Классификация неоязыческих мифов
Классификация неоязыческих мифов Реальное славянское язычество было утрачено много столетий назад. Дошедшие до нас имена богов, скупые описания части ритуалов, а также разной сохранности археологические находки не позволяют восстановить вероучение древних славян во всей полноте. Как боги взаимодействовали друг с другом? Где проходили границы их влияния, как физические, так и метафизические? Как был сотворен мир и с какой целью? Для чего живет человек? Увы, но мы не знаем какие ответы давало славянское язычество на эти и многие другие вопросы. Безусловно, учеными предпринимались попытки реконструкции славянского язычества[1], но оставаясь в рамках научного метода получить целостную картину всё равно невозможно. А потому желающие восстановить и возродить славянское язычество вынуждены закрывать многочисленные белые пятна вероучения своей фантазией. Подобные попытки привели к возникновению новых религиозных движений, объединенных исследователями под общим названием «неоязычество»[2], а также к появлению огромного количества фальсификаций на исторической и религиозной почве[3]. Охватить и рассмотреть их все практически невозможно. Найти что-то общее также затруднительно по той простой причине, что всякий неоязычник «достраивает» славянское язычество и культуру на основе своих личных предпочтений и потребностей. Сказывается также и отсутствие специального исторического образования, как сдерживающего фактора для «полета фантазии». В итоге на сегодняшний день мы имеем десятки видов «истинного славянского язычества», каждое из которых противоречит другим подчас в самых принципиальных вопросах. Среди неоязычников нет единства как в отношении к истории, так и в отношении «родных богов». Многие из них открыто называют себя атеистами, считая «богов» лишь красивыми аллегориями сил природы, другие именуют себя монотеистами, представляя «богов» личинами Единого Бога, третьи стараются быть политеистами, а четвертые вообще пантеистами и считать весь окружающий мир телом Бога И тем не менее, постараемся выделить общие направления, вокруг которых группируются неоязыческие фальсификации.
|