Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Соотношение политики и морали в современном российском обществе. Критерии нравственности в современной политике





Еще Конфуций отмечал, что политические отношения между правителем и подданными в государстве сродни отношениям между младшими и старшими в семье и, соответственно, должны регулироваться нормами человеческой морали - формой общественного сознания, утверждающего общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от других сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи. Вместе с тем, она охватывает управляющие обществом сущности, все феномены политики. Моральные нормы, имеющие отношение к политике, в совокупности составляют политическую этику и используются в виде оценки политического курса страны и политической деятельности отдельных лиц.

Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:

1) морализаторский подход: политика должна иметь высоконравственные цели и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы, т.е. полное подчинение моралью политики;

2) ценностно-нейтральный подход: игнорирование политикой нравственных ценностей, т.е. полный разрыв между моралью и политикой;

3) компромиссный подход: признание необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней, т.е. попытка сохранить аутентичность политики и морали с поддержанием их взаимодействия.

По мнению Б.Капустина, тема соотношения поли­тики и морали представляет интерес, главным образом, в контек­сте влияния последней на функционирование политических институтов. Анализ работы морали в политике несовместим с умозрительным подходом к ней как к источнику всего лишь оценок политики. Если мораль работает, то она по определению принадлежит тому же миру, в котором находится политика, и системы координат совмещает не логика, а практика. На практике, с одной стороны, мораль имеет такие же функции, как и политика: организует совместную жизнь людей и их деятельность, регулирует и контролирует жизнь общества. Но в то же время мораль контролирует политику, тогда как политика лишена контроля морали, она, в отличие от идеального морального сознания ситуативна, сама образует ту или иную общественную политическую, а, следовательно, и этическую и моральную ситуацию.

!!!!То есть, с другой стороны, то, что делает политика, не делает мораль. Мораль стоит вне политики и над нею, и потому их соединение оказывается сложным и нестойким.Теперь перейдем к достаточно сложной теме, а именно к соотношению политики и морали в современном российском обществе. Как пишет О.В.Гаман-Голутвина, к числу ключевых параметров российского политического развития следу­ет отнести дефицит финансовых, образовательных, квали­фикационных, психологических и других ресурсов, обусловленный не­благоприятной природно-климатической средой, сложными внешнеполитиче­скими обстоятельствами и разновозрастностью российского и западноевропейского суперэтносов. Этот дефицит во многом предопределил масштабное использование принуждения, смысл применения которого заключался в ускорении политического развития и предельной мобилиза­ции политического класса в качестве субъекта модернизации.

По существу, принуждение выступало в качестве компенсаторного механизма, призванного восполнить недостаток других ресурсов. Формирование российской государственности происхо­дило в чрезвычайных условиях, что определяло универсальность модуса чрез­вычайности и в сфере морали. Объектом применения насилия являлись не только массовые группы насе­ления, но и сегменты правящего класса. Потребность в перманентном обращении к насилию получила свое инсти­туциональное выражение в доминировании в России политических систем и режимов жесткого — преимущественно авторитарного — типа. В результате в Рос­сии сложи­лась политическая культура конфронтационного типа, "самодержавная политическая культура", ключевой характеристикой которой является властецентричность и которая определяется как власть-насилие, власть как наси­лие, без всяких ограничений, "сдержек и противовесов".

Более того, в последние годы в стране образовалась духовная атмосфера, которая пронизана агрессивным стремлением экономически опаздывающих групп любыми способами добиться материаль­ного благосостояния, последствием которой является уже фак­тически сложившееся отношение политико-элитарных слоев к основным социальным регуляторам — полити­ке, праву, морали, — как к частичным и в принципе несамодостаточ­ным средствам завоевания, удержания и использования своих доминирующих позиций.

!!!!Иными словами, право и мораль в сознании большинства представителей по­литико-административной элиты вне связи с механизмами укрепления их вла­стного положения не только лишаются своего ценностного значения, но и во­обще утрачивает какую-либо социальную предметность и определенность.

Критерии нравственности в современной России:

По результатам опросов, проведенных фондом «Общественное мнение» в российском обществе существует запрос на политического деятеля, сочетающего в себе высокие деловые и нравственные качества, что является свидетельством желания руководствоваться устойчивыми нормами этики в приложении к политике, несмотря на то, что в реальной жизни особо добродетельные политики составляют исключение и редко оказываются популярными.

Чаще всего опрошенные указывают на то, что политик должен быть честным, порядочным, справедливым, в чем выражается ожидание "правды" как порядка, основанного на принципе "обратной связи": политик должен слышать "глас народа" и принимать меры. Под "справедливостью" россияне подразумевают следование закону или установленному порядку; социальную защиту, милосердие; моральные принципы устройства общества. Также опрошенные указывают на такие требуемые качества политиков, как "душевность", "доброту", "воспитанность" и "корректность". Негативные высказывания о нравственных качествах политиков часто содержат указания на неискренность, хитрость, беспринципность эгоизм, высокомерие, самовлюбленность. В целом, почти 70% опрошенных россиян не смогли указать ни одного политика, деятеля культуры, ученого, общественного или религиозного деятеля, которого можно было бы назвать «совестью нации».

Несмотря на то, что превалирует мнение о том, что политика в России становится все более безнравственной, есть и некоторые позитивные тенденции. К примеру, О.В.Гаман-Голутвина фиксирует то, что сфера жиз­недеятельности общества, подлежащая моральной регуляции, сужается за счет ограничения использования "частной" морали в политических отношениях, а такое сужение целесообразно и благотворно. В России вслед­ствие относительно недавнего появления в ней политики как самостоятельно­го социального феномена характерные для этой сферы нормы и механизмы нередко подменяются теми, что сложились в рамках "частной" морали. По­этому, несмотря на потенциальные политические и этические издержки, про­цесс кристаллизации специфически политической нравственности и отказа от неоправданно широкого применения в политике критериев "частной" морали рационален. Массовое политическое сознание постепенно освобождается от излишнего морализаторства, становится более прагматичным и проникается тем разумным эгоизмом, без которого общество легко обыграть под аккомпа­немент разговоров о приоритете общечеловеческих ценностей.

Итоги:

По данным ВЦИОМ, две трети россиян полагают, что без участия государства поддерживать морально-нравственный климат в обществе невозможно. При этом ни одна из ведущих российских партий не может рассматриваться в качестве «морального флагмана» – большинство опрошенных полагают, что партии вообще не занимаются вопросами морали. В послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года президент РФ В.В. Путин заявил, что «многие трудности современной российской экономики и политики уходят своими корнями в проблему недоверия состоятельному классу со стороны подавляющего большинства российского общества. Коррумпированность чиновничества и рост преступности тоже являются одним из следствий дефицита доверия и моральной силы в нашем обществе. И Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека станет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и культуры».







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1317. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия