Студопедия — Обратите внимание! 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обратите внимание! 11 страница






На характер физич. подготовки влияла программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др. игр) и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье (пентатлон: бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), конские скачки, колесничный бег. На Пифийских играх в честь Аполлона соревновались также флейтисты и кифаристы, устраивались состязания в мудрости. В победителях ценились не только сила и ловкость, но, скорее, их избранность как перед богами, допустившими победу, так и среди людей. Победа в состязании была прежде всего средством поддержания аристократич. престижа. Популярность общегреч. и местных спорт. состязаний свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков аго-нального (соревновательного) духа, к-рый проявился также в интеллектуальной сфере. К кон. 6 в. до н. э. греки стали постепенно культивировать интеллектуальные достоинства, хотя физич. качества продолжали сохранять первенствующее значение.

Решающее влияние на формирование полисного быта оказали введение писаных законов (напр., законы Солона в Афинах, 594), развитие судопроизводства и судебного красноречия. К 5 в. до н. э. красноречие вошло осн. элементом в систему воспитания юношей. Важное значение имело формирование письменной традиции в лит-ре. Ок. 560 до н. э. в Афинах были записаны гомеровские поэмы; к 5 в. до н. э. их чтение и заучивание наизусть стали основой шк. образования. В то же время возникла ист. проза: на протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитать грядущие поколения, в Аттике с кон. 6 в. до н. э. распространялись театр, представления. Одновременно формировались науч. знания. С 6 в. до н. э. развивались арифметика, геометрия, география и астрономия. В первой филос. школе — пифагорейской (ок. 532 до н. э., в Кротоне), носившей ещё характер релит, общины, изучались космология, арифметика, геометрия, астрономия и гармония. В кон. 6 в. до н. э. в Кротоне и Кирене были основаны мед. школы. Большим влиянием пользовалась мед. школа о. Кос (к ней принадлежал Гиппократ).

Демократизация и интеллектуализация полисной жизни отразились на греч. культуре и образовании. В их развитии с кон. 6 в. до н. э. ведущую роль стала играть Аттика с Афинами во главе. Система афинского воспитания предусматривала сочетание умственного (мусического) и физического (гимнастического) воспитания. С 7-летнего возраста мальчики, сопровождаемые рабами-педагогами, посещали одновременно палестру (где они приобщались к физич. культуре), муз. и грамматич. школы, к-рые, как правило, были частными. К 5 в. до н. э. осуществлявшееся гос-вом обязат. воен. образование («эфебия») ограничивалось двумя годами (от 18 до 20 лет).

Интеллектуализация нравств. и гражд. идеала расшатывала традиц. убеждение в прирожденное™ добродетели. Ещё в 1-й четв. 5 в. до н. э. Пиндар провозглашал: «Мудрый знает многое отроду, а кому потребно учение, те... каркают болтливо и праздно», но уже в сер. 5 в. до н. э. т. н. старшие софисты (Горгий, Протагор) объявили своей задачей «воспитание людей».

Софисты пытались сформулировать осн. идеи эллинской пед. мысли. Культивировались понятие «найдена» (всесторонняя развитость, образованность и культура), идеал «калокагатии» (физич. и нравств. совершенство). Софисты установили набор наук и иск-в, к-рые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражд. поприще. Прежде всего обучали диалектике (искусству спора) и риторике (красноречию), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высш. образования: появились соответствующие программы, учебники, но ещё отсутствовали постоянные высш. школы.

Релятивизм софистов (напр., доказательство правильности и неправильности любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиц. благочестия и построенного на нё^1 воспитания. Относительность нравств. норм, проповедовавшихся софистами, вызвала возражения уже со стороны Сократа. Не выходя из рамок софистич. рационализма в постановке и разрешении пед. проблем, Сократ противопоставил практицизму софистич. школы представление о самостоят, значении добродетели, объективности нравств. норм.

К 4 в. до н. э. демокр. полис и сама полисная система вступили в эпоху упадка. Однако именно в это время создавались филос. школы — учениками Сократа Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 до н. э. открыл риторскую школу Исократ. Софисты мл. поколения уже не играли ведущей роли

Гимнасий в Приене. 3—2 вв. до н. э. Реконструкция.

Изображение цифр сочетанием пальцев в Римской империи.

Хирон, воспитывающий Ахилла. Фреска из Геркуланума. По оригиналу последней трети 4 в. до н. э.

в развитии пед. мысли Греции. Для Платона и Исократа, наиб, выдающихся педагогов 4 в. до н. э., характерно стремление достойными примерами и наставлениями воспитать граждан в духе древнего благородства. Критикуя софистов, они ограничивали компетенцию софистич. «науки»: нравственности, добродетели нельзя научить, как учат искусству счёта или спора. Важнейшая роль в истории антич. педагогики принадлежит ученику Платона — Аристотелю, продолжавшему начатую софистами работу по развитию методов шк. образования. Ещё в Академии (при Платоне), а впоследствии и в Ликее Аристотель читал курсы риторики, логики и др., в связи с чем создал ряд сочинений, к-рые спустя 3 века стали осн. учебниками по логике, физике, метафизике и др. наукам.

Эллинизм. Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в самом кон. 4 в. до н. э. возникли филос. школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик»), что превратило Афины в центр воспитания, своеобразную «педагогическую провинцию» эллинистич. мира, идеал к-рой вдохновлял мыслителей и педагогов Зап. Европы 18 — нач. 19 вв. В эпоху эллинизма создавались новые науч. и культурные центры: в Александрии в нач. 3 в. до н. э. был организован знаменитый Мусейон с б-кой, зверинцем и ботан. садом. В Александрийской б-ке собирались и изучались соч. по всем отраслям лит-ры, науки и культуры, здесь формировалась филол. традиция работы с текстами (прежде всего с используемыми в школах произведениями «классиков»). Другим науч. центром был Пергам; большими б-ками славились Апамея, Антиохия, Сиракузы. Знаменитым центром риторики был Родос.

Появились уч. пособия по всем областям знания эпохи эллинизма. Ряд соч. по логике и языкознанию принадлежал представителям стоической философии. До нас дошёл учебник александрийской традиции — грамматика Дионисия Фракийского, имевшего мн. последователей. Пособие Аристоксена «Начала гармонии» (2-я пол. 4 в. дон. э.) в Зв. до н. э. было приспособлено для нужд школы Клеони-дом, автором «Введения в гармонию». В нач. 3 в. до н. э. Евклид создал «Начала», ок. 100 н. э. Никомахом из Ге-расы было написано «Введение в арифметику». Астрономия по Евдоксу Книд-скому излагалась в гекзаметрах Аратом (сер. 3 в. до н. э.); разработка астрономии в 3—2 вв. до н. э. Аристархом Самосским и Гиппархом нашла популярное изложение у стоика 1 в. до н. э. Гемина Родосского.

Характер нач. образования в эпоху эллинизма по сравнению с классич. эпохой практически не изменился. В возрасте 7—14 лет мальчики посещали под руководством «педагога» школу кифа-риста, палестру, школу грамматиста, где изучали алфавит, учились писать слоги, слова и затем переписывали связные тексты из Гомера или трагиков; учились читать (вслух) по выборкам из Гомера, иногда адаптированным, по басням Эзопа, а также назидат. антологиям из лириков; велось обучение счёту (четыре ариф-метич. действия, дроби, денежные единицы, меры веса и длины). В школе применялись телесные наказания.

Круг занятий на более высокой ступени — в грамматич. школе — уже определялся новым характером эллинистич. образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, читались «авторы», прежде всего Гомер, Гесиод, позднее — Аполлоний Родосский; лирики Алкман, Алкей, Сапфо, Пиндар и др. (по выбору учителя, часто современники); трагики — Эсхил, Софокл, Еврипид, а из комедиографов — Менандр. В меньшем объёме изучалась проза — Геродот, Фуки-дид, Ксенофонт и Гелланик. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. С произведением ученика знакомило резюме: текст читался вслух «с выражением», толковался слово за словом, нек-рые слова объяснялись через синонимы; затем следовали комментарии — грамматический, метрический, исторический. В заключение тексту давалась оценка и выводилась мораль. Чтение и толкование «авторов» сопровождались упражнением в сочинительстве, причём были отработаны шк. жанры этих упражнений — прогимнасмы (предварит. упражнения). Обучение красноречию было спец. задачей риторской школы.

Система гос. высш. образования — воспитание эфебов — предполагала прежде всего воен. и физич. упражнения, а также уроки, выступления и лекции. Заняхия проводились в гимнасии, в спец. помещении, обычно богато украшенном, — «эфебейоне»; изучались грамматика, философия и риторика, реже математика, иногда медицина. Широкая образоват. программа имела вводный характер и не была рассчитана на проф. подготовку, к-рая приобреталась в частном порядке путём изучения риторики, философии и медицины у знаменитых учителей и в наиб, известных центрах эллинистич. образования.

Рим. Влияние эллинистич. воспитания в 3 в. до н. э. распространялось на Рим, к-рый стал к этому времени ведущим в воен. отношении гос-вом Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Если у греков с древности идеалом поведения служил благородный — «богоравный» — герой, вития и воин, то «сельский Лациум» культивировал идеал независимого земледельца. Подчёркнутая верность нравам предков хранилась прежде всего в семье, влияние к-рой на воспитание ребёнка было доминирующим. Рабы и дети равно были в полном подчинении у отца семейства; авторитет и влияние матери, к-рая сама вскармливала ребёнка, были велики для него в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. Мальчики получали практич. воспитание и, сопровождая отца, знакомились с кругом его обязанностей и с делами гос-ва. Обучение грамоте в нач. школе (ludus littera-rius) носило элементарный характер. Под руководством наставника (magister ludi или litterator) учились читать по «Законам 12 таблиц», наизусть заучивали нек-рые сакральные формулы. В 15—16 лет юноши надевали мужскую гогу, занимались под руководством оратора практич. изучением гражд. права и в течение года находились на воен. службе (tirocinium fori и tirocinium militiae, что соответствовало греч. эфе-бии).

Первый очевидный факт греч. влияния на характер рим. образования — вольный перевод на лат. яз. «Одиссеи» Гомера, выполненный греком-вольноотпущенником Ливнем Андроником (3 в. до н. э.) для организованной им в Риме школы. С тех пор перевод «Одиссеи» в течение почти двух веков бьи осн. уч. пособием в лат. школе. Шк. преподаватель (grammaticus или literatus) и драматург Энний (кон. 3 в. до н. э.) поставил своей задачей перестроить рим. лит-ру и рим. образование по греч. образцам. В этом он был поддержан эллинофильским

Учитель счёта. Этрусская гемма.

Сцена из школьной жизни. Рим. Конец 2 в. до н. э.

кружком рим. полководца Сципиона Старшего. У римлян не привились осн. составные части греч. воспитания: гим-насгика, обучение музыке, пению, танцу. Стесняясь наготы, римляне отвергали палестру и спорт, состязаниям предпочитали цирк с конными ристаниями и амфитеатр с боями гладиаторов. Усваивалось духовное богатство греков. В 168 до н. э. в Риме пергамский филолог Кратет читал лекции по лит-ре и языку. В 60-х гг. 2 в. до н. э. в Риме стали появляться грамматич. школы (scholae), где обучали греч. яз., а программа лат. школ усложнялась. Греч, и лат. школы существовали параллельно. Греки начали преподавать философию и риторику. Влияние греч. риторики сказывалось в речах рим. политиков, а влияние греч. философии в особенности усилилось после лекций (155 до н. э. в Риме) представителей трёх филос. школ Афин: академика Карнеада, перипатетика Критолая и стоика Диогена. Знатные рим. семейства нанимали для своих детей наставников из греков. Против эллинизации рим. образа жизни выступил Марк Порций Катон, сам, однако, не избежавший влияния греков: по греч. образцам написано его руководство «О земледелии».

Первая высшая (риторская) школа была открыта Люцием Плотием Галлом в 93 до н. э., но через год закрылась, как учреждение, противное нравам предков. Однако «лат. риторы» продолжали свою преподавательскую деятельность. В 85 до н. э. появилась знаменитая «Риторика Гереннию», остававшаяся классич. пособием по риторике вплоть до Возрождения (в 4—15 вв. н. э. приписывалась Цицерону). Учебник отражал тенденцию римлян к созданию самостоят, традиции высш. образования, в соответствии с к-рой для риторич. разработки предлагались не вымышленные мифол. темы, а реальные факты из рим. истории с использованием лат. эквивалентов греч. терминов. Однако завершалось высш. образование по греч. образцу.

Необходимость лат. уч. пособия для полного курса воспитания свободного гражданина лежала в основе деятельности учёного-энциклопедиста Марка Те-ренция Варрона, «отца рим. образованности». Его перу принадлежали «Науки» (Disciplinae; 33 до н. э.), в состав к-рых входили грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия; медицина, архитектура (первые семь составили тривиум и квад-ривиум т. н. семи свободных искусств). В это же время в трудах Цицерона (в т. ч. в трактате «Об ораторе») разрабатывалось понятие humanitas, соответствующее греч. пайдейе. Цицерон сформулировал культурный идеал человека, соединяющего образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство обществ, воздействия).

Риторские школы стали укрепляться в Риме с эпохи Августа (27 до н. э. — 14 н. э.) и в 1 в. н. э. распространились по всей империи. Обучение в рим. грамматич. и риторских школах теоретически включало в себя музыку, геометрию, астрономию, но практически этим занимались мало. Зато несомненным достижением римлян были правовые школы.

К 1 в. н. э. в Риме установилась 3-сте-пенная система гуманитарного обучения: школа элементарная (возраст детей 7- 12 лет; чтение, письмо, счёт), грамматическая (12—15 лет; чтение и толкование классич. авторов) и риторская (15—18 лет; упражнения в красноречии). Хотя рим. грамматики и риторы обучали по греч. образцам, рим. традиция имела для средневековья значение самостоят, культурной традиции, гл. обр. потому, что в рим. грамматич. школах с нач. 1 в, до н. э. постепенно установился свой набор классич. авторов: в 26 до н. э. Квинт Цецилий Эпирота ввёл в шк. обиход тексты Вергилия, ещё не закончившего работу над «Энеидой» (при жизни авторов в школе изучали также соч. Овидия и Стация). Кроме того, в школе грамматиков обязательно изучали Теренция; из историков — Саллюстия. Исключит, место — как образец для подражания — занимал Цицерон. Для изучения ряда авторов (напр., Горация) уровень грамматич. школы считался недостаточным, поэтому их произведения осваивали в риторских школах. О программе риторской школы в 1в. н. э. м ожно судить по соч. Квинтилиана «Об образовании оратора». Первая лат. грамматика была создана в 1 в. Реммием Палемоном (не сохранилась). Среди комментариев в ср. века были популярны труды Доната, Сервия, Макробия. В 4 в. н. э. Донат составил шк. пособие по грамматике, сокращённый вариант к-рого бьи особенно распространён в ср. века. Наиб, обстоятельное изложение грамматики дал в нач. 6 в. н. э. Присциан.

В 1 в. н. э. рим. императоры стали осуществлять контроль за системой шк. образования. Веспасиан (правил в 69-79) начал субсидировать как римских, так и греч. грамматиков и риторов (в т. ч. Квинтилиана) из имперской казны. Тра-ян (98—117) ввёл пособие на обучение определённого числа детей несостоят. граждан. Антоний Пий (138—161) освободил грамматиков, риторов и философов от нек-рых налогов и дал ряд привилегий (право не служить в войске и др.). При этом бьии установлены ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 филос. школы в Афинах и учредил школу риторики. Константин Великий эдиктами 321, 326 и 333 расширил привилегии учителей: им позволялось занимать судейские должности, сами они и их семейства были объявлены свободными от налогов. Юлиан Отступник (361—363) пытался удалить из школы учителей-христиан. Грациан в 376 удвоил сумму, выплачивавшуюся из гор. средств на содержание школы. В 425 Феодосии и Валентиниан окончательно утвердили гос. характер школы, запретив частное преподавание. В нач. 6 в. н. э. Юстиниан изгнал из школ учителей-язычников и в 529 закрыл языч. филос. школы в Афинах. Однако осн. элементы антич. системы образования, антич. учебники, тексты и комментарии были усвоены средневековьем, а пед. идеалы античности положены в основу педагогики гуманизма (см. Возрождение).

Лит.: Бузескул В., Шк. дело у древних греков по новым данным, [Хар.], 1918; Жураковский Г. Е., Очерки по истории антич. педагогики, M., 19632; Шеста-к он В. П., Идеи эстетич. воспитания, т. 1 — Античность. Ср. века. Возрождение, М., 1973; Бл а в а т с к а я Т. В., Из истории греч. интеллигенции эллинистич. времени, М., 1983; G w у n n A., Roman education from Cicero to Quintilian, Oxf., 1926; J a e-g er W., Paideia, Bd 1 — 3, B., 1959; K ü fall er t F., Allgemeinbildung und Fachbildung in der Antike, B., 1961; Fuhrmann M., Das systematische Lehrbuch, Gott., 1960; M arr ou H., Histoire de l'edu-cation dans I'antiquite, P., 1965; Clar-ke M. L., Higher education in the ancient world, Albuquerque, [1971]; Bowen J., A history of Western education, v. l, L., [1972]; Hadot I., Arts liberaux et philo-sophie dans la pensee antique, P., 1984; U k o—1 o v a V., The last of the Romans and Euro-pean culture, Moscow, [1989].

Ю. А. Щичалин.

АПАЦАИ-ЧЕРЕ,Апацаи-Чери (Apäczai Csere, Apäczai Cseri), Янош [10.6.1625, с. Апацаи, Трансильвания, — 31.12.1659, Коложвар, ныне Клуж-На-пока (Румыния)], венг. педагог-просветитель, философ, последователь идей Декарта, сторонник пед. учения Я. А. Ко-менского. Родился в семье бедного крестьянина. Учился в Дьюлафехерваре, затем в Утрехтском и Лейденском ун-тах. Будучи сторонником реального образования, стремился построить универсальную систему знаний, необходимых для жизни. Составил первую на родном языке «Венгерскую энциклопедию» («Magyar Encik-lopedia», 1653). Его «Венгерская логика» («Magyar logikacska», 1654) способствовала формированию нац. науч. терминологии. Первым в Венгрии обосновал и пытался создать 3-ступенчатую шк. систему (нач., ср. и высш. школа), добивался открытия в Трансильвании ун-та как базы подготовки учителей и нац. интеллигенции. А.-Ч. предлагал использовать родной язык в качестве языка обучения в нач. школе, считая это гл. условием повышения уровня культуры и самосознания нации. Отстаивал необходимость исполь-

В. Е. Априлов.

зования доступных и интересных детям методов обучения с учётом их возрастных особенностей, рассматривал учащихся и учителей как единый организм, задача к-рого — подготовка детей к жизни.

Лит.: Bän I., Apäczai Csere J., Bdpst, 1958. Д. П. Мансфельд.

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к и perceptio — восприятие), зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека. Термин «А.» введён Г. В. Лейбницем. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое представление осознаётся и истолковывается при условии его связи с родственными представлениями прошлого опыта, к-рые он назвал апперципирующей массой. Сам же процесс соединения и есть А. Именно А. определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового знания. Развитое Гер-бартом понимание А. явилось теоретич. основой его пед. учения о принципах и приёмах усвоения знаний (построения урока, преемственности, последовательности и т. п.). Учение Гербарта об А. применительно к педагогике использовалось У. Джемсом, П. Ф. Каптеревым. Понятие А. получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, придавшего ему смысл объяснительного принципа работы сознания. Вундт поставил в зависимость от А. сложные деятельности сознания — внимание, мышление, а также волевые процессы.

Совр. психология сохраняет название А. для обозначения того факта, что прежний опыт отражается на каждом психич. процессе; один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта. Существуют данные, раскрывающие действительные механизмы восприятия, объясняющие его как живой творч. процесс познания, в к-ром отражается не мгновенное воздействие, но весь опыт личности. В пед. практике законы А. требуют: постановки познават. задачи, пробуждающей интерес к объяснению нового; собеседования с учащимися по поводу намеченного к изучению материала с целью выявления знаний и воспроизведения представлений, к-рые потребуются для восприятия нового; проведения предварит, наблюдений, само-сгоят. и практич. работ. Факты А. должны учитываться при реализации дидактич. принципов обучения, в частности принципа систематичности и последовательности.

Лит.: Каптерев П. Ф., Пед. психология, СПБ, 19143; Джемс В., Беседы с учителями о психологии, пер. с англ., П., 1919'; Теп лов Б. М., Психология, М., 19548; Общая психология, под ред. А. В. Петровского, M., 19863; Рубинштейне. ЛОсновы общей психологии, т. 1 — 2, М., 19893. А. Н. Ждан.

