Тема лекции 3 –Зарождение архитектуры Древнего периода
Открытые за последние десятилетия постройки и пещеры первобытного человека, в которых встречаются примитивные росписи и наскальные изображения, имеют большое историческое значение. Находясь в горах, эти памятники не могли послужить основойдля развития строительных и художественных приемов, изкоторых сложилась архитектура Средней Азии. Эта архитектура зародилась в полупустынных и степных долинах и равнинах, орошаемых реками и покрытых толстым слоем лёсса. Лёсс, с древних веков по настоящее время, является универсальным строительным материалом. Лёсс, слепленный руками (гуаля), глинобитные стены (пахса,), сырцовый кирпич (хомгышт) составляли материалы древней строительной техники. Раствором являлся тот же лёсс (лой, хак). Дерево в истории древней сырцовой архитектуры употреблялось для балок, связей, колонн, дверей; установлено также применение его для каркаса (Афрасиаб, VII в.). Жженый кирпич (гышт) и постройках этого периода встречался редко и употреблялся для выстилки полов (Афрасиаб) или для облицовки стен дворца (Варахша, VI—VIII вв.), ганч (алебастр.) и для штукатурок и художественно-декоративных работ. В целом архитектуру древнего периода можно назвать сырцовой, так как все виды строительных приемов сводились к разведению водой и сушке на солнце лёсса. Лёссовые здания по цвету не отличались от натурального лёсса земли и пыли. Монохромность построек вызвала появление и развитие рельефа, а любовь к игре светотени и основанные на ней художественные приемы. Орнаментальный рельеф, выполненный техникой резьбы, покрывал колонны, двери, штукатурные стены, керамическую посуду и предметы домашнего обихода. Во всех областях Средней Азии можно проследить зарождение одних и тех же строительных приемов и конструкций, из которых наиболее важное значение имеют сводчатые перекрытия. Примитивные своды, арки и купола сходны с мессопотамскими, хотя по времени среднеазиатские своды появились на тысячелетие позже, это исторически объяснимо, что в областях с одинаковыми природными условиями, на одинаковой стадии социально-экономического развития появляются одни и те же приемы строительного искусства. Владычество греков в конце первого тысячелетия до нашей эры способствовало установлению прочных торговых связей Средней Азии с Грецией, а затем и с Римом, и взаимосвязи искусства и культуры этих народов. Высокое искусство Древнего периода создавалось древними народами, жившими на территории Средней Азии, и совершенно неосновательно до сих пор приписывалось персам. Интересно и важно отметить, что процесс развития сводчатой сырцовой архитектуры происходил в то время, когда Рим возводил грандиозные своды и купола из кирпича и бетона, когда уже парил в воздухе знаменитый византийский купол Софии, когда уже была разработана конструкция сферического паруса. Однако развитие сводов и куполов Средней Азии пошло по другому пути и привело к другим конечным результатам, создало архитектуру своеобразную, отличную от архитектуры Византии, Армении, Грузии. Несмотря на взаимные культурные и торговые связи с Западом, а также Индией и Китаем, в архитектуре Средней Азии всегда выступают самобытность и местные традиции. Памятники архитектуры и археологии, которые дошли до наших дней - это пещеры первобытного человека с наскальными росписями, большесемейные многокомнатные патриархальные жилые дома, включающие до 30 комнат, двор и кухонный очаг, культовые комплексы, дворцы правителей, небольшие укреплённые поселения, которые разрастались и превращались в города. Основная литература: 2[10-13]; 6[50-76]; в литература: Контрольные вопросы: 1. Что явилось основой для возникновения и развитяи основных строительных и художественных приемов в архитектуре Средней Азии; 2. Основные строительные материалы, применяемые в архитектуре Древнего периода Вам известны; 3. С какими государствами существовали культурные и торговые связи в среднеазиатском регионе в Древний период; 4. Какие памятники архитектуры и археологии, дошли до наших дней; 5. Чему способствовало владычество греков в конце первого тысячелетия до нашей эры.
|