Интерактивные процедуры эксперимента в исследованиях мышления
Со слов Березанской: Интерактивные эксперименты трудно воспроизвести в точности (такие как методика Выготского-Сахарова). Критикует Брунер (у него указание на то, что надо использовать отрицательную\положительную информацию в эксперименте, которую он как раз и использует в своем эксперименте с искусственными понятиями). Методика Выготского-Сахарова: Испытуемому демонстрируют одну из фигур, объясняют, что надпись совершенно условна, однако имеющимся в наборе фигурам с такой же надписью присущи определенные признаки. Задача испытуемого — обобщить признаки по группам. Перед началом выполнения заданий экспериментатор просит составить предполагаемый план выполнения, в ходе работы указывает на ошибки, фиксирует количество попыток решения. Тест Выготского-Сахарова представляет собой разновидность методики двойной стимуляции и является видоизменением известной методики искусственных слов, предложенной в начале века Н. Ахом для изучения понятийного мышления. Возраст испытуемых - взрослые и дети. Материал методики представляет собой набор объемных фигур отличающихся друг от друга формой, цветом и величиной. На нижней поверхности объектов нанесены условные обозначения в виде бессмысленных, искусственных слов («биг», «цев», «гур», «лаг»). Методика, предназначенная для исследования мышления, способности формирования понятий. С помощью данной методики можно констатировать нарушение процессов обобщения не только при явных расстройствах мышления, но и в тех случаях, когда вне условий эксперимента трудно заметить нарушения формального мышления. Предложена Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым в 1927 г. Компьютерный вариант существует. Эксперимент Брунера: Брунер ставит перед собой задачу проанализировать не уровни обобщений на разных этапах онтогенеза, а самую деятельность, посредством которой осуществляется классификация или обобщение. Лучше всего способ такого анализа доказать на конкретных экспериментах, описываемых автором. Эксперименты проводились по методике образования так называемых искусственных понятий. Перед испытуемым располагаются карточки, на которых нарисовано разное количество фигур разной формы и цвета и которые могут иметь одну, две или три каймы. На основании определенных признаков карточки можно объединять в группу, образуя "понятие". Перед испытуемыми ставилась задача на поиск неизвестного "понятия" (к примеру «лаг»). Испытуемый должен был выбирать карточки в любом порядке. После каждого выбора экспериментатор говорил, относится ли данная карточка к "понятию" или нет (т. е. является ли она "положительной" — т.е. фактически он говорил, что «лаги» такие, имеют такие свойства; или "отрицательной" — т.е. «лаги» такими не бывают). Испытуемому разрешалось после какого-либо выбора карточки формулировать гипотезу, но он не должен был выдвигать более одной гипотезы. Испытуемых просили установить задуманное экспериментатором "понятие" настолько экономно (по числу проб), насколько возможно. Обычно последовательные выборы не являются изолированными актами, они осуществляются по некоторым общим правилам. Закономерность в осуществлении выборов Брунер называет стратегией
|