Студопедия — Творческий взлет
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Творческий взлет






 

Одним из видимых проявлений «истинно человеческой» сущности считается искусство, которое свидетельствует о достижении психикой весьма высокого уровня развития. Кроме этого, сам процесс создания предметов искусства требует не только значительного уровня сознания, но и очень развитой моторики кистей и пальцев рук художника. Поэтому столь велик интерес исследователей к самым ранним проявлениям у человека соответствующих способностей, отразившихся и зафиксировавшихся в настенных изображениях, барельефах, статуэтках и т.п.

Находки свидетельствуют, что среди кроманьонцев уже несколько десятков тысяч лет назад были люди с незаурядным художественным талантом. Они создавали живописные, графические и объемные изображения, которых найдено уже довольно много. Во Франции известно более 160 пещер с живописью, графикой и барельефами на стенах. В Испании таких пещер 120, в Италии – 21, в России – 2, в Сербии и в Англии – по одной.

 

Рис. 280. Исследование рисунков в пещере Ласко (Франция)

 

Наскальное искусство изучается уже больше ста лет, однако до недавних пор в этой области археологии была одна весьма серьезная проблема – пещерные рисунки не имели датировок. Археологам приходилось отдельно обсуждать каменный инвентарь, найденный на полу пещеры, и отдельно – изображения на стенах. Лишь в редких случаях, когда рисунки перекрывались отложениями или обнаруживался красящий пигмент в археологических слоях, можно было строить хоть какие-то предположения о времени создания росписей. А последовательность художественных традиций и вовсе приходилось угадывать. При этом исследователи ориентировались на типологию изображений и опирались на логику «от простого к сложному», которая вытекала из заранее принятой гипотезы постепенной эволюции искусства от самых примитивных изображений к более сложным и совершенным.

Однако в последнее время считается, что методика датирования наскальных изображений, наконец-то, найдена. Эта методика заключается в сравнении минеральных натеков под и над древней краской по содержанию в них изотопов урана и тория. Таким образом, удается оценить возраст непосредственно рисунков.

Недостатков в этой методике тоже хватает. Урановые серии, как указывалось ранее, абсолютно не годятся для «лобовой» датировки объектов, имеющих возраст всего-то несколько десятков тысяч лет (а именно таков возраст наиболее древних из известных наскальных рисунков). В некоторой степени эту проблему удается обойти за счет как раз сравнения данных по изотопам для двух слоев – над и под краской. Однако состав минеральных натеков сильно зависит от режима поступления соответствующих минеральных растворов, тесно связанного с режимом грунтовых вод (геометрией движения потоков, химическим и изотопным их составом). И никто не может гарантировать, что этот режим был одним и тем же все время. Посему всегда остаются вопросы о надежности получаемых результатов датирования.

Как бы то ни было, данная методика выглядит все-таки заведомо более надежной, нежели попытки применения радиоуглеродного метода к датированию (по органическим включениям, попавшим по каким-либо причинам в состав краски) столь древних объектов.

 

Рис. 281. Рисунки в пещере Альтамира (Испания)

 

Используя новую методику, англо-испанская группа исследователей произвела датирование целого ряда наскальных изображений из нескольких пещер. И результат немало удивил археологов.

Так, например, возраст росписей в испанской пещере Альтамира существенно «вырос» в сравнении с прежними представлениями. До этого времени обычно приводились радиоуглеродные датировки в 18 тысяч лет, и живопись Альтамиры считалась принадлежащей мадленской культуре. Теперь же возраст, например, «ключеподобного символа» составил 35,6 тысяч лет назад – времена ориньяка. А одну из красных лошадей художник изобразил 22 тысячи лет назад – времена солютре.

В пещере Эль Кастилло (Испания) некая страная зверушка была намалевана черной краской более 22,6 тысяч лет назад. Красный диск был нарисован на стене той же пещеры между примерно 34-36 тысяч лет назад, в конце ориньякской эпохи. Два отпечатка рук имеют возраст более 24,2 и более 37,3 тысячи лет. Красный диск на той же панели, что и более древний отпечаток руки, имеет минимальный возраст 40,8 тысяч лет, так что вся композиция могла быть созданна именно в это время.

А древнейшие радиоуглеродные даты наскального искусства во французской пещере Шове показывают, что рисункам на стенках этой пещеры 35,3-38,8 тысяч лет…

«Таким образом, новые цифры подтверждают, что искусство действительно появилось в Европе синхронно с первыми кроманьонцами. Стало быть, первые кроманьонцы действительно были разумны! Давно было известно, что с кроманьонцами в Европе появились украшения, не так давно ко времени появления кроманьонцев приурочились древнейшие флейты, теперь – наскальная живопись. Все элементы художественной культуры появились в Европе с Homo sapiens sapiens, до него подобных элементов не было» (С.Дробышевский, «Древнейшее искусство наконец-то датировали»).

 

Рис. 282. Исследование рисунков в пещере Шове (Франция)

Однако такое «совмещение» датировок наскальных рисунков с моментом появления в Европе кроманьонцев обострило другую проблему. Дело в том, что самые древние рисунки оказались и самыми совершенными!..

«Все известные нам древнейшие изображения представляют собой либо художественные шедевры, в том числе и по современным критериям, либо нормальные рисунки, такие, какие мы видим у современных детей и подростков. Та же особенность наблюдается в графике и в пластике. Особенно, – в графике. Если ошибку в изображении, сделанном охрой или углем можно стереть, замазать или еще как-то исправить, то ошибку при выбивке или гравировке на скальной плоскости исправить невозможно, Но таких ошибок либо нет, либо они крайне редки. У древних художников была твердая высокопрофессиональная рука» (Я.Шер, «Археология изнутри»).

Так, скажем, Пабло Пикассо, посетив пещеру Альтамира на севере Испании, воскликнул: «После работ в Альтамире все искусство пошло на спад». И это не было шуткой. Искусство в этой и во многих других пещерах, которые находятся во Франции, в Испании и других странах, относится к числу величайшего достояния в области художества, которое когда-либо создавалось.

Столь высокий уровень изобразительного искусства, который запечатлен на стенах Альтамиры, стал причиной того, что первооткрывателя этой пещеры Марселино Санс де Саутуолу даже обвиняли в подделке…

Испанский археолог-любитель Саутуола впервые осмотрел пещеру Альтамира в 1876 году, а в 1879 году начал там раскопки. По привычке он сначала смотрел в основном вниз – себе под ноги. Рисунки же обнаружила его маленькая дочь Мария, которую, судя по всему, просто не с кем было оставить дома, и которая подняла голову вверх и увидела изображение быков под сводом пещеры.

Представители научной общественности единодушно не приняли открытие Саутуолы. Рисунки на скалах были такого высокого качества, что ученые долго сомневались в их подлинности. Многие вообще не допускали столь высокого интеллектуального потенциала у первобытных людей. Подлинными рисунки были признаны лишь 1902 году. Увы, первооткрыватель Альтамиры не дожил до этого времени, скончавшись еще в 1888 году…

 

Рис. 283. Изображение быка в Альтамире

Самыми ранними известными доисторическими наскальными рисунками в мире считаются изображения на стенах пещеры Шове на юге Франции.. Пещера была обнаружена в 1994 году Жаном Мари Шове и его командой спелеологов. Картины, найденные в пещере, представляют изображения животных – горных козлов, мамонтов, лошадей, львов, медведей, носорогов, львов.

Качество рисунков просто поразительно. Животные изображены в динамике весьма реалистично. И при этом древний художник как будто специально избегал «лишних» деталей – изображения весьма лаконичны, что указывает на высочайший уровень мастерства их автора. Такой уровень подразумевает определенную «школу», но никаких признаков подобной «школы», в которой могло бы происходить становление мастеров-художников абсолютно не прослеживается. И это в корне противоречит эволюционной схеме, в которой искусство неизбежно должно проходить развитие «от простого к сложному».

«Сколько ни пытались археологи и искусствоведы найти следы какой-то эволюции в развитии древнейших изображений от раннего к более позднему и от простого к сложному, как это полагается по классическим законам эволюции, найти их не удалось и, как мне кажется, вряд ли удастся. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т.д.» (Я.Шер, «Археология изнутри»).

 

Рис. 284. Рисунки в пещере Шове

 

Подобная ситуация, конечно, совершенно не устраивает археологов, которые усиленно продолжают искать хоть какие-то признаки эволюции древнейшего искусства. Однако попытки приписать какие-либо изображения, например, неандертальцам оказываются пока несостоятельными – на месте неандертальцев вполне могли быть и уже сапиенсы. Так же безуспешными оказываются попытки найти какие-то «промежуточные стадии» в развитии древней живописи самих сапиенсов. И не только в живописи, между прочим.

«Возьмем ситуацию в Леванте. Разве смогли бы мы на основании археологических данных констатировать появление там сапиенсов 100 тыс. л.н.? Мустье у неандертальцев; то же самое мустье у сапиенсов – и это при том, что обе группы не просто имели разный физический тип, но и вели совершенно разный образ жизни. Как показал Э. Тринкаус, различия между неандертальцами и сапиенсами Леванта по уровню нагрузки на кости конечностей были громадными, а значит, обе группы резко различались по поведению. Но где отражение этого в материальной культуре?» (А.Козинцев «Происхождение и ранняя история вида Homo sapiens: новые биологические данные»).

Складывается такое впечатление, что двинувшись с Ближнего Востока в сторону Европы, сапиенсы еще ничего не умели, а оказавшись в Европе вдруг тут же покорили вершины мастерства.

Крупнейший специалист в области древнего искусства З.Абрамова писала:

«Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода».

Как говорится, этого не может быть, но это так на самом деле…

 

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 559. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия