Студопедия — Такт педагогический
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Такт педагогический






Такт педагогический, соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Проф. смысл Т. п. состоит в специфике деятельности педагога, обязанного влиять на внутр мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, пед требования, способствовать формированию общественно ценных отношений и разрыву тех, к-рые идут вразрез с воспитат целями Т. п. вырабатывается на основе приобретения спец пед знаний в практич деятельности Отеч педагогика рассматривает Т. п. как органич часть своей системы взаимоотношений взрослых и детей, основанной на чувстве ответственности, на сознании обществ долга. Такой подход значительно расширяет проф смысл и значение понятия Т. п. В пед деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие

В Т. п. сочетаются и чувство меры, и сознат дозировка воздействия, и способность своевременно проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим

Т. п. зависит прежде всего от личных качеств педагога, его культуры, воли, гражданственности, от его проф мастерства Педагог - мастер, владеющий Т. п. всегда учитывает, что любое примененное им средство может дать самый неожиданный результат Коллективное воздействие при неумелом его использовании может стать из средства развития инициативы средством насилия и подавления самостоятельности воспитанников, задушевная беседа может превратиться в нудное морализирование, поощрение обернуться толчком к развитию самомнения Т. п. состоит в том, чтобы предвидеть и предотвратить обращение пед средств в свою противоположность, уметь найти единственную и оптимальную меру применения пед методов Каждое отклонение от меры может выступать как бестактность, как срыв в том случае, если педагог с помощью контролирующих средств не найдет снова ту грань, тот пед уровень, на к-ром применение данного средства будет отвечать пед целям и задачам

Содержание понятия "Т. п." близко к понятию "техника педагогическая" Пед техника и Т. п. - важнейшие компоненты пед мастерства В основе Т. п. лежат гражд чувства педагога, любовь к правде, стремление к справедливости, вера в человека Само выражение этих чувств требует подлинного Т. п. Если пед техника представляет собой форму организации поведения учителя, его темперамента, убеждений, взглядов, то Т. п. выступает и как регулятор этой формы, и как средство, с помощью к-рого педагог может направлять воздействие на личность ребенка, выверять результативность этого воздействия Ученики понимают чувства педагога, задумываются над его словами, действиями Стоит учителю допустить в своем рассказе неоправданную экспрессию, чрезмерный пафос - все его старания пропадут даром он не сумеет установить с детьми того душевного контакта, к-рый обеспечит эффективность всей методики воздействия

Воспитатель, не владеющий Т. п. неизбежно становится либо на путь администрирования, либо на путь панибратства и в конечном итоге "отчуждает" себя от детей Педагог в общении с детьми выступает перед ними в разных ролях, требующих проявления Т. п. в разной тональности на уроке - четкость и корректность, в игре - непринужденность и даже нек-рая "раскованность", в неформальной обстановке - преобладание задушевности Переход из одной роли в другую требует быстрой переориентировки, смены тональности, что является важным компонентом Т. п. и достигается долгой пед практикой, тщательным анализом своих действий

Степень эффективности применения воспитат средств определяется "расстоянием" между педагогом и детьми чем ближе педагог к детям, тем больше возможностей у него влиять на их развитие Естественно, педагог стремится сократить это расстояние И если при этом он не учитывает настроения детей, направленности их мыслей именно в данный момент и т д, то результат может получиться обратный Потребность в духовной близости между учителем и учащимися и есть то объединяющее начало, к-рое основывается на такте, ведет к настоящей дружбе Этим и обязан руководствоваться педагог в индивидуальных беседах с детьми А знание индивидуальных особенностей учащихся, их наклонностей, условий их жизни поможет педагогу найти нужное слово и придать ему необходимую тональность, вызвать в себе и в других необходимое переживание, пробудить обществ мнение, заронить в душу ребенка добрый порыв

Лит Азаров Ю П, Мастерство вое питателя, M, 1971, его же, Иск-во воспитывать, M 19852

Ю II Азаров.

 

 

Педагогический такт

·

· 1

· 2

· 3

· 4

· 5

(7 голосов)

Педагогический такт – характернейший профессиональный признак учителя. Он включает в себя и умение подойти к детям, установить с ними контакт, и взаимоотношения с родителями и учителями. Он необходим и в обучении, и в воспитании, так как эти два понятия не разделимы. Хорошо известно, что бестактный учитель может хорошо изложить программный материал, но завладеть мыслями и чувствами детей не сможет. Бестактность учителя приводит к тому, что ученик становится замкнутым, недоверчивым, начинает плохо учиться, нарушает дисциплину. Что же делать, чтобы этого не было? Какие способы должны быть в арсенале учителя для того, чтобы избежать конфликтов, найти контакт с ребенком? Прежде всего, наблюдательность. Тактичный педагог умеет не только все видеть, но и умело реагировать, а что-то не замечать, точнее, сделать вид, что не заметил. Открыто реагировать на все, что попадает в поле зрения, нельзя. Иначе вся работа сведется к непрерывным конфликтам. Учитель должен быть внимательным, уметь слушать ученика. Здесь две крайности. Одни ученики говорят: учитель перебивает вопросами, тем самым мешая выражать мысль. Другие, наоборот, утверждают, что учитель сидит как бы с отсутствующим видом, и не поймешь: правильно ли ты отвечаешь или нет. И то, и другое плохо. Необходимо искать «золотую» середину. И, конечно, должно быть пристальное внимание к внутреннему миру. Больно, когда говорят: «Она равнодушна». На вопрос, какие черты учащиеся больше всего ценят в своих учителях, они чаще всего отвечают: «Справедливость». Только один пример. Учитель проявляет особое внимание к отдельному ученику из-за его плохого здоровья. Такое поведение должно быть мотивировано и понятно детям. Но при этом не должно унижать самого ученика. Для педагога важно в любой ситуации сохранять самообладание, и в состоянии раздражения не принимать какое-либо решение, не усугублять ситуацию. Лучше вспомнить известную мудрость: «Утро вечера мудренее». Макаренко говорил, что учитель может повысить голос, даже вспыхнуть, но очень редко и только по уважительной причине. И тем более не оскорблять учеников или прибегать к другим недостойным методам. Учащиеся тонко чувствуют, когда учитель говорит с болью за него, а не для того, чтобы унизить. Вообще к неэтичным, запрещенным приемам относятся: 1) всяческое подчеркивание своей исключительности, ироническое отношение к своим коллегам («Я вам не Василий Григорьевич…» или когда приходишь в новый класс, то не следует говорить: «Вас ничему не научили. Я вас научу»); 2) преувеличение значения своего предмета и преуменьшение других («Это вам не физкультура»); 3) заигрывание с учениками, и в частности, завышение оценок. Оценка – это «больной» вопрос. Необходимо, чтобы ученики воспринимали оценку как объективную. Поэтому она должна быть мотивированной и убедительной. И, конечно, не за поведение. Как правило, учеников, которые отвлекаются, надо больше заставлять действовать, давая им дополнительные задания. Однако нигде такт учителя не имеет такой силы, как в преподавании литературы, так как литература – это не только знания, но и область человеческих взаимоотношений. Учитель-словесник говорит на уроках литературы о морали, нравственности и в первую очередь сам кажется ученикам носителем этих качеств. Это возлагает на учителя большую ответственность. Учитель литературы, обидев ученика, не может надеяться на полное восприятие ни его слов, ни того, что он прочитает на уроках. А ведь на уроке литературы воспитывает прежде всего художественное слово. Вот один из примеров. Одна из учениц 5 класса прятала дневник от родителей, ссылаясь на то, что классный руководитель взял на проверку. Когда все выяснилось, конечно, был разговор с родителями. Как быть с ребенком? На уроке как раз изучали творчество Зощенко. У него есть прекрасный рассказ «Не надо врать». И учитель на уроке читает его. Думаю, обсуждение этого рассказа с ученицей дало больший результат, чем нотации. Но с детьми гораздо легче работать, если есть полное взаимопонимание с родителями. Мы часто говорим: «Хороший или трудный класс». Большинство родителей объясняет это явление тем, что в разных классах разные учителя и классные руководители. «У хорошего классного руководителя класс передовой, – говорят они. – У неважного - плохой». В этом есть доля правды. Но говоря так, родители забывают о себе. На родительские собрания они приходят узнать только об оценках, считая, что ничего нового учитель о воспитании им сказать не может. Некоторые из них болезненно воспринимают замечания учителя, встречают их в штыки. Однако если тщательно разобраться, то большинство ошибок, которые совершают дети, исходят из семьи. Родителям трудно это осознать. Возможна конфликтная ситуация. И здесь очень важно не опускаться до банального выяснения отношений: кто виноват, а совместно искать выход. Например, дети мало читают. Родители предложили вести читательские дневники (эту работу они уже вели в начальном классе). Вначале они проверяют работу детей дома, делают соответствующую запись в дневнике, а затем уже учитель литературы. Можно говорить об этом много, по-разному обыгрывать ситуации, так как педагогический такт не бывает стереотипным. Важно найти свою манеру, свой почерк. А главное - в любой ситуации оставаться спокойным, не принимать решения сгоряча. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Страхов И.В. Психология педагогического такта. – Саратов, 1966. 2. Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя. http://www.kontrolnaja.ru/dir/marketing/120736 3. Педагогический такт / Под ред. И. Зязюна // Народное образование. - 1990. 4. Педагогическая этика: Учебно-методическое пособие / Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия