Ранний классицизм
В 80-е годы 18 века габсбургская резиденция Прага вследствие Терезианских реформ оказалась под угрозой превращения в провинцию. При этом в художественном отношении Прага была значительно выше всех центров габсбургской империи, включая Вену. Вскоре ее великолепный блеск перекрыла тень «йозефинизма» (реализация реформ императора Иосифа II), имевшего поначалу т.с. «приветливое выражение лица». В 1781 г. была создана комиссия по преображению города, результатом деятельности которой были: засыпка оставшейся части рва между Старым и Новым городами и создание нового проспекта, получившего название «В новых аллеях». Таким образом, в 1788 г. появилась первая пражская внутригородская коммуникация. Годом позже началось закрытие множества монастырей и костелов, что привело к уничтожению несчетного количества художественных ценностей и утилитарное обесценивание исключительных произведений архитектуры. Ряд известных построек подвергся перестройкам. Облик Праги «не обогатил» и варварский снос таких объектов, как костел Божьего Тела на Карловой площади и Бетлемской капеллы. Иозефинское бескультурие не ограничилось вмешательством в объекты культового назначения. Недавно обновленному Пражскому граду грозило превращение в казармы, недобрая судьба постигла летний Королевский дворец, дворец «Звезда» и другие постройки. Холодный взгляд иозефинского рационализма повлиял на развитие художественного облика улиц и площадей. Программа предусматривала отстранение богатого пластического декора прежних стилей и создание простых плоских фасадов строго симметричного характера. Не надо забывать, что, в отличие от прочих государств, Чехия – страна, где зрелое барокко ярко и выразительно звучало в его динамическом проявлении. Стиль позднего барокко имел силу звучания и после семилетней войны, не утратив жизненную силу и способности решать задачи на высоком художественном уровне. Что характерно, венский стиль, проявившийся в терезианской перестройке пражского града (арх. Н.Паккаси), не нашел отклика в других пражских постройках. Лишь в 70-х гг. 18 в. на фасаде Коуницкого дворца объявляются фестоны, типичные элементы французской архитектуры времен Людовиков XV и XIV. Ротонда св. Креста интересна тем, что стоит на первоначальном своем уровне, ее фундамент не поднимали за годы, что отличает ее от большинства других зданий Староместа. Часовню еще называют Сокровищницей: в 1960 – 1991 в ней хранились драгоценности из собора св. Вита. Начало пражского классицизма знаменует постройка Ностицкого театра. Представители раннеклассического стиля: Антонин Гаффенекер, Игнац Паллиарди, Хуммл, Гегеры, Шмидт и др., как правило, долгое время оставаясь верными стилю барокко, ограничивали классицизм лишь применением второстепенных элементов. Постепенно классические детали стали вытеснять барочные элементы.
|