Романтический историзм и ранний эклектизм, проявился в так наз. "втором рококо (барокко)", раннем неоренессансе и неоготике, пришедшей из Англии:
• При застройке новой пражской набережной им Сметаны.
• Напротив нового (Масариковского) вокзала в 1847 г. по проекту Й.О.Краннера возводится 4-х этажное здание Десфоурского дворца с новым подходом решения внутренней планировки и парадным решением интерьера входной группы. Угловой главный зал на втором этаже с прилежащим салоном оформлены в стиле «второго барокко»: стены отделаны под искусственный мрамор, потолок расписной. Решение фасадов напоминает раннефлорентийский ренессанс.
• Романтическое обращение к стилю «второе барокко» или ранняя эклектика – в таком направлении реконструированы салоны Коуницкого дворца на ул. Панской (арх. К.Пршедак, 1843-44). Здесь представляет интерес решение торжественного двусветного зала и др. помещений.
• Английский классицизм 18 в. был взят за образец при решении художественного оформления главного зала Кайзерштейнского дворца на Малостранской площади.
Не только отголоски раннего ренессанса и барокко стали предвестниками наступающего эклектизма. Дома, перестроенные под отели с кофейнями и другие новые объекты уже представляют собой пестроту заимствований элементов из различных стилей. Неоготика, ярко проявившая себя в конце века, черпающая тогда свои идеи под сильным влиянием Английской романтики, появляется уже в середине 19 века.
В стиле английской неоготики решены:
• Аерентальский дворец (Пршедак-Грубер, 1847), ул Штепанска,
• Монументальный 5-этажный Шликовский дворец, угол Национального проспекта и Спаленной ул. (Краннер, 1848) был решен в духе тудорской поздней готики (снесен в 1938 г., на его месте стоит сегодняшний супермаркет TESCO).
Еще примеры пражской романтической неоготики:
• Перестройка дворца графа Туна на Тунской ул., где, согласно хроникам, в 1787 г. по приглашению графа останавливался Моцарт с Констанцией (этот объект прошел через ряд перестроек: из ренессансного в барочный, затем в классический), английская неоготика проявилась в решении входной группы с башней (Пршедак-Грубер, 1850) и английского сада с ограждением (Мичи, 1864 – 1867), сейчас это английское посольство.
• Неоготическая реконструкция южного крыла Староместской ратуши (Грубер, 1853-57. Спустя четверть века осуществилась перестройка объекта в стиле неоренессанс (крайне негативно отразилось внедрение арх. Бельским в исторический организм ратуши новой лестницы).
8 октября 1893 года завершилось строительство костела святой Людмилы в районе Винограды. Ныне он доминирует на площади Мира. Костел построен в форме креста с двумя башнями высотой по 60 метров. Интерьер храма отличается пестротой, в том числе, благодаря множеству цветных витражей.
К удачным примерам решения домов в стиле неоготика можно отнести:
• Дом на Гибернской, № 1009 (Никлас, 1856) с неоготическим эркером и другими элементами,
• «Тесаржув дом» На Поржичи, №1061 (Кудлачек, 1862), главный фасад
• Автором романтическо-готической реконструкции бывшего монастыря сервитов На Слупи (адаптация в больницу), № 450 является Бернард Грубер, 1856 г., реготизация Благовещенского костела проходила в 1858 – 1863 гг.
Пеструю мозаику пражской архитектурной среды дополнило применение стиля под названием «второе барокко» или неорококо, который на сей раз не пожелал остаться лишь в интерьерах, «отважившись выйти наружу»:
• Перестройка бывшего Монетного двора, позднее земского суда на Целетной (арх. Малички). Формообразование фасада здания представляет причудливую смесь переработки ренессанса, барокко и классики.
• Решение фасада бывшего Сталлбургского дворца на ул. Панской, № 895 еще богаче: он густо покрыт мелкими членениями декора на основе барочной схемы и представляет собой краткий эпизод, исчезающий в море эклектизма второй половины 19 в.
Все вышеперечисленные объекты появились в течение 80 лет, с 1780 по 1860, на территории нынешнего центра, зажатой крепостными стенами, в условиях надвигающейся промышленной революции с вытекающими последствиями.
Городское ядро в те времена сжимали два промышленных предместья.
Прошедший период не являлся звеном цепи цикла предыдущего развития, скорее наоборот, символизировал начало новой эры.
Музей почты в Праге размещается в доме XVII века. В экспозиции находится большая коллекция почтовых марок Чехии, бывшей Чехословакии и старые марки со всего мира, ручные штемпели, которыми гасились марки, почтовые ящики и «трещотки» почтальонов.