Древнерусское государство при Владимире Святославиче и Ярославе Мудром
Перестрóйка — теоретико-политическая программа реформирования командно-административной, бюрократизированной социальной системы СССР с целью перехода к демократическому социализму и рыночной экономике.
Как таковых реформ в этот период перестройки не было; Это период когда в результате реформ начался распад СССР · "парад суверенитетов" (с весны 1990) республики стали заявлять о своем суверенитете в составе СССР, руководство мирится с этим · 12.06.1990 РСФСР во главе с Ельциным заявляет о своем суверенитете · 12.06.1991 Ельцина избрали президентом России, он требует полного перехода к рыночной экономике · 19.08.1991 Горбачева попытались отстранить, его обязанности принял Янаев, который ввел в стране ЧП и передал власть ГК ЧП. · Горбачев признал независимость Латвии, Эстонии; др. республики перестали подчиняться · 25.12.1991 окончательно оформлен распад.
Крещение Руси. Христианизация Древней Руси и ее культурные последствия. Одно из крупнейших событий, имевших долгосрочное значение для Руси стало принятие христианства в его Византийском варианте – православие. В качестве государственной религии в 989 (или 990 г) при великом князе Владимире Святославиче. Это произошло по государственно-политическим соображениям. Принятие христианства укрепило единство страны и центральную власть, способствовало развитию феодальных отношений, духовно объединяло разноплеменные населения России. Христианизация затронула лишь меньшинство – в глухие места миссионеры не добрались, селяне еще долго не хотели принимать веру. Особо сильное сопротивление было в северных регионах страны – Новгород, Ростов Великий. Насаждалось Христианство, где мирно - за короткий срок, где насильственно - еще долгие годы. Православие оказало значительное культурное влияние. Широкое распространение получила письменность, появляются богослужебные книги на славянском языке (главным образом и Болгарии). Началось систематическое летописание. Открываются первые школы. Каменное, деревянное зодчество. Появившиеся храмы и монастыри приблизили грады по смыслу к городам. Главным Храмом был храм Успенской Богородицы в Киеве. Развитие иконописи и фресковой живописи.
Древнерусское государство при Владимире Святославиче и Ярославе Мудром. 980 – 1015 гг. – время правления Владимира Святославича. Проходит перестройка структуры государства, направленная на усиление власти и единство русской земли. Автономия племенных княжений была ликвидирована. В важнейших княжениях страны были посажены сыновья Владимира. С целью дальнейшего укрепления великокняжеской власти и объединения Руси была проведена первая религиозная реформа – попытка создания единого языческого пантеона, т.к. славянское язычество разъединило племена (У каждого свои боги). Однако реформа не смогла в полной мере обеспечить результаты, на которые рассчитывал Владимир. Как умный и дальновидный правитель, Владимир осознал, что для достижения поставленной цели нужно было ввести монополистическую (единобожную) религию. В 989 (990)г была проведена вторая религиозная реформа – Крещение Руси. Выбору православного Христианства в качестве государственной религии способствовали дальние связи с Византией. Владимир был талантливым полководцем. Одним из великих достижений была перестройка сети крепостей с протяженными рвами и валами вдоль южной границы государства для отражения набегов кочевников (печенегов). В последствии Владимир был канонизирован и вошел в историю как Владимир Святой и Владимир «Красное Солнышко». Продолжая начинания Владимир, его сын Ярослав (правивший с 1019 – 1054 гг.) добился расцвета Киевской Руси. Разгром половцев в битве под Киевом(1037 г) и усиление и укрепление на юге привели к тому, что они (половцы) не представляли серьезной опасности для Руси. Успешно развиваются отношения Руси со странами Европы, подкрепленные династическими браками. Постройка по всей стране монастырей и церквей; Киев – крупнейший центр христианского мира. При Ярославе просвещение достигло выдающихся успехов. Началось летописание, было переведено с греческого много богословных и исторических произведений, был высок процент грамотности, даже среди простолюдинов (берестяные грамоты). Стремясь установить порядок и законность, Ярослав ввел в действие первый на Руси писаный свод Законов «Русская Правда». Он справедливо вознесен в историю как Ярослав Мудрый.
6. Русь в XI в. перемена в устройстве общества. «Городская революция». В XI в. Русь представляла собой унитарное государство, состоящее из волостей (взамен племенным союзам), управляющихся представителями династии Рюриковичей. Во главе стоял Киевский князь, а князья – Унитарность государства и принятие христианства привело к формированию единого этноса – русины. Начал зарождаться и феодализм. Помимо княжеских, появились вотчины (земельная собственность с поселенцами, которые должны были платить за пользование землей) у дружинников и церквей. Но зависимых землевладельцев пока меньшинство. Основной культурой стала рожь. Рожь уничтожает сорняки и менее требовательна к плодородию почв. Увеличились урожаи зерна – стало чем кормить горожан. Принятие христианства способствовало строительству в градах (огражденных поселений) храмов и монастырей, делая их (грады) центрами культуры. Эти факторы привели к быстрому росту числа городов – поселений с многообразными функциями и культурным своеобразием. В XI в. Возникает новое социальное явление – древнерусский город, подобно которому не было в Европе. В городах селяне могли прятаться в специальных домах от войны. В Европе феодалы жили в замках, за пределами городов. На Руси князья и бояре имели свои дворы в городах, которые были для них коллективным замком. Появилось определение «горожане». К концу XI в. Ополчение из селян сменяется ополчением из горожан – городовыми полками, пешими, но хорошо вооруженными. Благодаря «Городской революции» XI в., XII в. Становится золотым веком Древнерусской культуры, т.к. именно в городах могла развиваться многообразная деятельность: торговля, ремесло, переписывание книг и могла накапливаться культура.
|