Конфуцианство. Теория государственного суверенитета Бодена
Конфуцианство Основателем является Конфуций, взгляды которого изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Основные положения конфуцианства: 1) Патриархально-патерналистская концепция государства исходила из идеи, что власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. 2) Взаимоотношения правителей, чиновников и подданных строятся на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». 3) Отвергаются внешние войны, завоевательные подходы китайских царств друг против друга или против других народов («варваров») 4) Существенная роль принадлежит принципу «исправления имен» (чже мин). Цель «исправления имен» – привести «имена» в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный – подданный.
Моизм Основателем является Мо-цзы, который развивал идею естественного равенства всех людей. Основные положения моизма: 1. Идея принадлежности народу верховной власти. 2. Мудрость почитается как основа управления. Власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей. 3. Требование учета интересов простого народа в процессе управления государством. 4. В поисках единого образца справедливости Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.
|