Студопедия — Вольтер. Идеи свободомыслия и атеизма в философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вольтер. Идеи свободомыслия и атеизма в философии






Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694— 1778) был одной из самых ярких и талантливых фигур во французском Просвещении. Писатель и драматург, философ и историк, психолог публицист, он везде выступал страстным противником религиозного фана­тизма, борцом за веротерпимость и свободу людей. В своих мно­гочисленных произведениях Философические письма», «Рас­суждения о человеке» и других — всего 70 томов) он проявил себя в качестве разностороннего и смелого мыслителя. Термин «воль­терьянство» в последующем стал символом свободы мышления и гражданской смелости.

Главным объектом критического мышления Вольтера был рели­гиозный фанатизм (слепая вера в авторитеты и догмы) и связанная с ним идейная нетерпимость («ксенофобия»). Именуя религиозный фанатизм «гадиной», он страстно призывал «раздавить» его совме­стными усилиями всех просветителей. Люди вовсе не должны нахо­диться во власти невежественных предрассудков, они ведь вправе быть свободными.

В своем понимании материи Вольтер не был атеистом, а стоял на позициях деизма. Философ полагал, что сотворив однажды этот мир и наделив его законами, Бог в дальнейшем уже не вмешивается в существование мира. Именно Бог как верховное существо «вложил в планеты ту силу, с коей они передвигаются с запада на восток; именно он заставил планеты и солнца вращаться вокруг собствен­ной оси». Бог также начертал для всех тел единый закон, согласно которому все они одинаково тяготеют к своему центру. Наконец, он сотворил живые существа, коим даровал активную силу, с помощью которой они приходят в движение. В представлении Вольтера, Бог есть некий сверхъестественный механик, запустивший всемирный ме­ханизм, который далее функционирует уже по собственным законам. В последующем деизм Вольтера стал решительно преодолеваться в произведениях более радикальных французских просветителей (Ламетри, Дидро).

Материализм Вольтера проявился, в частности, в признании им большой роли ощущений и органов чувств в познавательной дея­тельности человека. Окружающий мир материален (вещественен), и самым надежным средством его познания является точное естество­знание. Оно дает сведения о множестве свойств материи и «скрытых пружинах» природы. Сам же человекэто произведение природы, венец ее эволюции. Он является телесным существом, способным чувствовать и мыслить, а его повседневная деятельность напрямую зависит от органов чувств, нервов и мозга. Без них психика человека невозможна, она угаснет, а затем и вовсе умрет.

Вольтер подчеркивал, что несмотря на свою биологичность и телесность, человек в большей степени является существом все же социальным, более утонченным даже в сравнении с высшими жи­вотными. Он способен с помощью своего разума познавать при­роду и практически преобразовывать ее, создавать цивилизован­ное сообщество. «Инстинкт деятельности» — это весьма совер­шенное и эффективное орудие для достижения человеком благо­получия и счастья. Человек оказался способен создать коллек­тивный образ жизни, предметы культуры и законы, семью и го­сударство, разнообразные формы искусства. Одним словом, он сотворил цивилизованный мир.

Французский мыслитель внес большой вклад в философское осмысление истории общества (его считают автором термина «философия истории»). Он полагал, что в центре внимания должна быть жизнь и деятельность простых людей, а не частная жизнь правителей. Важно исследовать и объяснить естественными при­чинами духовную культуру народов, их религию и мораль, искус­ство и философию.

История должна рассматриваться как всемирная, т.е. единая целостная, не сводящаяся к изображению якобы «богоизбранных» народов. Она представляет собой не­умолимый процесс развития материального производства, орудий труда и ремесел, торговли. История – это также и борьба мнений, как истинных, так и ложных (суеверия, предрассудки, фан­тазии). «Мнения правят миром», -подчеркивал Вольтер.

Они (идеи, идеологии) и приводят в движение исторический процесс, упорядочивают весь хаос событий и явлений в нем. Философ резко негативно относился к средневековой церкви, считая ее воплощением невежества и суеверия, мошенничества и варвар­ства, узурпации власти в обществе. По его оценке, христианская религия — это как бы сеть, с помощью которой мошенники уже более семнадцати веков опутывали глупцов; это кинжал, кото­рым слепые фанатики убивали своих собратьев свыше четырна­дцати столетий.

Несмотря на противоречивость и даже трагизм человеческой ис­тории, Вольтер все же верил в грядущее торжество сил разума и ци­вилизации. Новое состояние общества он связывал с развитием наук и ремесел, овладением гражданами знаниями и преодолением на этой основе суеверий и предрассудков. Вольтер мечтал о том, что наступит день, когда к управлению обществом придут философы, и тогда утвердится «царство разума». С помощью мудрого и просве­щенного государя общество избавится от несчастий и глупостей, от социальной несправедливости и неравенства. Вот тогда наступит эра свободы человека и веротерпимости («толерантности»), разум­ных общественных порядков и отношений между людьми.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1161. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия