Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Д. Архитектура. Русский театр





1. Новые веяния в архитектуре выражались прежде всего в отходе от средневековой строгости и аскетизма, в стремлении к внешней нарядности, живописности, декору. По сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Стали широко применяться новые виды строительных материалов — фигурный кирпич, многоцветные изразцы, белокаменные детали. Однако основным массовым строительным материалом оставалось дерево.

2. Выдающимся памятником деревянного зодчества стал дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667—1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками с витыми «колоннами». Разнохарактерные по форме и объемам постройки — хоромы связывались между собой переходами и галереями, насчитывали 270 комнат и 3000 окон и оконцев. Современники называли его «восьмым чудом света». Обветшавший дворец был разобран в 1768 г.

3. Заказчиками строительства церквей все чаще выступают купцы и посадские общины. Монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам. Они отличаются нарядностью, разнообразием стен, окон, куполов и колоколен, украшаются богатым архитектурным орнаментом и цветными изразцами. Это московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославские храмы — церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста.

4. Церковь упорно противостояла проникновению светского начала в культовую архитектуру. Патриарх Тихон запретил строительство каменных шатровых храмов, требуя следовать в архитектуре традиционным византийским образцам. В стиле строгого монументализма и церковных традиций с целью показать мощь церкви возводятся ансамбли монастырей: Новоиерусалимского под Москвой и Иверского на Валдае. Для постройки величественного Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря была использована модель храма над «гробом Господнем» в Иерусалиме — главной христианской святыни.

5. Однако, несмотря на все запреты, шатровый стиль стал преобладающим в церковной архитектуре. Кроме уже упомянутых церквей Рождества в Путинках и Троицы в Никитниках в Москве, возводятся «Дивная» Успенская церковь в Алексеевском монастыре в Угличе, имеющая три шатра, церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, храмы в Вязьме, в селе Остров под Москвой, в Муроме и Устюге. Все они декоративны, нарядны, богаты архитектурным убранством и орнаментикой.

6. В конце XVII в. возникает новый архитектурный стиль — нарышкинское, или «московское барокко». В ею формировании заметную роль сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Замечательным памятником этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I

Л. К. Нарышкиным. Она отличается безукоризненными пропорциями, изяществом, декоративными украшениями здания — колоннами, капителями, раковинами, а также своим двуцветием: использованием только красного и белого цветов.

7. Существенной перестройке подвергся Московский Кремль. Надстраивались его башни, вместо прежних четырехскатных крыш на них появились шатры, покрытые цветными изразцами, резьбой по камню, фигурным кирпичом, белокаменными деталями. Над Спасской башней был возведен многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. В начале столетия напротив Троицкой башни была построена подмостная сторожевая Кутафья башня. В 1680 г. между Набатной и Спасской башнями была сооружена Царская башня, украшенная белокаменными деталями, островерхими фронтонами, пирамидками по углам и затейливым флюгером. Все это придало Московскому Кремлю новый виц — оборонно-крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю. Этот величественный вид Кремля сохранился до наших дней.

8. Наряду с церковными, в XVII в. строятся каменные гражданские сооружения — жилые и хозяйственные постройки светской знати, духовных владык, богатых посадских людей. Выдающимися светскими сооружениями являются Теремной дворец Московского Кремля, дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, построенный в 1635— 1636 гг., каменные палаты состоятельных купцов в Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде и др. городах. Получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и Архангельске.

9. Как и прежде, большой популярностью в народе пользовались представления бродячих актеров — скоморохов. Выступления скоморохов во многом продолжали еще языческие традиции, хотя в них часто звучало социальное обличение. Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви и властей. В 1648 г. царская грамота запретила эти «позорища» (зрелища); предписывалось ломать и жечь «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды». За ослушание велено было бить батогами.

В XVII в. в Москве возникает первый придворный театр. Царю Алексею Михайловичу понравилось представление, данное во время торжеств по случаю вступления его во второй брак, и он приказал построить в Преображенском потешную палату. Второй придворный спектакль был дан по случаю рождения Петра I в 1642 г. Эту дату принято считать датой рождения русского театра. Первоначально труппа набиралась из жителей Немецкой слободы, позднее появляются русские актеры — из мещан и подьячих. Все роли исполняли мужчины. Первые спектакли были преимущественно духовного содержания на легендарно-исторические и библейские сюжеты. Авторами пьес были Симеон Полоцкий и архимандрит Дм. Савин. Появляются и светские пьесы — «Комедия о Тамерлане и Баязете», «Комедия о Бахусе с Бонусом». Ставились балетные спектакли. Церковь враждебно относилась к светскому театру. После смерти Алексея Михайловича по настоянию патриарха Иоакима театр был закрыт.

10. ХVII век стал переломным в развитии русской культуры. Происходил переход от средневековой религиозно-феодальной культуры к культуре Нового времени. Он выражался в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи. Определяющим в происходящих изменениях было обращение к человеческой личности.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие факторы повлияли на развитие культуры России в XVII в.?

2. Как «новые идеи и стремления» XVII в. отразились в различных сферах русской культуры?


Тема: Эпоха Петра I. Рождение империи

Вопрос 23. Петр 1 и политическая борьба 80-х годов XVII в.

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Царь Федор Алексеевич. Московское восстание 1682 г.

Б. Регентство царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика (1682—1689).

В. Свержение Софьи (1689). Приход к власти Петра I Алексеевича.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 421. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия