Студопедия — Архитектура средневизантийского периода (X-XII вв.). Семенные растения, появившиеся около 360 млн лет назад, - господствующая в настоящее время группа высших растений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектура средневизантийского периода (X-XII вв.). Семенные растения, появившиеся около 360 млн лет назад, - господствующая в настоящее время группа высших растений

Архитектура средневизантийского периода (X-XII вв.).

Храм на 4-х колоннах:

В этот период окончательно оформляется канон церковного строительства. Развитие крестово-купольной архитектуры привело в конце IХ-Х веке, в «македонский период», к созданию особого варианта храма типа вписанного креста, или храма на четырех колоннах. Он отличался от ранних крестово-купольных храмов своими конструктивными особенностями и образной выразительностью. Храм такого типа явился высшим достижением крестово-купольного строительства и вместе с тем завершил развитие византийской культуры, создававшей в дальнейшем только вариации этого типа.

Храмы отличаются друг от друга размерами (как правило, небольшие), пропорциями, декорацией фасадов, то есть своим внешним обликом, но отнюдь не принципами конструкции организации внутреннего пространства. Тяжелые подкупольные опоры и какие-либо стены внутри наоса исчезают, их заменяют четыре изящные колонны, поддерживающие купол как балдахин.

Колонна превращается в основной конструктивный и композиционный элемент. Благодаря этому интерьер делается прозрачным и легким. Его зальный характер стали несовместимы с хорами, так как их уровень пересек бы колонны. Поэтому обычно хоры в таком храме либо исчезают, либо остаются только над нартексом, а на северной и южной сторонах превращаются в маленькие угловые капеллы, размещенные высоко, на уровне сводов.

Цельность внутреннего пространства сочетается с отчетливостью его построения; основные его уровни отмечены тремя резными мраморными карнизами, опоясывающими все здание.

Благодаря множеству больших окон, расположенных на всех стенах и во всех ярусах, интерьер залит обильным и ровным светом.

В основе такой архитектурной композиции лежит гармония, симметрия, спокойное чувство классики. В нижних уровнях здания нет никаких весомых материальных форм (лишь четыре гладкие полированные колонны), которые могли бы приковать взгляд. Все ритмическое чередование очертаний арок и сводов находятся вверху.

Наряду с большим зальным подкупольным центром, которым по существу становится почти весь храм, в нем существуют и маленькие пространственные ячейки, компактные и замкнутые (апсиды, угловые приделы второго яруса, нартекс и галерея над ним). Все они связаны через крутые арки, тройные аркады, высокие двери, узкие ниши.

В наружном облике здания вместе с ясностью и стройностью форм присутствует декоративная цветная кладка (розовая и белая) из кирпича на растворе, иногда чередующегося с рядами камня, - простая и ровная, идет ритмичными рядами. Вместе с тем стена расчленена столь разнообразными элементами (окна, ниши, колонки, граненые апсиды, мраморная ажурная резьба), что кажется утоньшенной и легкой. Огромные трехчастные окна усиливают - традиция еще юстиниановской архитектуры - усиливают это впечатление, делают стену как бы совсем бестелесной.

Наряду с ощущением цельного пространства и объема зданий в этой архитектуре возросло значение малых форм (глухие ниши на наружных стенах, мелкое гранение апсид), предназначенных только не только для декоративного эффекта, но и для снижения грузности материи.

Греческие храмы этого типа имеют еще более пеструю нарядную кладку – красно-желто-белую, также в них преобладает архитектурный декор.

 

Церковь св. Апостолов на Агоре в Афинах начала XI в.

· церковь Святых Апостолов была построена на руинах древнеримского храма 2 века, посвященного нимфам (нимфейон), однако в основе восточной части храма лежит фундамент обычного жилого дома

· храм на 4 колонках, с другой стороны афонский триконх (храм на 4 колонках, где к рукавам креста приставлены полукруглые ниши)

· церковь имеет два притвора, достроенные несколько позже, приближающие форму церкви к П-образной, придавая ей еще большей уравновешенности, северный притвор церкви был расширен, чтобы обустроить здесь саркофаг, в котором, вероятно, был похоронен меценат прихода

· в 20 в. храм реставрировался

· клуазоне - кирпич в камне (что схоже с техникой перегородчатой эмали) – художественная обработка стены, а не архитектурная

· плитка на внешних стенах украшена декоративными куфическими узорами.

· сочетание двойных и тройных окон (например, на граненой апсиде)

· 8-ми гранный купол поддерживается четырьмя коринфскими колонами

· нартекс перекрыт двускатной кровлей – характерно для провинции

· пол с пересекающимися кругами

· частично сохранилась мраморная алтарная преграда

· обозримость внутреннего пространства

· интерьер храма украшен поствизантийскими фресками (которые были принесены из разрушенной церкви Святого Спиридона)

 

 

Капникарея (Панагия) в Афинах 1060-1070-е гг.

· построен на руинах древнего храма, который был посвящен богине Афине или Деметре

· храм состоит из трёх соединенных между собой частей. Первая и наибольшая часть относится к 1050 году и посвящена введению Богородицы в храм. Куполообразная часовня была пристроена позже и посвящена Святой Варваре. Внешний притвор изначально был сооружен как открытый портик, но потом переделан в небольшое крыльцо с двумя колоннами

· угловые ячейки перекрыты уже не крестовым сводом, а цилиндрическим

· храм маленький

· вместо клуазоне рельефные плиты в верхней части – кресты, сцены терзания, крылатые существа (возможно, содрали с алтарной преграды)

· 3 граненые апсиды, центральная выделяется

· внутри есть мраморный декор

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отдел Папоротниковидные Общая характеристика отдела. Основные черты строения спорофита и гаметофита. Жизненный цикл папоротниковидных | 

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 534. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия