Студопедия — Две стратегии культурного освоения действительности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Две стратегии культурного освоения действительности






Известно, что древнейший человек свое представление о добре, надежности и по­рядке помещал в иное, необыденное, пространство, а затем строил свой мир по образцу идеального, воплощенного в мифе. Миф, представ в процессе культурно-


 



Глава 4. Единица проектирования — ситуация


го развития символом, являет собой исключительно емкую и экономную модели­рующую систему. Миф, вместивший в себя в свернутом виде зачатки философии, науки, религии и искусства, представляет собой целостную модель мира и выра­зительное свидетельство осваивающих усилий человека. Учитывая это, полезно рассмотреть ab ovo (буквально — «из яйца», здесь — от начала), какими путями человеческое сознание изначально разрешало конфликт «своего» и «чужого».

При всем многообразии мифологических систем и пестроте населяющих их об­разов для подавляющего большинства этнических культур планеты характерно действие в них сквозных «персонажей». Везде есть вредитель (враг, демон), по­сягающий на строгую упорядоченность бытия, это — некое деструктурирующее, энтропийное начало. На него обрушиваются созидательные силы, стремящиеся отделить организованный мир от первозданного хаоса, защитить островки по­рядка. Действия этих сил развиваются по двум принципиально различным сце­нариям:

■ следуя прямолинейной логике: «победить — значит уничтожить враждебный
объект»;

■ следуя так называемой логике «бриколажа» (логике «обходного маневра»):
«победить — значит уничтожить страх, заключенный во враждебном объекте».

В первом случае на арену действий выходит культурный герой со свойственны­ми ему прямолинейностью и радикализмом. Во втором — оснащенный всем арсе­налом своего специфического оружия (интрига, хитроумие, травестия, осмеяние и т. п.) мифологический плут (он же трикстер). Для того чтобы стать медиатором и получить возможность побеждать при помощи таких созидательно-разруши­тельных средств, плуту приходится сочетать в себе свойства обоих полюсов, то есть совмещать в своем характере черты и героя, и его врага, и добра, и зла. Поэто­му в отличие от «героической» логики «или/или» в его арсенале логика «и/и» определяющая «принцип дополнительности».

Действительно, что действеннее смехового снижения, пародии и профанации способно снять атавистический страх перед «чужим», преобразовать его в «свое»?! Ведь что сделалось смешным, уже никого не испугает. Если поведе­ние мифологического героя моделирует собою ратную доблесть, то поведение плута — возможности ума и «политических решений», противопоставленных прямой физической силе. Здесь необходимо подчеркнуть, что в архаическом сознании хитроумие еще не отделилось от ума, и поэтому к проделкам мифо­логического плута неприменимы современные моральные оценки.

Проекции действий этих мифологических персонажей — героя и плута — на ре­альные культурные процессы воплотились в двух принципиально различных стра­тегиях освоения действительности:

альтернативной,основанной на жестком противопоставлении («или/или»);

комплементарной,основанной на интерполяции полюсов, на медиации («и/и»).

В чем же заключается своеобразие каждой из них, и каковы их следствия для про­ектной, в том числе дизайнерской, практики?

Альтернативная стратегия освоения предметного окружения основана на усугуб­лении оппозиции «свое — чужое», она предполагает безоговорочное отвержение


Две стратегии культурного освоения действительности



«чужого», радикальное разрешение этой оппозиции путем удаления из нее не­приемлемого члена.

Первый вариант применения альтернативной стратегии — изоляция «своего» — связан с охранительной позицией «закрытой» культуры, с культурным изоляцио­низмом. Такой путь знаком и дочеловеческой природе (вспомним аналогию: пан­цирь моллюска — крепостные стены).

Другой вариант — экспансия «своего» — тоже имеет естественное происхожде­ние. Культурное сообщество, «осваивая» новую для него территорию, «метит» ее, после чего она становится для него «своей». Здесь происходит то, что называется «навязывать свои ценности», «насаждать свою культуру», это предполагает уже достаточно высокую семиотичность (символичность, знаковость) этой культуры. Если сама культура выступает знаком воцарения порядка, то материальный объект, представляющий законы данной культуры, становится знаком второго порядка и наделяется магическими свойствами. Воздвижение культового сооружения или водружение знамени есть символическое утверждение «своего» на «чужой» тер­ритории, отчетливый знак культурной экспансии.

Но в любой версии — изоляции «своего» или его экспансии — существенна про­цедура вытеснения «чужого». Значимость самого факта противопоставления снимет интерес к содержанию понятия «чужое». В первом случае оно просто иг­норируется, во втором — обесценивание этого содержания допускает волевое втор­жение в его сферу.

Материальные объекты, созданные в культуре «героического» типа, призваны вну­шать ощущение безусловной надежности, стабильности и незыблемости основ. Щепетильное отношение к источникам выразительных средств реализуется в куль­туре такого типа через безупречную чистоту стиля. Стилистическая однородность,«моноязычность» этих объектов определяется изоляционистской позицией освое­ния действительности. Ядро такой культуры «монолитно серьезно»,поэтому объек­ты предполагают однозначное прочтение с единственно возможной позиции.

Так, в нашей культуре недопустима двусмысленность в восприятии, напри­мер, мемориального комплекса. Когда же эстетически стерильным становит­ся все материальное окружение человека, те элементы, которые высокомер­но презрело ядро культуры, выносятся на ее периферию и там становится резервом динамического развития. Если же элементы, представляющиеся в данной системе «чуждыми», искореняются вовсе, такая «монолитная» куль­тура, скорее всего, вырождается. Известно, что полностью замкнутая систе­ма не способна к развитию и, следовательно, нежизнеспособна.

Комплементарная стратегия освоения предметного окружения выражается в зна­чительно более разнообразных формах. Эта стратегия основана на нейтрализа­ции оппозиции «свое — чужое». Будучи проекцией «плутовского» пути, культу­ра такого типа заинтересованно относится к содержанию понятия «чужое». Для этой стратегии характерна открытость навстречу незнакомому материалу, плас­тичность при его ассимиляции. Здесь действительно происходит активное освое­ние, а не выгораживание зоны покоя в по-прежнему чуждом мире хаоса. Напря­женная серьезность в культуре уступает место прихотливой игре. Однако следует понимать, что иллюзия легкости может достигаться только при наличии высо-



Глава 4. Единица проектирования — ситуация


чайшего мастерства: так клоун способен не просто идти по канату, а еще и делать вид, что не умеет, и при этом не срываться.

Архитектурная и дизайнерская практика демонстрирует иерархию подчиненности «чужого» материала «своему». В качестве эпизодического вкрапления чужой мате­риал может представлять собой цитату,создавая с основным материалом заплани­рованный диссонанс. Более тонкое использование «чужого» материала связано с аллюзиями и парафразами,проникающими в основную ткань, повышая ее зна-ковость, поскольку вокруг любого такого экскурса в чужую стихию тотчас же вспы­хивает целое поле новых смыслов и представлений. Они, в свою очередь, входят во взаимодействие с коренным материалом, умножая расходящиеся круги ассоциа­ций. На уровне же целостного художественного организма, а не в качестве эпизода или инкрустации, соотнесение «чужого» и «своего» материала все дальше уходит от возможности их дискретного вычленения. Начиная от равноправного сопостав­ления их в едином произведении, обладающем коллажным характером, — через со­четание исходно разнородных материалов с частичной их перестройкой,где они все еще узнаваемы, — к синтетическому сплаву их и порождению нового смысла и нового художественного языка (см. в главе б о языке постмодернизма).

Внимание к чужому материалу предполагает определенную работу с ним. Воз­вращенный с периферии культуры в ее ядро, «мифологический плут» снова ста­новится специфическим («смеховым») дублером героя и активно содействует ему в его осваивающей деятельности. В соответствии с фундаментальными свойства­ми этого персонажа объекты материальной культуры «плутовского» типа откры­ты и не завершены,они всегда в становлении. Такая культура полистилистична,в ней скрыта изощренная интрига,использующая травестию, создающая простран­ственные и иного рода иллюзии и тут же обнажающая их изнанку. При создании объектов культуры такого типа допустимо заимствование любых приемов, любо­го инородного материала и сочетания их. Эти объекты лишены косности и допус­кают иронию.

Последнее качество утверждает уже чисто человеческое происхождение компле­ментарной стратегии освоения действительности, поскольку комическое,как из­вестно, есть вид эстетической рефлексии,и в дочеловеческой природе ему нет места.

Объекты «плутовской» культуры развернуты сразу к различным «читателям»: каж­дый прочтет в них то, что ему близко, и каждый будет и прав, и не прав, ибо смыслы этих зыбких, пластичных объектов неисчерпаемы. И, соответственно, сами они — неисчерпаемая тема для исследований, умозаключений, интерпретаций и проект­ных концепций. Отсутствие страха перед «чужим», перед любыми культурными мутациями определяет силу и жизнеспособность культурного организма.

Сказанное позволяет провести типологическое сближение:

альтернативной стратегии освоения — с идеологией тотального проектирова­ния;

комплементарной стратегии освоения — с идеологией включенного проекти­-
рования, свойственной «средовому» подходу.

В первом случае в основу творчества ложатся идеологические системы, эталоны «правильной» жизни, а результат его мыслится как реализация этих утопий (вспом-

 

Поведенческая ситуация и «средовое» поведение 99

 

ним: новая рациональность отвергает возможность построения полностью подкон­трольного общества).

Во втором — изначально принимается во внимание содержание «чужого», то есть еще не освоенного, материала (уже сложившееся состояние среды, местные обы­чаи и привычки и т. п.). Над этим материалом производится «хитроумная» твор­ческая работа, завершающаяся результатом, который несет в себе новое качество, не сводимое ни к прежнему «своему», ни к прежде «чужому».

Поскольку эта часть книги — ступенька к пониманию современного состояния про­фессии, следует особо отметить: проектная стратегия, названная здесь комплемен­тарной, активно применяется в создании информационных объектов, в web- и медиадизайне. Как правило, эти объекты используют готовые формы, уже созданные другими авторами и циркулирующие в современном культурном пространстве. Творческая проблема специалистов этого профиля: найти, «выловить» в океане информации материал, необходимый для выражения из замысла, и затем грамот­но применить свои находки. На самом деле это вовсе не облегчает их профессио­нальной задачи, а лишь определенным образом смещает в ней акценты. Новая визуальная культура рождается, как в «Игре в бисер» Германа Гессе, из того, что человечество уже накопило до нас. Каким же культурным кругозором, вкусом и композиционным чутьем надо обладать, чтобы, не снижая художественного уров­ня, на этой основе создавать нечто совершенно новое, авторское, современное, зах­ватывающее воображение зрителя и отвечающее проектному заданию!

 

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия