Мировые модели финансирования культуры
Методическое тематическое пособие
Типология X. Чартранда и С. Мак-Кафи (1985 г.). Критерий — роль государства, обусловленная политическими традициями. Четыре роли государства: Вдохновитель, Патрон, Архитектор, Инженер. Государство — Вдохновитель. Государство не вмешивается в содержательные процессы культурной деятельности, а с помощью налоговых льгот стимулирует финансирование культуры отдельными лицами и корпорациями. Таким образом, госбюджет, в основном, опосредованно участвует в финансировании культуры, недополучая часть налоговых средств. Инструменты управления в данном случае ограничены определением размеров налоговых льгот. Государство — Патрон. Государство финансирует культуру "на расстоянии вытянутой руки". Оно определяет лишь общий уровень поддержки культуры, выделяя соответствующие финансовые средства. Их распределением между конкретными организациями ведает независимая от правительства организация (Совет, Фонд и т.п.) В отличие от Вдохновителя, Патрон, пусть "на расстоянии вытянутой руки", но все же влияет на культурную деятельность, устанавливая общий размер финансирования независимой организации. Государство — Архитектор. Эта роль предполагает еще большую меру воздействия государства на культуру. Архитектор поддерживает культуру и искусство через свои правительственные организации — министерства или отделы культуры. Решение о субсидиях, их размерах и адресатах принимают правительственные чиновники. Архитектор финансирует культуру в соответствии с выработанными социальными стандартами. Государство — Инженер. Государство финансирует культуру для образования и эстетического воспитания населения. Как и Архитектор, Инженер поддерживает культуру и искусство с помощью аппарата управления, который принимает решения о размерах и получателях выделяемых бюджетных средств. Типология Э. Валь-Зигер, Д. Монтиаса, А. Глаголева. Критерий — источники финансирования организаций культуры. Три типа финансирования: романский, германский, американский. В странах романского и германского типов финансирование организаций культуры более чем на 90% осуществляется за счет государства. Однако в странах романского типа организации более половины ассигнований получают от центральных властей. В странах с германским типом ассигнования на 80-84% поступают от местных властей. В странах с американским типом — лишь 5% бюджета организаций культуры пополняется за счет государства, а за счет частных вкладов — 35-40%23. Сглаживание резких различий моделей финансирования, их конвергенция.
|