития динамического барокко, поэтому в некоторых источниках говорится об условности названия «стиль», отдается предпочтение лишь ограничить его временными рамками. Период, называемый «зрелым классицизмом» связан с именами архитекторов И.Фишера, Й.К.Зобела, И.Паллиарди К.Шмидта, Й.Гаускнехта. Перелом в развитии классической архитектуры, начавшийся в 1804 году, связан с исчезновением барочных мотивов членений и одновременным уходом деталей французского луисеза. Второе и третье десятилетие 19 в. связаны с войной против Наполеона и последующим меттерниховским полицейским абсолютизмом. Это эпоха европейского ампира, не проявившегося в Праге в чистом виде, как архитектурное явление (на территории Чехии можно найти проявления относительно чистого ампира). Со стороны строительной дирекции чешской губернии наступило влияние объединяющих и упрощающих тенденций, которые в некоторых случаях существенно задели архитектурный облик Праги, как это случилось с Новоместской ратушей в 1822 г. или домом № 55 на ул. Мостецкой в 1828 г. «Триумфом обезличивающей классики» можно без преувеличения назвать то, во что превратилось в результате перестройки здание Новоместской ратуши. Как известно, после объединения пражских городов в 1784 г. это прекрасное здание было решено использовать в качестве суда с тюрьмой. Спустя 10 лет ликвидировали большой зал южного крыла, а в 1806-1811 гг. началась перестройка и расширение комплекса. В 1822 г. был отстранен великолепный позднеготический декор ренессансного блока(см.рубрику Новоместская готика. Благо, неоготическая перестройка исправила эту ошибку, подобие прежнего фасада было восстановлено, а безликий фасад а-ля-классик остался лишь на старых фотографиях). Кларов приют для слепых - классическое здание с часовой башенкой. Фонд основал профессор А.Клар, строил Павел Клар, его сын, у «целебного» ручья Бруснице. Впоследствии Павел Клар ослеп сам, передав эстафету милосердия уже своему сыну. Сегодня здесь разместилась Геологическая служба. Общая экономическая и культурно-политическая атмосфера совершенно не способствовала развитию строительного дела, тем более, повышению его архитектурного уровня: чаще всего применялось упрощенное решение фасадов с явно недостаточной пластической проработкой для размещения их в исторической среде городского центра. Примеры этого этапа: несколько домов на Малостранской и Карловой площадях, пиаристская гимназия при костеле св. Креста, Сальмовский дворец на Градчанской площади, первый наемный дом «Платиз» на нынешнем Национальном проспекте. На рубеже второго и третьего десятилетий появляется костел св. Креста, первая классическая культовая постройка на территории исторической Праги. В этом случае Фишер оказался под влиянием прусского классицизма.
|