 

АПРАКСИНА Ольга Александровна [4(17).7.1910, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), — 11.11.1990, Москва], педагог, дер пед. наук (1971), проф. (1972). После окончания муз.-пед. ф-та Моск. консерватории (1936) преподавала в консерваториях Свердловска (1936—40) и Москвы (1940—43). С 1944 в АПН РСФСР — НИИ теории и истории педагогики, с 1947 в НИИ худож. воспитания. В 1968—76 зав. кафедрой муз.-пед. ф-та МГПИ им. В. И. Ленина. А. — один из первых в СССР исследователей истории рус. муз. педагогики. В кн. «Муз. воспитание в рус. общеобразоват. школе» (1948), ставшей этапной работой в отеч. теории муз. воспитания, всесторонне проанализировала метод, труды дорев. педагогов-музыкантов, исследовала и вскрыла связи осн. направлений общего муз. воспитания с проф. муз. образованием, с прогрессивными обществ.-пед. явлениями. Большой вклад внесла в подготовку преподавателей музыки для общеобразоват. школ: разработала про-граммно-метод. материалы для студентов, подготовила пособия по методике муз. воспитания. В пособии для студентов муз.-пед. ф-тов пед. вузов «Методика муз. воспитания в школе» (;1983) раскрыла специфич. особенности деятельности педагога в каждом классе, осн. моменты внеклассной работы по муз. воспитанию школьников. Под ред. А. вышли сб. «Муз. воспитание в школе» (в. 1—17, 1961—86). Ведущей пед. концепцией А. является комплексный подход к обучению и развитию, когда без овладения навыками музицирования невозможно полноценное освоение эстетич. критериев музыки.

Соч.: Очерки по истории худож. воспитания в сов. школе, М., 1956; Совр. требования к учителю-музыканту и задачи муз.-пед. ф-тов, «Музыка в школе», 1983, № 1; Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе, М., 1987 (сост.).

С. Н. Морозова.

АПРИЛОВ Васил Евстатиев (21.7.1789, Габрово, — 2.10.1847, Галац, Румыния), деятель болг. нац.-просветительского движения, педагог, писатель. Получил образование в греч. уч-ще в Москве, нем. гимназии в Брашове и Венском ун-те (1807—09). Занимался торг, деятельностью в Одессе, был попечителем греч. уч-ща. В нач. 30-х гг. сблизился с болг. патриотами и вскоре возглавил об-во содействия просвещению болгар. На собранные об-вом средства в Габрове была открыта (янв. 1835) первая в Болгарии нац. светская школа, ставшая центром создания и распространения болг. учебников. А. содействовал также открытию болг. школ в др. городах.

Осн. тенденция сочинений А. — пробуждение нац. сознания болгар. В кн. «Денница новоболг. образования» (изд. в Одессе в 1841) рассмотрел многовековые традиции болг. просвещения и его актуальные проблемы, выступил за тесное единство слав, культур. Развитие болг. школы и лит-ры А. считал важнейшими путями, ведущими народ к освобождению от иноземного ига и нац. возрождению. В «Дополнении к книге '"Денница"...» (СПБ, 1842) А. обосновал возможность создания болг. лит. языка на базе народного разговорного. В 1847 в Одессе опубликовал кн. «Мысли о совр. болг. образовании», где дал анализ болг. учебников и сформулировал принципы нач. болг. школы: преподавание на родном языке, изучение арифметики, географин, истории и др. предметов при светском характере образования и его практич. ориентации. Автор трудов по истории болг. культуры и языка.

Соч.: Себрани сечинения, София, 1940.

Лит.: Арнаудов М., В. Е. Априлов. Живо-iv дейност, съвременници. 1789 — 1847, София, 1935; Гечев МВ. Априлов — пламенен деец за народна просвета, «Народна просвета», 1969, N° 7.

 

АРГЕНТИНА (Argentina), Аргентинская Республика, гос-во в Юж. Америке. Пл. 2,8 млн. км2. Нас. 32 млн. чел. (1988). Офиц. язык — испанский. Столица — Буэнос-Айрес.

Первые начальные, т. н. божьи, школы на территории А. появились при монастырях в начале испанской колонизации в середине 16 в. Большую роль в организации первых школ сыграл орден иезуитов. В 17 в. иезуитами были открыты «школы для индейцев» с целью обращения местных жителей в католич. веру. Постепенно были созданы и светские, т. н. королевские, школы, где помимо испанского языка и закона божьего преподавались арифметика, история и др. Начало развитию высшего образования в А. было положено открытием в 1610 первого «старшего» колледжа в Кордове, получившего в 1613 статус ун-та. В колон, эпоху появились и первые подготовит, школы для тех, кто готовился к поступлению в вузы Европы или в ун-т Кордовы. В последней четверти 17 в. были открыты общеобразоват. Королевский колледж Сан-Карлос, Мореходное уч-ще и ряд других ср. спец. уч. заведений.

Формирование совр. системы образования в А. было тесно связано с борьбой за независимость и созданием централи-зов. аргентинского гос-ва в 1810—21. Важной основой для становления разл. звеньев системы образования в стране стали реформы 20-х гг. 19 в., проводившиеся по инициативе видного обществ, деятеля А. Б. Ривадавии. В 1821 в составе 4 ф-тов — точных наук, мед., юридического и ф-та богословия — был основан ун-т Буэнос-Айреса. Тем самым было положено начало гос. высшему образованию. Расширилась сеть нач. школ, обучение в к-рых было светским. Веер. 19 в. важное значение для развития системы образования имело принятие в 1853 Конституции А., содержавшей ряд поло-жэний об обучении, в частности об усилении роли гос-ва в шк. деле.

Заметным подъёмом отмечено развитие образования в А. в период с 1855 по 1885, чему способствовала активная просветительская и гос. деятельность таких выдающихся аргентинских обществ, деятелей, как Б. Митре, Н. Авельянеда и особенно Д. Ф. Сармьенто. Гос. ассигнования на нужды образования в период его президентства (1868—74) были значительно увеличены, установлена обязат. доля расходов на него из гос. бюджета, управление школами возложено на Гос. совет, открыты сотни нач. бесплатных светских школ. В каждой провинции появились гос. общеобразоват. колледжи, а с 1870 — пед. (нормальные) школы для подготовки учителей.

В 1884 был принят Всеобщий закон об образовании, провозгласивший обучение в нач. школе детей 6—12 лет обязательным, бесплатным и светским по содержанию. Хотя формально он распространялся на школы столи-шого (федерального) округа и часть нац. школ за его пределами, власти провинций также восприняли осн. его положения. Был введён гос. контроль над системой образования, включая и частные школы, к-рый охватывал уч. программы, аттестацию учащихся; были сформированы шк. округа, в работе к-рых участвовали представители общественности. Закон 1884 положил начало системе подготовки пед. кадров, в 1886 в пед. школе г. Парана начали работать постоянные курсы для будущих учителей ср. школ. На протяжении 18—19 вв., однако, сохранялся дуализм образования: существовали школы для бедных и школы для богатых, велика была разница между городскими и сельскими школами, между школами для основной (испанской и метисной) части населения и потомками аргент. индейцев (хотя и весьма малочисленных).

В 1863 по инициативе президента Митре был основан Нац. колледж, в к-ром преподавание предметов было ориентировано на требования университета. В становлении высш. образования большую роль сыграл преемник Сармьенто на президентском посту Н. Авельянеда, проделавший значит, работу по подготовке закона 1885, в соответствии с к-рым федеральное пр-во обязывалось финансировать нац. у-ты, им предоставлялась частичная автономия: руководство ун-та назначалось главой пр-ва, но по рекомендации высш. совета ун-та. Только нац. (гос.) ун-ты имели право присваивать проф. звания и степени. Закон 1905 распространил гос. субсидирование на все виды школ — федеральные, провинциальные, муниципальные; для создания более широкой сети нач. школ в провинциях и руководства ими был основан Нац. совет по образованию.

На рубеже 19 и 20 вв. в А. быстро расширялась система высш. образования: в 1894 открыт Нац. ун-т Ла-Платы, в 1891 — Нац. коммерч. школа, в 1897 — Нац. пром. школа (впоследствии получившая имя своего первого директора Отто Краузе). В 1904 начал работу Нац. ин-т по подготовке учителей ср. школ.

В 1919—21 в результате широкого де-мокр. движения за университетскую реформу в А. была проведена первая в Лат. Америке реформа высш. школы. Аргентинские нац. ун-ты получили автономию, к управлению ими были допущены представители студенчества, социальный состав к-poro значительно пополнился за счёт выходцев из средних слоев. К преподаванию получила доступ прогрессивная профессура.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия