Студопедия — Методическая часть
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методическая часть






Ключевые понятия

Ключевые понятия:

1. Эффективность 2. Самореализация 3. Творческий потенциал 4. Личность – 5. Общество 6. Потребность 7. Способ 8. Метод 9. Условие 10. Форма

11. Учебное заведение

1.4 Тема не разработана в научном плане.

 

12. Анализ содержания основных компонентов методической части программы прикладного исследования проблем социально-культурной среды (на примере проведенного социологического исследования).

Методы сбора информации

Метод сбора социологической информации – опрос

Вид опроса – анкетирование

Практическая значимость

Исследование имеет практическую значимость, так как позволит оптимально организовать процесс самореализации творческих способностей личности в условиях обучения.

Организационный план исследования

1. Подготовка анкет

2. Тиражирование анкет в соответствии с выборочной совокупностью

3. Сбор анкет

4. Первычный анализ информации – построение сводных таблиц

5. Анализ результатов исследования

3. Анализ полученных данных

Интерпретация полученных данных.

 

13. Диагностика и апробирование путей эффективного удовлетворения культурных потребностей жителей мегаполиса (на примере проведенного социологического исследования).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СИ

Данное социологическое исследование имело большую практическую значимость. Так как помогло выявить наиболее значимые проблемы самореализации творческого потенциала студентов в МГУУ ПМ и помогло найти пути их решения.

Как будущему специалисту социально-культурной деятельности важно иметь представление о проблемах самореализации творческого потенциала личности в учебных заведениях, о правильном и эффективном проведении мероприятий и о взаимосвязи со студентами посредством общественной работы и участии в мероприятиях.

Следует учитывать полученные данные при организации следующего праздника/мероприятия.

 

14. Основные требования к разработке инструментария социологического исследования по изучению путей удовлетворения культурных потребностей людей.

Инструментарием в прикладной социологии называются методические документы с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации

К таковым относятся

-Анкета

-Бланк интервью

-Опросный лист

-Карточки для фиксации результатов наблюдения

-Карточки для фиксации результатов изучения документов

И др.

 

15. Методика определения целей, задач, форм, средств и методов технологического обеспечения социально-культурной деятельности.

Проблема определения цели и содержания социально-культурных технологий (СКТ) является основополагающей при разработке любой социальной программы или проекта,

поскольку их содержание,

являясь основным фактором и средством развития личности, подчиняется:

 точно спрогнозированной,

 научно определенной,

 социально значимой цели.

 

Цели подчиняется не только содержание, но и средства, формы, методы, организация и управление всем технологическим процессом.

Выделяют общие и индивидуальные цели воспитания.

Общие цели выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, тогда как цель индивидуального воспитания направлена на формирование качеств отдельно взятой личности,

а совмещение общей и индивидуальной цели способствует эффективности и результативности воспитания.

Если цель отражает то, к чему стремится процесс воспитания, тогда практическое осуществление цели решается

через реализацию системы конкретных задач и средств решения этих задач.

Цели определяются исходя из:

 задач, стоящих перед социальным заказчиком,

 возможностей и особенностей конкретного СКУчреждения,

 потребностей, интересов и запросов объекта воздействия - всего населения или различных социально-демографических групп,

 учета:

o возрастного,

o образовательного и

o профессионального уровня,

o характера трудовой деятельности,

o условий труда,

o временных циклов деятельности,

 возможности координации усилий при решении поставленных целей с другими учреждениями и организациями, частными лицами, различными обществами и объединениями и т.д.

Совокупность целей и задач, входящих в главную цель, складывается в иерархическую систему построения конкретной технологической программы СКД, соединяя социальные и личностные цели.

Средства, формы и методы в СКТ выступают в качестве основных составляющих процессуальной части технологического процесса и применяются в качестве инструментария для достижения воспитательных, социально значимых целей.

В одном случае под средствами СКД понимается «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. Их назначением является - служить своеобразным «инструментом» удовлетворения социально-культурных интересов и потребностей людей различных возрастов и профессий. В эту группу можно отнести

§ средства наглядности,

§ технические средства,

§ различное оборудование.

В другом случае помимо материальных средств-«инструментов» для передачи содержания СКД используются интеллектуальные средства, которые

- позволяют личности осуществлять мыслительную деятельность,

- способствуют воспитанию и развитию личности.

В качестве интеллектуальных средств могут выступать общепринятые системы знаков, такие, как

§ устная и письменная речь,

§ произведения культуры и искусства,

§ уровень квалификации и мастерство работника социокультурной сферы.

В третьем случае - под средствами СКД понимаются такие средства, которые используются для создания условий оптимального воздействия на восприятие личностью содержания социально-культурного проекта.

Средства СКД можно сгруппировать также в две большие группы по преимущественному использованию в воспитательно-образовательном процессе на

Ø средства, являющиеся источником информации,

Ø и средства - инструменты воздействия.

1. В качестве средств, являющихся источником информации, выступают различные системы знаков -

· устное и письменное слово,

· система условных обозначений (ноты, формулы, аббревиатуры и т.п.),

· достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, музыка, театр, хореография и другие виды),

· средства наглядности,

· компьютерные программы,

· квалификация и внутренняя культура работника культуры,

· формы и методы организационной деятельности.

2. Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия, объединяют в себе такие технические средства как:

· кино, радио, телевидение,

· компьютерные технологии,

· печатную продукцию,

· различное оборудование:

o оборудование сцены,

o звукозаписывающая аппаратура,

o звуковоспроизводящая аппаратура,

o лазерные установки,

o игровые автоматы,

o аттракционы и т. п.,

· дизайн среды,

· технические средства рекламы,

· механика сцены,

· свет, цвет, звук и др.

Средства СКД применяются в сочетании с другими элементами, находятся в тесной взаимосвязи между собой, дополняя и усиливая влияние друг друга, выступая в различных качествах - оборудования, эстетически организованной среды, транслятора информации, наглядности, и т. п.

Очередность применения средств:

o в начале – для привлечения внимания;

o затем – вызывающие интерес;

o затем – помогающие восприятию и запоминанию идеи;

o затем – вызывающие доверие к этой идее;

o затем – возбуждающие желания;

o в конце – способствующие эстетическому наслаждению.

Организация эффективного технологического процесса СКД возможна лишь при использовании разнообразных форм.

Форму можно рассматривать

- как структуру организации содержания,

- как характер подачи материала,

- как способ организации аудитории.

Она находит отражение в структурном оформлении содержания не только в способах организации деятельности людей, но и в оформлении отдельных документов (сметы, отчеты, планы, реклама и т.п.).

Слово «форма» в переводе с греческого означает наружный вид, внешнее очертание, и если «форму» рассматривать применительно к деятельности учреждений культуры, то ее можно понимать как «внешнюю сторону организации социокультурного процесса, отражающую характер взаимосвязи его участников».

В то же время форма является внешним выражением содержания СКД и выбор формы напрямую обусловлен содержанием.

Т.о., форма СКД понимается как способ организации содержания, аудитории и характера подачи материала. Выделяют:

Ø Внутреннюю структуру (содержание) формы мероприятия.

Ø Внешнюю структуру (реакция зала и поведение людей) формы мероприятия.

Т.е., существует единство содержания и формы социально-культурного мероприятия.

В зависимости от подбора методов подачи содержания и направлений воспитательной деятельности, используемых технологом в работе над проектом, можно выделить такие группы форм:

1) информационно-просветительские - лекции, доклады, беседы, «круглые столы», вечера встреч, клубные гостиные и др.;

2) зрелищно-развлекательные - праздники, концерты, фестивали, обряды и т.п.;

3) игровые - всевозможные индивидуальные и командные спортивно-игровые состязания, конкурсы, аукционы, а также тематические игровые программы. К этой группе можно отнести также формы, построенные с применением родовых приемов - иллюстрации или театрализации.

Обладая определенной самостоятельностью, форма может оказать влияние на выбор содержания деятельности, и наоборот, содержание диктует технологу поиск адекватной формы.

В зависимости от способов организации аудитории формы СКД могут подразделяться на

- массовые,

- групповые и

- индивидуальные.

Основные формы СКД:

1) концерты и спектакли,

2) кино- и видеосеансы,

3) тема­тические кинопоказы,

4) кинофестивали, киновечера, кинолекционные вечера,

5) показы и обсуждение произведений литературы и искусства,

6) дни семейного отдыха,

7) молодежные и се­мейные вечера отдыха, балы, карнавалы, дискотеки, конкурсы,

8) смотры, выставки и фестивали,

9) тематические литературно-художественные вечера, композиции,

10) вечера-портреты,

11) вечера чествования,

12) читательские и зрительские конференции,

13) вечера вопросов и ответов,

14) массовые сюжетные игры,

15) клубные объединения, технические, художественно-прикладные клубы,

16) занятия в клубах, кружках и школах эстетиче­ского воспитания и лекториях правовых знаний,

17) лекции и консультации,

18) встречи с ветеранами, деятелями науки, литературы и искусства,

19) экскурсии в музеи, га­лереи и на выставки,

20) мероприятия, связанные с проводами призывников на военную службу,

21) родительские конференции, дни родителей,

22) спортивные объединения,

23) досуговые формы деятельности залов компьютерных игр, видео- и аудиотек, тира, бильярдной, видео- и музыкальных салонов,

24) выпуск передач местного радио- и кабель­ного телевещания и др.

 

Следующей важной составляющей технологического процесса СКД являются методы.

Само понятие «метод» имеет греческие корни и означает «путь, способ продвижения к ожидаемому результату».

И если в педагогической практике под методом понимают упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей, то в СКД в условиях свободного времени под методом понимают упорядоченный способ деятельности для достижения социально значимых целей.

При этом способы деятельности работника социально-культурной сферы и способы деятельности людей, участвующих в социально-культурных акциях на протяжении всего процесса от замысла до воплощения, проходят на фоне живого общения и являются актами совместной деятельности.

Т.о., метод характеризуется тремя признаками:

1) применение метода предполагает четко сформулированную цель социально-культурного проекта,

2) метод требует определения способов деятельности субъекта и объекта;

3) метод определяет влияние и характер их взаимодействия.

Распространенной является классификация методов по источнику получения информации:

Ø словесные методы - устное и печатное слово;

Ø наглядные методы - наглядные пособия, явления, предметы;

Ø практические методы - разнообразная практическая деятельность.

Другая классификация группы методов основана на применении трех родовых методов, широко используемых в учреждениях культуры, и включает в себя

Ø метод театрализации,

Ø метод иллюстрации и

Ø метод игры.

 

Данные методы применяются в разработке проектов КДД, но их возможности находят самое широкое применение и во всех сферах СКД.

В практике СКД используется все многообразие методов и ни один из них не является универсальным. Результативности можно добиться лишь при использовании комплекса методов, а их выбор зависит от:

1) общих целей воспитания и развития личности и ведущих установок СКД;

2) особенностей содержания поднимаемой темы;

3) цели, задач и содержания конкретной формы СКД;

4) возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории;

5) материальной оснащенности учреждения культуры;

6) времени проведения выбранной формы;

7) возможностей работника СКС, его профессионального мастерства и личных качеств.

 

16. Культурно-воспитательные и мотивационные технологии социально-культурной деятельности.

культурно-воспитательные технологии – это такие технологии организации социально-культурной деятельности которые направлены на воспитание людей в целях формирования и развития личности, являющейся гражданином своей страны, ее патриотом.

При организации и проведении культурно-воспитательных мероприятий ведущую роль играет тематическая и жанровая направленность номеров культурной программы и оптимальное использование путей воздействия через эмоционально-чувственную сферу на ценностно-мотивационную сферу психики человека.

Тематическая направленность культурных мероприятий определяется социальным заказом общества, перспективным планированием воспитательной работы и текущими потребностями людей.

Культурно-воспитательные технологии раскрываются через технологии социально-культурной идентификации личностии технологии приобщения к культурным ценностям, которые рассматриваются как взаимосвязанные элементы воспитания личности.

 

Этапы Содержание процесса приобщения Цель
Ознакомление Развитие культуры восприятия художественных образов и культурно-ценностное ориентирование; Создание атмосферы перцептивно-эмоциональной близости; Оптимизация элементов культурно-художественного взаимодействия. Формирование вокруг личности активной, адекватной ценностям общества, социально-культурной среды, ознакомление с ее культурными ценностями.
Соотнесение Показ отличия ценностной направленности образов; Эмоциональное привлечение; Убеждение с помощью содержания и эстетической формы художественного образа. Формирование с помощью художественного образа когнитивной карты личности, адекватной социальным ценностям общества.
Принятие Когнитивный и эмоциональный «захват» психики. Формирование культурных предпочтений на основе принятия социальных ценностей деятельности общества.
Закрепление Повторное соотнесение и подтверждение уже принятых ценностей деятельности общества в качестве своих культурных ценностей. Формирование у личности социально-культурной адекватности сознания и деятельности.

Приведение в соответствие ведущих мотивов личности необходимым мотивам производственной и служебной деятельности является основным направлением формирования у неё социально-культурной адекватности. Социально-культурное воздействие с этой целью осуществляется как при первичном формировании необходимых мотивов деятельности, так и для изменения отрицательных (нежелательных) на положительные мотивы их поведения и деятельности.

 

17. Культурно-творческие технологии социально-культурной деятельности и технологии самодеятельного творчества и любительских объединений.

Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Оно открывает новые горизонты в обыденной повседневной человеческой деятельности.

Творчество существует в двух основных формах.

Первая форма творчества характеризуется нестандартным подходом к выполнению своих повседневных служебных обязанностей. Это так называемый «творческий подход».

Вторая форма творчества связана со способом свободного времяпрепровождения. Когда человек в свободное от работы время занимается творческой деятельностью. Данной форме свойственно свободное волеизъявление в выборе объекта творчества.

 

Современные ученые различают следующие основные виды творчества:

художественное творчество - создание произведений искусства в целях получения новых эмоций;

научное творчество;

техническое творчество;

спортивное творчество.

Творчество, как и творческая деятельность, сугубо индивидуально и являются свободно выбираемыми каждым индивидом.

Культурно-творческие технологии это такие технологии организации СКД которые направлены на популяризацию, пропаганду, стимулирование и создание благоприятных условий для творчества людей.

Культурно-творческие технологии конкретизируются в технологиях организации самодеятельного художественного творчества и любительских объединений (ОСХТ и ЛО).

Технологии ОСХТ и ЛО представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию

Ø художественно-творческой,

Ø художественно-педагогической,

Ø художественно-коммуникативной и

Ø художественно-организационной деятельности участников коллектива.

Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности. Культурно-творческие технологии конкретизируются в Техн. ОСХТ и ЛО, которые представляют собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива или объединения.

Художественная самодеятельность - это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости.

Существует две основные категории самодеятельности:

1) самодеятельность в области потребления художественной культуры;

2) самодеятельность в области производства художественных ценностей.

К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества относят:

1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).

2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).

3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).

4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).

5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).

6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).

7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.).

Различают организованные и стихийно возникающие формы люби­тельских занятий.

В целом, СХТ и ЛО существуют и базируются на традициях:

- народного фольклора,

- народного искусства,

- народного художествен­ного творчества,

- самодеятельного искусства,

- художествен­ной самодеятельности.

В основе функционирования СХТ и ЛО лежат принципы:

Ø этничности,

Ø целостности,

Ø двуединства этнохудожественного сознания и этнохудожественной деятельности,

Ø исторической и социокультурной дина­мики,

Ø художественно-эстетической самобытности и

Ø междис­циплинарного подхода.

В КДУ создаются самодеятельные любительские объединения которые могут работать во всех перечисленных жанрах и видах самодеятельности. Главное, чтобы их работа была целенаправленной, организованной и эффективной.

 

18. Культурно-познавательные технологии социально-культурной деятельности.

познание есть совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах:

- обыденное, - мифологическое,

- религиозное, - художественное,

- философское и - научное.

Культурно-познавательные технологии – это такие технологии организации СКД, которые направлены на удовлетворения когнитивной потребности личности.

Содержание культурно-познавательных технологий раскрывается в особом построении социально-культурного мероприятия исходя из целей просвещения, обучения и максимального закрепления у индивида знаний, полученных в ходе социально-культурного мероприятия.

Культурно-познавательные технологии находят свое применение при организации и проведении следующих социально-культурных мероприятий:

· лекции; беседы; лекции-концерты; викторины;

· конференции; семинары; выставки; экскурсии;

Для улучшения познавательной деятельности личности в СКД могут использоваться эмоционально-художественные приемы активизации познавательной деятельности:

 

Приемы активизации Основные факторы активизации
Концентрация внимания Эстетическая привлекательность, модальная комплексность воздействия.
Использование экспрессии Оригинальность или красота движений, жестов, мимика, пантомимика, интонация голоса, модные манеры и т.п.
Эмпатическое позиционирование Сопереживание, сочувствование и сорадование ходу и результатов познания, использование элементов игры, соревнования, азарта.
Привлечение воображения участников Использование онтогенетических символов, стереотипных и гедонистических образов.

Культурно-познавательные технологии конкретизируются в технологиях информационно-просветительской деятельности.

 

19. Технологии информационно-просветительной деятельности в сфере культуры.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 908. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия