Вопрос 4. Гражданское общество
Гениальный мыслитель, диалектик. Огромное влияние на формирование воззрений молодого Гегеля и все дальнейшее его духовного развития показала французская революция, символизировавшая наступлению нового разумного мира. Признавая основную идею французской революции, разделяя на ранних этапах своей творческой эволюции, взгляды о необходимой антифеодальной, антидеспотической буржуазной революции, Гегель вместе с тем отвергал якобинский террор и резко критиковал сторонников Робеспьера.
Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его возрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких как: "Конституция Германии", "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношение к науке о позитивном праве", " философия права", "философия духа", "философия истории" и др.
"Философия права", где наиболее цельно изложено учение о государстве и праве Гегеля является одним из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений. Основная задача философии права - это научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть "Наше произведение - пишет Гегель- поскольку в нем содержится наука о государстве и праве будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство каким оно должно быть". "Наука о праве, - подчеркивает он, - есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собой разум предмета из понятия или, что тоже самое наблюдать собственное, имманентное развитие самого предмета". Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика, которая совпадает с философским конструированием системы права, как царство реализованной свободы.
Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:
I. Право, как свобода ("идея права"), где на ступени объективного духа все развитие определяется идеей свободы, "свобода", "право" выражают единый смысл. Отношение "свобода" и "право" опосредуются через диалектику свободной воли.
II. Право, как определенная ступень и форма свободы, где система права как царство реализованной свободы и представляет собой иерархию "особых прав". На вершине иерархии "особых прав" стоит право государства. Поскольку в реальной действительности "особые права" всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и следовательно в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.
III. Право, как закон - где оно является одним из "Особых прав". Гегель пишет: "То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, т.е. определено для сознания мыслью и определено так то, что есть право и считается правом, что известно как закон: право есть вообще, благодаря этому определению, как положительное право." Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.
Различая право и закон, Гегель, в то же время, стремится исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он "прекращение отличие естественного или философского права от положительного в противоположное и противоречие между ними". Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательствования; но не все данное в форме закона есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно.
Он также различает и гражданское общество. Под гражданским обществом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества являются: система потребностей, отправление правосудия, полиции и корпорации. В структуре гражданского общества, Гегель выделяет три сословия:
1) субстанциальное (землевладельцы - дворяне, крестьяне);
2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3) всеобщее (чиновники).
Освещая социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду пауперизированную часть населения. Гегелевский анализ показывает, что гражданское общество не в состоянии, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблему бедности и диалектика внутренних противоречий заставляет его (общество) выйти за свои пределы - в поисках новых возможностей в международной торговле и колонизации.
В разделе о гражданском обществе, Гегель освещает также вопросы положительного права, правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика должна была рассматриваться в той части Философии права, где речь идет о государстве. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите ее со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны, в стихии частных целей, отстаивать всеобщие интересы данного строя.
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. "В действительности поэтому, - подчеркивает Гегель, государство есть вообще скорее первое, лишь в приделах которой семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента."
Гражданское общество в освещении Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не было в античности и средневековье, связано с утверждением буржуазного строя.
По теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная постановка вопроса о взаимосвязи и соотношении социально-экологических и политических сфер, гражданского общества и политического государства, о необходимом, закономерном диалектическом характере этих связей и отношений.
|