Тихомиров. Изучение мыслительной деятельности, опосредствованной программами ЭВМ
Изучение мыслительной деятельности, опосредствованной программами ЭВМ. С помощью программ ЭВМ, особенно «диалоговых», т. е. обеспечивающих обмен сообщениями на языке, близком к естественному, может осуществляться воздействиенапроцессы решения задач испытуемыми, изучение различных особенностей его, коммуникация с ним. И. Г. Белавиной была создана специальная диалоговая программа ЭВМ, названная «СОВЕТНИК», так как ее основная функция — давать человеку, решающему мыслительные задачи, разного рода советы. Предметную область образовывала уже известная игра «Калах», которая считается одной из самых древних игр народов Востока. В общем плане игра включает в себя процессы постановки и достижения ряда целей: 1) «выиграть», 2) «выбрать определенный тип стратегической задачи для быстрейшего достижения конечной цели», 3) «найти такие тактические приемы, которые бы соответствовали решению стратегической задачи». Каждый конкретный ход характеризуется отношением его к этой иерархии целей. В соответствии с выделенными целями игры было разработано три класса сообщений (советов), которые позволяли получать сведения о конечном результате выбора хода, об оценке хода, сделанного испытуемым или его противником самостоятельно, без помощи машины (I), сведения о возможности реализации стратегических целей игры (II) и сведения о тактических приемах игры «Калах» (III). Выбор и использование машинных сообщений регулировались самим испытуемым. Время отправления запросов человека в ЭВМ определялось естественным ритмом процесса решения задачи, ритмом коммуникации. Методика позволяет регистрировать · временную структуру взаимодействия человека с ЭВМ, · число запросов испытуемого по всем типам основных сообщений, · анализировать их частоту, повторяемость, последовательность анализа различных элементов условий задачи с помощью ЭВМ, · глубину анализа, избирательность испытуемых по отношению к разным вариантам решения · не только результат решения задачи, но использование или неиспользование машинных советов В ходе экспериментов у испытуемых формируются дополниельные цели обращения к ЭВМ, которые не были непосредствено направлены на решение задачи: · цели получения данных ЭВМ наиболее быстрым и оптимальным образом, · цели определенной организации диалога с ЭВМ, · цели, направленныена дополнительую оценку выбранного игрового поля в качестве конечного результата. Если испытуемый согласно инструкции должен решить задачу в условиях ограничений на разнообразие «советов» ЭВМ или при отсутствии возможностей проверить действия машины каким-либо способом, то это сказывается на процессуальной и результативной стороне деятельности: снижение интегральной продуктивности до 44%, Работа игрока вместе с «СОВЕТНИКОМ» эффективна тогда, когда он имеет возможность контролировать действия советника. В экспериментах И. Г. Белавиной сравнивались два варианта программы «СОВЕТНИК».
Критерии оценки общей эффективности применения диалоговой системы: · включенность данных ЭВМ в содержание целей пользователей, · возможность проявления и развития познавательной активности, · ритмическая организация временной структуры обращения к ЭВМ.
Первый вариант программы был ориентирован в основном на результативную сторону решения. Машиной генерировались данные, которые можно было использовать только для проверки и сравнения собственного готового решения с машинными вариантами «лучшего хода». По характеру сообщения скорее походили на директивные указания, чем на советы, информация об «угрозах» и «ходах в калах» была неопределенной и неконкретной. Второй вариант программ был ориентирован как на результативную сторону решения, так и на процессуальную, данные второго варианта программ могли быть использованы человеком на этапе формулирования промежуточных целей и их проверки и корректировки. У испытуемых, работавших только с первым вариантом программы, отмечалась сравнительно низкая продуктивность решения (лучший ход находится только в 44% случаев). Второй вариант: 1. суммарная продуктивность достигала 90%. 2. Данные ЭВМ включались в содержание промежуточных и конечных целей, формулируемых испытуемыми, в критерий обоснования лучшего хода, оказывали влияние на изменение направленности познавательной деятельности. 3. процесс решения задачи испытуемым отличался значительно большей частотой обращения к ЭВМ и широтой использования разнообразных типов запросов (до 17 запросов 4. характер обращений к «СОВЕТНИКУ» был более разнообразным и широким Эксперименты И. Г. Белавиной показали, что излишне директивный характер сведений, получаемых от «СОВЕТНИКА», их «закрытость» для понимания игроком отрицательно влияют на продуктивность решения задачи, на возможность испытуемого найти оптимальный наилучший ход, ограничивают его познавательную активность и способствуют появлению негативных оценок использования готовых данных ЭВМ. Эксперименты обосновывают важность принципа сохранения и поддержания максимальной активности человека,. Важным фактором, оказывающим положительное влияние на формирование общего отношения пользователя к ЭВМ как «помощнику», «партнеру», является определенная организация «диалога», включение в него коммуникативных реплик, которые оживляют процесс взаимодействия Эксперименты показали, что для обеспечения высокоэффективной деятельности пользователей «диалог» должен быть достаточно гибким, нужно, чтобы пользователь имел возможность использовать несколько типов запросов ЭВМ, разработанных с учетом специфики процесса целеобразования, и проверять машинные решения посредством специальных запросов. Структура «диалога» должна позволять организовывать смену форм обращения пользователей к ЭВМ от полной, поясняющей, к краткой, сжатой, допускающей сокращения в запросах пользователей.
Положительное влияние ЭВМ возможно лишь при соблюдении ряда психологических принципов: · свободного режима взаимодействия с ЭВМ, · учета психологических особенностей процесса целеобразования, · организации ритма коммуникации. Отсутствие одного из выделенных принципов приводит к появлению отрицательного влияния ЭВМ. В исследовании Ю. Д. Бабаевой [13] была разработана еще одна методика изучения целеобразования в «диалоге» с ЭВМ. Испытуемым предлагалось генерировать возможные цели по отношению к хорошо известным предметам. Методика эксперимента включала: предварительное изучение процесса продуцирования возможных целей; разработку на базе полученных данных приемов дополнительной помощи испытуемым в условиях использования ЭВМ и реализацию этих приемов в конкретных машинных программах. Автор исходила из предположения о том, что одним из компонентов процесса продуцирования возможных целей исследования объекта является выявление свойств этого же объекта, а ограничения, препятствующие эффективности этих процессов, носят сходный характер. В предварительной серии экспериментов испытуемым давались различные инструкции, требовавшие называть как можно больше: а) свойств заданного объекта, б) оригинальных свойств этого объекта, в) возможных целей его исследования, г) оригинальных возможных целей. Регистрировались продукты деятельности испытуемых, время выполнения инструкции, отказы от продолжения деятельности, самоотчет, рассуждения вслух и спонтанные высказывания, КГР и пульс. Регистрировалась также последовательность ответов ЭВМ. Методика предусматривает следующие режимы использования ЭВМ: 1) «оригинальное свойство» — ЭВМ случайным образом выбирает из своей памяти свойство с минимальной частотой встречаемости, от испытуемого требуется сформулировать возможную цель, использующую это свойство предмета; 2) «свойство» — все так же, как и в режиме 1, но выбирается одно из свойств, названных ранее не менее чем в 50%; 3) «комбинация» — испытуемый запрашивает свойства, ЭВМ выбирает из памяти комбинацию из свойств с учетом частот их встречаемости; 4) «проблема» — ЭВМ предъявляет испытуемому формулировку возможной цели исследования объекта, от него требуется формулировка другой возможной цели исследования. В основной серии экспериментов испытуемые сначала продуцировали возможные цели самостоятельно, а затем (после третьего отказа or выполнения этой деятельности) в условиях получения дополнительной помощи от ЭВМ. Методика предусматривала свободный выбор испытуемым тех или иных «диалоговых» режимов взаимодействия с ЭВМ. Сравнительный анализ продуктивности деятельности испытуемых в условиях самостоятельной работы и в. ситуации получения ими помощи от ЭВМ показал, что использование ЭВМ позволило каждому испытуемому увеличить общее: количество выявленных им целей в среднем на 152%, общее количество «глобальных» направлений исследования объекта — на 60у количество целей, не связанных с традиционным использованием-объекта, — на 160%. У 60% испытуемых оценки за оригинальность формулировок целей, продуцируемых совместно с машиной, были значительно выше, чем целей, продуцируемых самостоятельно. Работая в «диалоге» с ЭВМ, ни один испытуемый, в отличи от предварительных опытов, не строил иерархию «глобальных» целей. Наблюдалось значительное расширение рамок традиционного представления об анализируемом объекте, это проявлялось, в частности, в значительном увеличении числа целей, не связанных с традиционным использованием заданного объекта. В условиях «диалогового» взаимодействия испытуемый сосредоточивал большое внимание на процессе продуцирования целей, а не их критической оценке.. Проведенные эксперименты показали возможность управления целеобразованием в условиях «диалога» с ЭВМ путем воздействия: на мотивационную сферу человека. У подавляющего большинства испытуемых было зарегистрировано возникновение «мотива соревнования с ЭВМ,что приводило к значительному увеличению вариантов решения экспериментальной задачи по параметру «оригинальность». В «диалоге» с ЭВМ можно расширить возможности управления продуктивными процессами за счет формирования мотива соревнования путем: а) более гибкого индивидуализированного подбора «соперника», в качестве которого выступает ЭВМ; б) осуществления контроля за возникновением ситуаций «насыщения» и «сверхмотивации». Объективные данные о вегетативных индикаторах эмоциональной активации могут использоваться для управления целеобразованием, для повышения эффективности такого управления с помощью ЭВМ. В условиях использования ЭВМ для управления творческими процессами представляется целесообразной разработка диалоговых режимов, которые обладали бы определенными степенями свободы. Это позволит пользователю самостоятельно регулировать условия своей деятельности в «диалоге» с ЭВМ.
Д. ДЕРНЕР ЛОГИКА НЕУДАЧИ [2] Дернер (Doerner) Дитрих (р. 1938) — немецкий психолог, специалист в области исследований мышления в сложных ситуациях, исследует мышление человека с помощью компьютерных программ, моделирующих сложные многофакторные ситуации, требующие анализа и принятия решений (например, управление государством или фабрикой)
Описано исследование мышления вкомплексных, сетевых, непрозрачных и динамичных ситуациях или областях реальности. на примере стратегической игры –управление Таналандом, а также проведена теоретическая разработка схем целеобразования (ничего про взаимодействие собственно с ЭВМ нет, комп только как средство моделирование) Можно привести просто как пример использования ЭВМ как средства исследования поведения человека в определенной ситуации.
|