Студопедия — Предметный мир культуры Возрождения (архитектура города, декоративно-прикладное искусство)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предметный мир культуры Возрождения (архитектура города, декоративно-прикладное искусство)






Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.

Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.

Обычно Итальянское Возрождение подразделяется на три периода. В истории искусств можно говорить о развитии изобразительного искусства и скульптуры в рамках направления раннего ренессанса в XIV веке. В истории архитектуры дело обстоит иначе. Вследствие экономического кризиса XIV века период Ренессанса в архитектуре начался только с началом XV столетия и продолжался до начала XVII века в Италии и дольше за её пределами.

Можно выделить три основных периода:

  • Раннее Возрождение или кватроченто, примерно совпадает с XV веком.
  • Высокое Возрождение, первая четверть XVI века.
  • Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600).

Архитектура, изобразительное и декоративное искусство. Само слово «возрождение» - изначально эстетический термин, обозначивший [во 2-м введении к первому тому «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. Вазари (1550)] обновление искусств после их средневекового «упадка», наметило не только художественную специфику новой эпохи, но и её духовное своеобразие в целом. Именно искусство было впервые (у Вазари и его предшественников - Дж. Боккаччо, Ф. Виллани и др.) избрано в качестве главной меры исторического прогресса, проявляющегося в процессе «зарождения более совершенных вещей», - по словам М. Пальмьери который приводит в качестве этих «вещей» в первую очередь скульптуру и архитектуру.

Переведённая из ранга «механических», рукотворно-прикладных ремёсел в ранг искусств «свободных», т.е. более философических и умственных (таких как риторика, астрономия, музыка), художественная культура осмысляется как универсальный язык, все заметнее обособляющийся от религии и самостоятельно познающий тайны «божественной природы». Подражая природе и воспроизводя её не по-средневековому условно, а «натурально» (в прямом смысле «природно»), художник, как мыслили ренессансные авторы, в частности Леонардо да Винчи, позволяет увидеть Бога-в-мире и наглядно познать пути Его промысла. Того промысла, который для средневекового сознания открывался в земном мире лишь «сквозь тусклое стекло, гадательно» (первое Послание апостола Павла к коринфянам, 13, 12), окончательно проявляясь лишь за пределами эмпирического бытия. Теперь же чувство эстетически воспитанного, по сути философски-ин-теллектуализованного зрения гордо главенствует, предопределяя тот «оптоцентризм» (М. Фуко), или примат зрения, что характерен для всей новоевропейской культуры, а не только для её первого, т.е. ренессансного, этапа.

В эпоху Возрождения появляются новые для Западной Европы виды прикладного искусства, возрождаются забытые или пришедшие в упадок в период средневековья. Наряду с ранее существовавшими ювелирными мастерскими возникают центры шелкового ткачества, стекла, керамики.

Отметим еще одну особенность - общую, впрочем, для всей культуры Возрождения: прикладное искусство приобретает светский характер. Это не значит, конечно, что художники перестают работать для церкви. Но у них появляется новый заказчик - состоятельный горожанин процветающих городов юга и севера Европы. Если в 1532 году семья нюрнбергского доктора тратила на все хозяйственные нужды 171 гульден (20 гульденов - дрова, 48 - одежда и т. д.), почти столько же - 169 гульденов - было истрачено на покупку серебряной утвари.

15.Открытие искусства Проторенессанса и раннего Возрождения. Проторенессанс (от от греч. protos — «первый» и франц. Renaissance — «Возрождение») — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) и треченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые введен швейцарским историком Я. Буркхардтом. В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентинцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и живописец Джотто ди Бондоне. Возникновение и характерные черты Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения). Социальными предпосылками в 1200-е (дученто) явились развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах (особенно в Тоскани). Появление признаков Проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре 11-13 вв. Тоскании, где использовалась полихромная облицовка мрамором в сочетании с тонкими членениями стен и античные архитектурные детали, что позволило облегчить тяжеловесность архитектуры свойственную романскому стилю. Для архитектуры Проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфо ди Камбио. Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано. Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: Пьетро Каваллини (Рим); Джотто (Флоренция). Ярким представителем литературы этого периода является Данте Алигьери. К этому же периоду относится поэзия школы «дольче стиль нуово». Для литературы характерно чувственное усиление, реалистичность образов. Традиции искусства Проторенессанса были восприняты такими художниками Возрождения, как Брунеллески, Донателло, Мазаччо. Раннее Возрождение. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

16.Особенности Высокого Возрождения. Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров – Леонардо да Винчи (1452 – 1519, Рафаэля Санти (1483 – 1520) и Микеланджело Буанароти (1475 – 1564). Расцвет ренессансной культуры пришелся как ни странно, на период экономического и политического упадка Италии. Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрождения. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» и «Джоконда». Он прославился так же как ученый и инженер. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Леонардо да Винчи обогатил идеями почти все области знания, рассматривал свои рисунки как наброски гигантской натурфилософской энциклопедии. Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отражены в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Рафаэль Санти вошел в историю как создатель цикла шедевров, связанных с изображением мадонн. Величайшее творение Рафаэля – «Сикстинская мадонна». Мастер получил известность так же благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, росписи парадных залов Ватиканского дворца. Уже в ранних картинах сказался присущий Рафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов. Рафаэль много работает с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмические сбалансированные композиционные формулы. В 26-летнем возрасте он получает должность «художника апостольского престола», ему поручают расписать парадные покои Ватиканского дворца. С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Св.Петра, много трудится в области церковной и дворцовой архитектуры, назначается комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Микеланджело – великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называли прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце 91508 – 1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный Суд». Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид», а как архитектор – став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св.Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире. Не меньшую славу принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности скульптурная композиция (четыре обнаженные фигуры «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День») в капелле Медичи.

17.Творчество Шекспира как Выражение коллизий позднего Возрождения. По мысли Лосева, самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI в. Шекспир, титанические герои которого столь полны возрожденческого самоутверждения. Герои Шекспира (Гамлет, Макбет) показывают, как возрожденческий индивидуализм обнаруживает свою собственную недостаточность и свою трагическую обреченность. Ренессанс, который так глубоко пронизывает все существо творчества Шекспира, в каждой его трагедии превращается лишь в целую гору трупов, потому что такова страшная, ничем неодолимая и убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, - утверждает Лосев, - колоссальное детище возрожденческого индивидуализма, на заре буржуазного индивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютного индивидуализма, хотя только в XIX и XX вв. стали понимать всю его ограниченность и невозможность. сам Ренессанс еще не был этапом буржуазно-капиталистической формации. Он только ее подготавливал, и притом бессознательно, независимо от себя. Ренессанс в Англии -Английский Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец 16 – начало 17 века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564-1616). Его Именуют еще «елизаветинской эпохой». Вырос престиж театра; актеров, ранее призираемых бродячих комедиантов, окружали всеобщим вниманием, они пользовались покровительством меценатов-вельмож. Пьесы Шекспира отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи. Первые комедии Шекспира проникнуты оптимизмом. Последние годы правления Елизаветы были отмечены народными волнениями и экономическим упадком. Падал авторитет государства и Церкви. В трагедиях «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Герои Шекспира – мыслящие, чувствующие и страдающие личности, которые переживают утрату жизненных ориентиров, а окружающий мир неспособен помочь им обрести себя.

18.Особенности искусства Барокко. Барокко в западноевропейской архитектуре и скульптуре. Искусство Б. – выражение миропонимания этой эпохи (а именно: мир как иллюзия, непостоянство, обман, прекрасная видимость, имитация реальности, а не её познание)®акцентированная экспрессия худ. формы Б. Архитектура Б. меняет привычные планы зданий, вместо идеальных пропорций арх-ры Возрождения, арх-ра Б. разламывает правильную геометрию протранства: круг вместо овала, квадрат вместо прямоугольника, в планах одно пространство перетекает в др., нет его замкнутости. Для арх-ры Б. важно передать динамику, игру светотени, «обман зрения», «игра величин». Задача арх-ры Б.: дематериализовать пространство, возврат к мистич. идеалам готики. Лоренцо Бернини- скульптор и архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме (изобрёл витые колонны) и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. Также у Л.Бернини ест 2 знаменитые скульптуры: «Экстаз св. Терезы», и «Апполон и Дафна». В арх-ре Б. органично связывалость архитектурное и окружающее пространство. «Стена» Б. никогда не м.б. гладкой, она должна показывать «дыхание здания». Б. не признаёт углов, это очень пластичное пространство, арочные перекрытия. С разных сторон здания смотрится по-разному. Зеркало явл. обязат. атрибутом интерьера Б. Стиль Б. ярко воплощён в интерьерах Версаля. Блистательная игра пространства Мраморной галереи, пышные и театральные покои короля и королевы.

19.Живопись Барокко (Веласкес, Рубенс). Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Веласкеса. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. В своих картинах он раскрывал противоречивые силы бытия через динамику композиции. Цельность портретных характеристик. В поздних произведениях – нарастание камерных мотивов. Образ природы. Рубенс учился также у Микеланджело свободному выявлению выразительности и красоты чел тела. «Битва греков с амазонками» - результат, сложная многофигурная композиция. 1624г.- «Поколение волхвов» - картина знаменита тем, что была написанв всего за 11 дней. Известный шедевр Р. нач. 1620х гг. – «Персей и Андромеда». Также известные картины: «Объединение Земли и Воды» (1618)и «Четыре философа» (1611-1612). Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599-1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606-1669) и Вермеер (1632-1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599-1660). В его работах наблюдается раскрытие сложности чел. натуры в портретах. Жанровое многообразие и смысловая ёмкость картин. Веласкеса назывют замечательным художником «золотого испанского века». Его ранние работы «Завтрак» и «Водонос» - свидетельство умения передавать величие вещей и уважение к простому народу. Мифологический сюжет отразился в картине «Вакх» или «Пьяницы». На его творчество повлияла венецианская школа, результат – «Кузница Вулкана». Также он писал портреты. Основная черта его портретной живописи: утверждение достоинства личности. Портреты: Филиппа IV, его детей, графа Оливареса и др. придворных. Другая тема: «Венера с зеркалом» - впечатление от тециановской Венеры. Это было 1ое в испанском искусстве изображение обнажённого женского тела.

20.Художественные открытия в творчестве Рембрандта. Творчество голландского художника Рембрандта Харменса Ван Рейна (1606-1669) - одна из вершин мировой реалистической живописи. Рембрандт писал картины на исторические, библейские, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта. Для его творчества характерно стремление к философскому осмыслению жизни, честность к себе и людям, интерес к духовному миру человека. Нравственная оценка событий и человека - основной нерв искусства мастера. Одухотворенность модели и драматизм события художник великолепно передавал через эффекты светотени, когда пространство словно тонет в тени, в золотистых сумерках, а луч света выделяет отдельные фигуры людей, их лица, жесты и движения. В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет равных (один лишь только итальянец Караваджо может соперничать с ним по мастерству использования светотени). Как это часто бывает в истории искусства, не смотря на свой гениальный талант, Рембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером. Но работы его живут в веках, так что можно без преувеличения сказать, что Рембрандт - один из самых величайших художников в истории мирового искусства. Многие назвали бы его непревзойденным живописцем, даже гораздо более великим чем Рафаэль или Леонардо. Его творчество, казалось бы, сковывали традиции и догмы голландского протестантского искусства, ведь он никогда не выезжал за пределы Голландии. И все же Рембрандт не только восхищает блестящей техникой живописи, но и являет своим творчеством откровение: никто прежде не рассказывал о простых человеческих чувствах столь глубоко, нежно, интересно и проникновенно. В своих исторических и библейских сценах, в своих портретах современников он достигает глубин психологической выразительности. Его мудрость, сострадание и проницательность, скорее всего, являются следствием самопознания: много раз, как никто другой, писал он автопортреты и запечатлел свой жизненный путь, начиная с поры молодости и успеха и кончая старостью, принесшей горести и лишения. В настоящий момент известно более ста автопортретов Рембрандта, каждый из которых является удивительным шедевром.

21.Классицизм как тип культуры XVII века. Исторические и региональные границы классицизма. Классицизм (от лат. Classicus – образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла ничем не завершится, если бы ностальгия по великому прошлому на подготовленную рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения. Иными словами классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливает иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода, религиозная картина и.т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, и.т.д.). В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж.Расина и Вольтера, комедиях Ж.Б.Мольера, сатире Н.Буало, баснях Ж.Лафонтена, прозе Ф.Ларошфуко (Франция), в творчестве Гете и Шиллера (Германия), одах Ломоносова и Державина, трагедиях А.П.Сумарокова и Я.Б.Княжина (Россия). Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636-1711) в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века. Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII-XVIII вв. многих европейских стран, в том числе России.

22.Основные ценности культуры классицизма. Основные ценности культуры классицизма. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное? в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешение которых не допускается.Одна из важнейших черт - обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону (продолжение традиции Возрождения -преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума). классицизм был также своеобразной антитезой традиции Возрождения - так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармоничного целого.
- понятия?общество? и?личность?,?человек? и?природа?,?стихия? и?сознание?, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими.
- в 17 в. классицизм, развивавшийся в остро-полемическом взаимодействии с барокко, лишь во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему. В 18 в. классицизм стал общеевропейским стилем.
- в основе эстетики классицизма - принципы рационализма, обусловили взгляд на художественные произведения как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Эстетической ценностью в классицизме обладает лишь непреходящее, неподвластное времени.
- огромное значение общественной функции искусства - новые этические нормы, формирующие образ героев классицизма: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей? долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания. ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы, определила нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров? от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие содержательные границы и чёткие формальные признаки.Основными художественными ценностями признавались рисунок и композиция, не допускались резкие цветовые контрасты. Композиция картины делилась на чёткие планы. Во всём, особенно в выборе объёма и пропорций фигур, художнику необходимо было ориентироваться на античных мастеров, прежде всего на древнегреческих скульпторов. Образование художника должно было проходить в стенах академии. Затем он обязательно совершал поездку в Италию, где изучал античность и произведения Рафаэля. Эстетической ценностью для Классицизм обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. Классицизм создал эстетические ценности непреходящего значения: художественно-прекрасное призвано было к воспитанию нравов. И закономерно, что в центре этого искусства оказался театр - этот общественно признанный наставник и учитель, арбитр в постановке и решении нравственных вопросов.

23.Особенносьти искусства классицизма. В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей?вечного города? упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555?1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639?1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также?низкие? жанры? басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622?1673). Никола Буало. Бюст работы Ф.Жирардона. Париж, ЛуврБуало прославился на всю Европу как?законодатель Парнаса?, крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате?Поэтическое искусство?. Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис. Одной из особенностей искусства являлась его гос-ая подконтрольность и?заказанность?, все искусство проходило жесткую цензуру, дабы отвечать идеалам, выработанным государством. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества; Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры,соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция французских королей (вторая половина XVII в.). В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен). Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний? голубым Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество.

24.Театр французского классицизма. Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра. Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер. (1622-1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 г. он получил разрешение короля играть со своей труппой в придворном театре в Париже. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и аристократизмом. Преодолевая схематизм итальянских комедий дель арте, Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве»). С особой не применимостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показанной добродетелью» «Тартюф или Обманщик», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра. Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Пьера Огюста Бомарше (1732-1799). В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты пьес написаны оперы В.А.Моцарта и Дж.Рассини. Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальником классической трагедии считаю двух других французов. В пьесах Пьера Корнеля (1606-1684) и Жана Расина (1639-1699) строго выдержано золотое правило классической драмы – единство места, времени и действия. Язык героев их произведений проникунт пафосом и патетикой. В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. В трагедии «Гораций» Корнеля развивается тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов). В трагедиях «Митридат», «Федра» Расина дано поэтическое изображение трагической любви и противоборства страстей в человеческой душе, утверждается необходимость следовать требованиям нравственного долга. Семья, государство и монархия, по Расину, незыблемы, верность им должен сохранять каждый гражданин. Французский театр эпохи классицизма, руководствуясь вкусом придворной публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу.

25. Внестилевые направления в искусстве XVII века. Голландская живопись как выражение национальнойкультуры.

Голл. сер XVII – ведущ эконом и культ держава Европы. (Она неиспытывала давл. Церкви, à возн реализма - культуры, наиболее соответствующейразвитому буржуазному об-ву) Наиболее разв. видом иск-ва была живопись(достоверное отображение реальности). Живоп. приобр. повседн. характ, (картиныпродаются на ярмарках).
ФрансХальс (1580-1666) портретист, создательнового образа Ч-ка XVII века. Жанры: 1) групповойпортрет (выражение общности и равноправия) 2) индивид (заказ) портрет (свободаи естест жестов, контакт со зрителем) 3) жанровый п.У Хальса нет больш эмоц глубины, но персонажипоказаны реалистично, эфф. живого присутст. [работал небрежно, быстро,«эскизно»]
Пейзаж также воплощ. Реалист. тенденции вобщ-ве (братья Якоб и Соломон ВанРейсдаль «Переправа на пароме»)Пейзажи были узнаваемы, красоч. цвет. гамма, характ детали Голл. природыà доступность и понятность.

(Продолжить)

Натюрморт. – «передает тихую, спокойнуюжизнь б ю ргера» («Завтраки», «Мясные лавки» - Снейдерс / «Фрукты сбокалами на столе, покрытом ковром» - Виллем Кальф) Натюр. отражал ценностькаждого предмета, вещь – герой картины (можно говорить о зарожд. проф-иидизайнера)
Картины XVII в затрагивают честную жизнь – Бытовой жанр. (Ян Стен –«Драка», «Больная и врач»)
Вершина голл реал-ма - Рембрандт. Использ.библ. и мифол. сюжеты он создает «психологич. портрет» («Даная» (бюргерскаяобстановка), «Приношение Авраама», «Давид и Ионафан» (персон. – совр Рембр.))Р. активно исп. метод светотени.

27. Кризис феодального общества и государства как основакультурных процессов 18 века. Основные этапы развития культуры французскогоПросвещения.

(Продолжить)

Социально-экономическимипредпосылками культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и развитиекапиталистических отношений в Западной Европе, причинами которого являютсятехнический прогресс и наличие рыночных товарно-денежных отношений. Вероятно,этот кризис являлся неизбежным, поскольку само существование сословной монархиисоздает предпосылки для перехода от традиционной распределительнойэкономической системы к рыночной организации. В сочетании с техническимпрогрессом это приводит к неудержимому нарастанию кризиса феодального общества,и на волне бщественного подъема возникает культура эпохи Просвещения. Истокиэтой культуры лежат в гуманистической мысли Возрождения, в рационализмеДекарта, политической философии Локка, в английском деизме, в достиженияхматематики, естествознания и точных наук XVII века. Принято выделять 3 этапа развития культурыфранцузского Просвящения. Во-первых,это раннее Просвещение, начавшееся вI пол. XVIII века изакончившееся с выходом энциклопедии Дидро в 1751 году. Этот период ознаменован,прежде всего, деятельностью Вольтера и Монтескье. Этот период также называютаристократическим просвещением, поскольку буржуа на тот момент не являются егосоциальной базой, а новые идеи распространяются в салонах и высших кругахобщества.Во-вторых, можно выделитьследующий период развития Просвещения, продолжавшийся вплоть до началаФранцузской Революции в 1789 году. Наряду с рационалистским течением,представленным Вольтером и Монтескье, возникает сентименталистское течение,идеологом которого был Руссо. Появление в свет 35 томов «толкового словарянаук, искусств, ремесел» по сути дела, является прямым обращением к «третьемусословию» и приводит к тому, что буржуазия становится социальной базойПросвещения. Фактически общественное мнение утверждается как сила, как условиесоциокультурных изменений.В-третьих,следует отметить кризисный (или революционный) этап Просвещения (1789-1793гг.), вскрывший всю противоречивость данной эпохи, показавший неспособностьразума выстроить идеальное человеческое существование.

28.Феномен галантной культуры. Искусство рококо как воплощение галантной культуры (например одного из видов искусства). Рококо зародилось в 17 веке, а превратилось в господствующий стиль 18. Пожалуй это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образа жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо – порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Терм







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 2644. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия