Предмет, задачи, периодизация и источники физической культуры и спорта
1. Вторая половина XIX в. — это расцвет русского музыкального искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кружок» музыкантов, названный критиком В. В. Стасовым «Могучей кучкой». В него входили: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хованщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бородина — «Князь Игорь», симфония «Богатырская». 2. В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфонические поэмы «Манфред», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и др., 100 романсов. Вес эти произведения вошли в мировую музыкальную классику. 3. В конце века в музыкальную жизнь входят молодые композиторы — С. И. Танеев, А. К. Лядов, С. Рахманинов, А. Н. Скрябин. Композитор, дирижер, пианист А. Рубинштейн создает в Петербурге «Русское музыкальное общество». 4. Особую роль не только в культурной, но и в общественной жизни пореформенной России, играет театр. Театры действовали в 100 городах России. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский — в Петербурге. Репертуар Малого театра связан прежде всего с драматургией А.Н. Островского. Его пьесы «Лес», «Гроза», «Волки и овцы» пользовались огромным успехом у зрителей, представляли собой целое культурное явление в жизни Москвы. Слава Малого театра связана с именами блестящих русских актеров: Марии Ермоловой, Прова Садовского, Ивана Самарина, Александра Сумбатова-Южина, Александра Ленского. Признанными театральными центрами были также Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж. В 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был создан Художественный театр. В 60—70 годах в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Как эпоха великих реформ повлияла на развитие культуры России? 2. Чем можно объяснить несоответствие: низкий уровень грамотности населения и высочайшие достижения российской науки?
Предмет, задачи, периодизация и источники физической культуры и спорта. История физической культуры (ИФК) представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической культуре. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества. Предмет ИФК – изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры. Задачей ИФК является выявление и раскрытие закономерностей развития физической культуры на протяжении всей истории человечества. В основу периодизации ИФК положено учение о закономерностях развития общества: 1-й период – история физической культуры Древнего мира (первобытный, рабовладельческий строй); 2-й период – история физической культуры средних веков (феодальный строй); 3-й период – Нового и Новейшего времени (капиталистический, социалистический строй). Курс ИФК состоит из трех частей: 1) история ФК и спорта зарубежных стран; 2) история ФК и спорта на территории России; 3) история современного спортивного и олимпийского движения. При изучении истории физической культуры используют следующие источники: 1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр; 2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания; 3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту; 4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей; 5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов. Методы изучения истории физической культуры – исторический анализ, обобщение систематизация исторических материалов; проведение исторической аналогии, сопоставления и сравнения; письменный опрос, беседа, интервью; обобщение практики, изучение опыта развития истории физической культуры.
|