Студопедия — СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9 страница






К внебюджетным источникам финансирования относятся доходы от самостоятельной производственной деятельности социально-культурных учреждений и организаций с помощью методов хозяйственного расчета и предпринимательской деятельности. Кроме того, в течение последних лет широко используются международные и российские общественные фонды как один из ос-

новных внебюджетных источников финансирования проектов и программ в социально-культурной сфере, средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности социально-культурных институтов. Направления самостоятельной деятельности по предоставлению платных услуг различны: организация досуга; производственная деятельность; посредническая деятельность.

Таким образом, структуру финансового ресурса социально-культурной деятельности составляют как бюджетные, так и небюджетные источники: доходы от предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере по созданию культурного продукта (благ и услуг): средства, выделяемые государственными и негосударственными организациями на выполнение целевых программ и заказных программ и оформляемые социально-творческим заказом: средства, формируемые из других источников и оформляемые социально-творческим заказом; средства от платных услуг юридическим и физическим лицам, не оформляемые социально-творческим заказом; спонсорские средства, внешние инвесторы, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, кредиты банков и других организаций.

 


5. Материально-технический ресурс

 

Под содержанием материально-технического ресурса социокультурной деятельности подразумевается совокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную природу и необходимых для производства, распространения и освоения культурного продукта, культурных благ и ценностей в соответствии с выдвинутыми целями и задачами.

Имущество учреждений и организаций социально-культурной сферы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена на их самостоятельном балансе.

К основным фондам как разновидности ресурсов, составляющих материально-техническую базу социально-культурной деятельности, относятся: 1) архитектурно- и инженерно-строительные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей; 2) инженерно-коммуникационные (передаточные) системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.; 3) механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения; 4) транспортные средства.

Источниками формирования имущества, как правило, являются: имущество, закрепленное за учреждениями и организациями в установленном порядке; бюджетные ассигнования от учредителя; доходы от собственной (основной, неосновной, предпринимательской) деятельности; добровольные пожертвования, дары, субсидии; проценты от вкладов в банки; другие доходы и поступления.

В соответствии со своим уставом социально-культурные учреждения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, при этом сдачу в аренду закрепленного за собой имущества согласовывают с учредителем. В таком же порядке они используют находящиеся у них финансовые средства и иное имущество в осуществляемой ими неосновной деятельности.

 

6. Информационно-методический ресурс

 

Предметом изучения и интереса в курсе социально-культурной деятельности является её информационно-методический ресурс. Под этим термином подразумевается совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования как в процессе управления, так и в технологическом обеспечении социально-культурной деятельности. В теории и практике социально-культурных институтов информационно-методический ресурс предстает в двух «ипостасях» - как информационно-управленческий ресурс и как информационно-творческий ресурс.

Информационно-управленческий ресурс предполагает наличие преобразованных в управленческом контексте сведений и данных, неоднократно привлекаемых для осуществления управленческих функций в социально-культурной сфере, в первую очередь, принятия управленческих решений. Степень полезности информации зависит здесь прежде всего от её качества и объема, её пригодности для эффективного выполнения управленческих целей и задач.

Информационно-творческий ресурс включает преобразованный в методическом или творческом контексте блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессионально-творческого уровня, профессиональной компетентности, методической вооруженности сотрудников, педагогов, технологов и других участников социально-культурного процесса, так и для воздействия - через отдельные творческие акции (в виде фильмов, спектаклей, телевизионных программ, книг, концертов и т.д.) - на многочисленную аудиторию потребителей и пользователей культурного продукта или услуг (читателей, зрителей, слушателей).

Оба вида ресурсов составляют информационное пространство (поле), необходимое для регулярного функционирования сети социально-культурных институтов в различных видах общественной практики: досуге, образовании, профессиональном искусстве и народном творчестве, социально-культурной реабилитации, спорте, межкультурном обмене.

Следует отметить уникальную ценность информационно-творческих ресурсов, неоднократно воспроизводимых, например, в художественно-зрелищных акциях (концертах, спектаклях, обрядах и т.д.) или в творчестве мастеров народных промыслов и ремесел. Эту же закономерность мы можем наблюдать и в различных видах спорта, в игровой деятельности, в работе школьного педагога, в повседневной практике менеджеров и продюсеров.

Эффективность информационно-творческого ресурса многократно возрастает благодаря умело задействованному потенциалу современной индустрии культуры и досуга. Успех дела решает, как правило, введение мощных механизмов, методов и приемов создания, накопления, тиражирования, транслирования, хранения и восстановления культурных ценностей, множества единиц творческой информации, активно влияющей на сознание и волю многомиллионной аудитории читателей, слушателей и зрителей. В практике социально-культурной деятельности разработана и действует работающая по определенной шкале система оценки информационно-творческих ресурсов, которыми располагают отдельно взятые учреждения, организации, коллективы и другие аналогичные объекты социально-культурной сферы. Например, в обиход прочно вошло понятие «информационно-творческой мощности» того или иного типа социально-культурного института. Так, под «информационно-творческой мощностью» театрально-зрелищного предприятия подразумевается наличие необходимого для достижения поставленной цели содержания репертуара, состава исполнителей, уровня их профессионального мастерства и т.д.; для библиотеки - размеры и содержание книжно-журнального фонда и других материальных носителей информации и т.д.

В характеристику информационно-методического ресурса входит также качественная и количественная оценка состояния и перспектив развития методического руководства и методической оснащенности объектов социально-культурной сферы. В каждой из сфер общественной социально-культурной практики сложилась и функционирует сеть государственных и негосударственных методических учреждений и центров, система методического обеспечения, включающая различные по содержанию и форме методические материалы. Эффективность информационно-методического ресурса зависит от квалифицированного использования методик анализа и обобщения накопленного опыта социально-культурной деятельности.

 

7. Морально-этический ресурс

 

Ни одно из государств, претендующих на звание правового, не может похвастаться исчерпывающим перечнем законов, которые регулировали бы все существующие в нём общественные отношения - политические, экономические, социальные, культурные. Не найдется и граждан, которые знали бы все принятые в стране законодательные документы. Это совершенно естественная ситуация, поскольку правовые отношения в любом обществе опираются не на нормы закона, а на нормы морали.

Наличием нормативно-правовой документации отнюдь не исчерпывается тот круг важнейших факторов и условий, которые определяют уровень профессиональной ответственности сотрудников, занятых в социально-культурной сфере, степень успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Как свидетельствует опыт, важное место здесь принадлежит соблюдению

специалистами необходимых этических, нравственных норм и правил - в поведении, в общении, в повседневных поступках и действиях.

Профессиональная этика лиц, прямо или косвенно участвующих в социально-культурных процессах, с полным правом может быть охарактеризована как морально-этический ресурс. Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности, поскольку нравственное начало органически входит в любое из её проявлений. Морально-этический ресурс необходим для получения наилучших результатов социально-культурной деятельности, оправдания ее общественного предназначения. С его помощью происходит нравственная регуляция профессионального поведения специалиста, занятого в социально-культурной сфере.

Понятие морально-этического ресурса напрямую тесно связано с наличием четко выраженной социальной позиции у каждого из профессионалов, задействованных в области досуга, образования, искусства, спорта и др. Социальная позиция специалиста, в свою очередь, предполагает органическое единство и оптимальное сочетание у него жизненной, политической и профессиональной позиций.

Жизненную позицию характеризует комплекс внутренних установок профессионала, которыми определяется уровень его активности в тех или иных видах социально-культурной деятельности. Если в его самосознании и практических делах проявляется уровень его идентичности с теми или иными политическими силами, мы вправе говорить о наличии у специалиста определенной политической позиции. Наконец, профессиональная позиция специалиста социально-культурной сферы, начиная с управленцев и кончая рядовыми служащими, характеризуется уровнем его идентичности со своей профессиональной группой, степенью освоения целого ряда морально-психологических установок, присущих подлинным представителям корпуса профессионалов, занятых в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

Как известно, в квалификационной характеристике специалиста социально-культурной сферы отражается совокупность профессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе выполнения им конкретных профессиональных обязанностей.

Наряду с профессиограммой деятельность специалиста социально-культурной сферы определяется и его должностной инструкцией - своего рода квалификационным стандартом, установленным для данной профессии или должности. Основное предназначение обоих документов - служить в качестве руководства в каждодневном поведении и общении работника с коллегами, заказчиками, конкретными общностями людей (социумами), представителями других профессий, обществом в целом.

Сравнительный анализ содержания ежегодно обновляемых и корректируемых инвариантных профессиограмм и должностных инструкций специалистов-организаторов социально-культурной деятельности показывает, что действие этих документов распространяется на все отрасли социально-культурной сферы, включая как государственные, так и негосударственные (коммерческие, общественные, кооперативные) учреждения и организации.

К морально-психологическим установкам, отличающим подлинного профессионала, работающего с детьми, подростками и взрослыми, относятся категории профессионального долга, ответственности, совести, достоинства, чести.

Профессиональным долгом специалистов социально-культурной сферы является выработанное в их среде представление о своих обязательствах перед обществом, которые добровольно взяты ими исходя из места и роли их профессии в жизни социума. Профессиональный долг носит двойственный характер. С одной стороны, это объективно существующие обязанности специалистов по удовлетворению многообразных духовных интересов и потребностей населения. С другой, субъективной стороны - это личная готовность специалиста к исполнению этих обязательств.

Не менее важной установкой служит профессиональная ответственность персонала, занятого в государственном и особенно в негосударственном, коммерческом секторе социально-культурной сферы.

В своем содержании профессиональная ответственность отражает реально существующую зависимость между результатом практической деятельности штатных сотрудников и специалистов и теми экономическими, социально-психологическими и другими последствиями, которые он может иметь для общества, отдельного социума, конкретных людей. Кроме того, сама категория ответственности выступает и как сложное понятие, включающее ответственность юридическую, социальную и этическую (нравственную).

Юридическая ответственность предполагает неукоснительное следование конкретным законам и нормам государственного регулирования (права), определяющим, что могут, а что не должны делать социально-культурные учреждения и организации. В отличие от юридической, социальная ответственность подразумевает добровольное участие многочисленных социально-культурных институтов в решении тех или иных социальных проблем. Термин «социально ответственный бизнес» распространяется и на крупные, средние и малые предприятия и фирмы, которые участвуют в благотворительных концертах и спектаклях, праздниках и телемарафонах, субсидировании и материальной поддержке социально незащищенных и нуждающихся групп населения.

Наконец, морально-этическая ответственность персонала в процессе социально-культурной деятельности предусматривает соблюдение так называемой этики бизнеса, норм и правил этичного поведения с клиентами и пользователями социально-культурных услуг во время контактов с аудиторией читателей, зрителей и слушателей, этики отношений с коллегами и т.д.

Среди установок, характеризующих морально-этический ресурс социально-культурной деятельности и гарантирующих исполнение профессионального долга, следует особо выделить категории профессиональной совести, чести и достоинства. Эти установки можно сопоставить со своеобразными индикаторами, «термометрами», четко фиксирующими корректность этического поведения и поступков специалистов, позволяющими вовремя найти оптимальное решение проблемной ситуации, каких в практике менеджеров и педагогов возникает немало. Благодаря их соблюдению о специалисте складывается одобрительное общественное мнение в форме репутации - спонтанно определившейся и широко распространенной оценке его профессиональных и нравственных качеств. Они же свидетельствуют и об уровне самооценки специалистом степени соответствия своих профессиональных поступков, своего профессионального поведения крите-риям самой профессии - педагога и менеджера, артиста и социолога, социального работника и спортсмена.

Помимо нравственных норм, морально-этический ресурс предполагает соблюдение профессионально-этических принципов специалистами, занятыми в тех или иных социально-культурных нишах. Профессионально-этические принципы являются необходимым нравственным ориентиром для всех участников социально-или индивидуально-культурной деятельности.

Суть и смысл базовой (основной) части кодекса этики специалиста социально-культурной сферы включает в себя целый ряд принципиальных положений. В их числе - соблюдение приоритета общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми; соблюдение прав человека и проявление уважения к демократическим институтам общества; следование общепринятым нормам морали и культуры взаимоотношений, проявление глубокой порядочности, воспитанности, уважения к чести и достоинству личности; наконец, обдуманное, добросовестное, тщательное выполнение своих профессиональных функций и действий.

Высокая степень нравственной ответственности тех, кто следует этим принципам в своих повседневных служебных обязанностях и поступках, зафиксирована в зарубежном и отечественном опыте кодификации - международных и внутренних (федеральных, региональных, местных) кодексах этики. В них зафиксированы базовая (сами принципы) и вариативная (нормы и правила) составляющие поведения для профессионалов и непрофессионалов, занятых в различных сферах и видах социально-культурной деятельности - учителей и журналистов, социальных педагогов, клубных, библиотечных, музейных, социальных работников, деятелей литературы и искусства и других. Принципы служат методологической базой их профессионально-нравственного поведения, помогают им воплотить их профессиональную позицию в конкретные профессиональные действия.

Конкретным результатом последовательного использования морально-этического ресурса является установление благоприятного психологического климата любого первичного коллектива, функционирующего в социально-культурной сфере - учебного заведения или театра, редакции ТВ, радио или газеты, музея или спортивного клуба. По оценкам социальных психологов, психологический климат отражает качественную сторону межличностных отношений, он способствует развертыванию творческого потенциала личности и всего коллектива, эффективному задействованию человеческого фактора в производстве социально-культурных продуктов и услуг.

 

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу IV

 

1. Что входит в понятие «ресурсная база учреждений социально-культурной сферы» и кто относится к субъектам её создания и развития?

2. В чем заключаются сходство и различие нормативных и правовых документов, определяющих статус и деятельность социально-культурного учреждения?

3. Существует ли и чем отличается государственная поддержка объектов культуры, относящихся к национальному достоянию страны, от аналогичной поддержки массовых учреждений социально-культурной сферы?

4. Попытайтесь раскрыть и обосновать резервы и возможности самофинансирования объектов социально-культурной сферы. Каковы требования к условиям и организации такого самофинансирования?







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 603. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия