Творческий взлет
Одним из видимых проявлений «истинно человеческой» сущности считается искусство, которое свидетельствует о достижении психикой весьма высокого уровня развития. Кроме этого, сам процесс создания предметов искусства требует не только значительного уровня сознания, но и очень развитой моторики кистей и пальцев рук художника. Поэтому столь велик интерес исследователей к самым ранним проявлениям у человека соответствующих способностей, отразившихся и зафиксировавшихся в настенных изображениях, барельефах, статуэтках и т.п. Находки свидетельствуют, что среди кроманьонцев уже несколько десятков тысяч лет назад были люди с незаурядным художественным талантом. Они создавали живописные, графические и объемные изображения, которых найдено уже довольно много. Во Франции известно более 160 пещер с живописью, графикой и барельефами на стенах. В Испании таких пещер 120, в Италии – 21, в России – 2, в Сербии и в Англии – по одной.
Рис. 280. Исследование рисунков в пещере Ласко (Франция)
Наскальное искусство изучается уже больше ста лет, однако до недавних пор в этой области археологии была одна весьма серьезная проблема – пещерные рисунки не имели датировок. Археологам приходилось отдельно обсуждать каменный инвентарь, найденный на полу пещеры, и отдельно – изображения на стенах. Лишь в редких случаях, когда рисунки перекрывались отложениями или обнаруживался красящий пигмент в археологических слоях, можно было строить хоть какие-то предположения о времени создания росписей. А последовательность художественных традиций и вовсе приходилось угадывать. При этом исследователи ориентировались на типологию изображений и опирались на логику «от простого к сложному», которая вытекала из заранее принятой гипотезы постепенной эволюции искусства от самых примитивных изображений к более сложным и совершенным. Однако в последнее время считается, что методика датирования наскальных изображений, наконец-то, найдена. Эта методика заключается в сравнении минеральных натеков под и над древней краской по содержанию в них изотопов урана и тория. Таким образом, удается оценить возраст непосредственно рисунков. Недостатков в этой методике тоже хватает. Урановые серии, как указывалось ранее, абсолютно не годятся для «лобовой» датировки объектов, имеющих возраст всего-то несколько десятков тысяч лет (а именно таков возраст наиболее древних из известных наскальных рисунков). В некоторой степени эту проблему удается обойти за счет как раз сравнения данных по изотопам для двух слоев – над и под краской. Однако состав минеральных натеков сильно зависит от режима поступления соответствующих минеральных растворов, тесно связанного с режимом грунтовых вод (геометрией движения потоков, химическим и изотопным их составом). И никто не может гарантировать, что этот режим был одним и тем же все время. Посему всегда остаются вопросы о надежности получаемых результатов датирования. Как бы то ни было, данная методика выглядит все-таки заведомо более надежной, нежели попытки применения радиоуглеродного метода к датированию (по органическим включениям, попавшим по каким-либо причинам в состав краски) столь древних объектов.
Рис. 281. Рисунки в пещере Альтамира (Испания)
Используя новую методику, англо-испанская группа исследователей произвела датирование целого ряда наскальных изображений из нескольких пещер. И результат немало удивил археологов. Так, например, возраст росписей в испанской пещере Альтамира существенно «вырос» в сравнении с прежними представлениями. До этого времени обычно приводились радиоуглеродные датировки в 18 тысяч лет, и живопись Альтамиры считалась принадлежащей мадленской культуре. Теперь же возраст, например, «ключеподобного символа» составил 35,6 тысяч лет назад – времена ориньяка. А одну из красных лошадей художник изобразил 22 тысячи лет назад – времена солютре. В пещере Эль Кастилло (Испания) некая страная зверушка была намалевана черной краской более 22,6 тысяч лет назад. Красный диск был нарисован на стене той же пещеры между примерно 34-36 тысяч лет назад, в конце ориньякской эпохи. Два отпечатка рук имеют возраст более 24,2 и более 37,3 тысячи лет. Красный диск на той же панели, что и более древний отпечаток руки, имеет минимальный возраст 40,8 тысяч лет, так что вся композиция могла быть созданна именно в это время. А древнейшие радиоуглеродные даты наскального искусства во французской пещере Шове показывают, что рисункам на стенках этой пещеры 35,3-38,8 тысяч лет… «Таким образом, новые цифры подтверждают, что искусство действительно появилось в Европе синхронно с первыми кроманьонцами. Стало быть, первые кроманьонцы действительно были разумны! Давно было известно, что с кроманьонцами в Европе появились украшения, не так давно ко времени появления кроманьонцев приурочились древнейшие флейты, теперь – наскальная живопись. Все элементы художественной культуры появились в Европе с Homo sapiens sapiens, до него подобных элементов не было» (С.Дробышевский, «Древнейшее искусство наконец-то датировали»).
Рис. 282. Исследование рисунков в пещере Шове (Франция) Однако такое «совмещение» датировок наскальных рисунков с моментом появления в Европе кроманьонцев обострило другую проблему. Дело в том, что самые древние рисунки оказались и самыми совершенными!.. «Все известные нам древнейшие изображения представляют собой либо художественные шедевры, в том числе и по современным критериям, либо нормальные рисунки, такие, какие мы видим у современных детей и подростков. Та же особенность наблюдается в графике и в пластике. Особенно, – в графике. Если ошибку в изображении, сделанном охрой или углем можно стереть, замазать или еще как-то исправить, то ошибку при выбивке или гравировке на скальной плоскости исправить невозможно, Но таких ошибок либо нет, либо они крайне редки. У древних художников была твердая высокопрофессиональная рука» (Я.Шер, «Археология изнутри»). Так, скажем, Пабло Пикассо, посетив пещеру Альтамира на севере Испании, воскликнул: «После работ в Альтамире все искусство пошло на спад». И это не было шуткой. Искусство в этой и во многих других пещерах, которые находятся во Франции, в Испании и других странах, относится к числу величайшего достояния в области художества, которое когда-либо создавалось. Столь высокий уровень изобразительного искусства, который запечатлен на стенах Альтамиры, стал причиной того, что первооткрывателя этой пещеры Марселино Санс де Саутуолу даже обвиняли в подделке… Испанский археолог-любитель Саутуола впервые осмотрел пещеру Альтамира в 1876 году, а в 1879 году начал там раскопки. По привычке он сначала смотрел в основном вниз – себе под ноги. Рисунки же обнаружила его маленькая дочь Мария, которую, судя по всему, просто не с кем было оставить дома, и которая подняла голову вверх и увидела изображение быков под сводом пещеры. Представители научной общественности единодушно не приняли открытие Саутуолы. Рисунки на скалах были такого высокого качества, что ученые долго сомневались в их подлинности. Многие вообще не допускали столь высокого интеллектуального потенциала у первобытных людей. Подлинными рисунки были признаны лишь 1902 году. Увы, первооткрыватель Альтамиры не дожил до этого времени, скончавшись еще в 1888 году…
Рис. 283. Изображение быка в Альтамире Самыми ранними известными доисторическими наскальными рисунками в мире считаются изображения на стенах пещеры Шове на юге Франции.. Пещера была обнаружена в 1994 году Жаном Мари Шове и его командой спелеологов. Картины, найденные в пещере, представляют изображения животных – горных козлов, мамонтов, лошадей, львов, медведей, носорогов, львов. Качество рисунков просто поразительно. Животные изображены в динамике весьма реалистично. И при этом древний художник как будто специально избегал «лишних» деталей – изображения весьма лаконичны, что указывает на высочайший уровень мастерства их автора. Такой уровень подразумевает определенную «школу», но никаких признаков подобной «школы», в которой могло бы происходить становление мастеров-художников абсолютно не прослеживается. И это в корне противоречит эволюционной схеме, в которой искусство неизбежно должно проходить развитие «от простого к сложному». «Сколько ни пытались археологи и искусствоведы найти следы какой-то эволюции в развитии древнейших изображений от раннего к более позднему и от простого к сложному, как это полагается по классическим законам эволюции, найти их не удалось и, как мне кажется, вряд ли удастся. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т.д.» (Я.Шер, «Археология изнутри»).
Рис. 284. Рисунки в пещере Шове
Подобная ситуация, конечно, совершенно не устраивает археологов, которые усиленно продолжают искать хоть какие-то признаки эволюции древнейшего искусства. Однако попытки приписать какие-либо изображения, например, неандертальцам оказываются пока несостоятельными – на месте неандертальцев вполне могли быть и уже сапиенсы. Так же безуспешными оказываются попытки найти какие-то «промежуточные стадии» в развитии древней живописи самих сапиенсов. И не только в живописи, между прочим. «Возьмем ситуацию в Леванте. Разве смогли бы мы на основании археологических данных констатировать появление там сапиенсов 100 тыс. л.н.? Мустье у неандертальцев; то же самое мустье у сапиенсов – и это при том, что обе группы не просто имели разный физический тип, но и вели совершенно разный образ жизни. Как показал Э. Тринкаус, различия между неандертальцами и сапиенсами Леванта по уровню нагрузки на кости конечностей были громадными, а значит, обе группы резко различались по поведению. Но где отражение этого в материальной культуре?» (А.Козинцев «Происхождение и ранняя история вида Homo sapiens: новые биологические данные»). Складывается такое впечатление, что двинувшись с Ближнего Востока в сторону Европы, сапиенсы еще ничего не умели, а оказавшись в Европе вдруг тут же покорили вершины мастерства. Крупнейший специалист в области древнего искусства З.Абрамова писала: «Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода». Как говорится, этого не может быть, но это так на самом деле…
|