Понятие и признаки права
Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести). Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.). Разновидностью субъективного права выступает естественное право. В этом смысле право рассматривается как общечеловеческая ценность, дарованная каждому от рождения (право на жизнь, свободу, равенство и пр.). В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством, исходящий от него и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, нормативные акты). В одних случаях человек говорит: «Я имею право, мне принадлежит право, я вправе совершать те или иные действия» (право в субъективном смысле); в других он утверждает: «Право мне позволяет, разрешает, гарантирует; оно меня охраняет, защищает, определяет границы свободы, рамки правомерного и неправомерного» (право в объективном смысле). Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), установленных и охраняемых государством и выступающих регулятором общественных отношений. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем: 1) волевой характер, т.к. право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а, прежде всего, государственно выраженной воли социальных групп, политических элит, в идеале - большинства членов общества; 2) общеобязательность, означающая, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов; 3) нормативность права заключается в том, что оно состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений; 4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать исполнение юридических норм; 5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко определены, воплощены вовне в официальных документах; 6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам. Существуют следующие основные концепции, объясняющие происхождение и сущность права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая и др.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРАВА ├────┐ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ Естественно-правовая - право это совокупность естественных ├────┤ │ прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.) │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ Историческая - право есть совокупность правовых обычаев ├────┤ │ (Гуго, Пухта, Савиньи и др.) │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Нормативистская - право есть пирамида не зависящих от сущего норм├────┤ │ (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.) │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ Материалистическая - право есть возведенная в закон ├────┤ │ воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ Психологическая - право есть правовые эмоции личности ├────┤ │ (Патражицкий, Росс, Рейснер и др.) │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ Социологическая - право есть реализация законов, юридические ├────┘ │ действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие. Основными идеями этой доктрины являются: 1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство; 2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); 3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д. Достоинства: обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу человека; акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества. Недостатки: представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права; в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
|