Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОПРОС 19. Герменевтика в трактовке Г.Гадамера




Х.-Г. Гадамер – немецкий философ 20в., один из основоположников философской герменевтики. Его основные философско-методологические идеи:

1) Считая «большим ослеплением» фактическое абсолютизирование идеала науки и ее методов, пытался примирить философию с наукой. Истина познается не только научными методами. Важнейшими вненаучными способами раскрытия истины являются искусство, философия и история.

2) Важной особенностью гуманитарных наук является то, что их предмет – нечто такое, к чему принадлежит и сам познающий. А это означает, что эти науки не могут и не должны копировать методологию естествознания. Суть гуманитарных наук не может быть верно понята, если измерять их по масштабу прогрессирующего познания закономерностей. Напротив, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности, а именно понимание того, каковы этот человек, этот народ, это государство и т.д. Вот почему фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления Г. считал «историчность»: определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает.

3) Герменевтика – это не только и не столько деятельность по осмыслению некоторого текста, но своеобразная философия понимания опыта мира. Последний не сводится только к опыту науки, но включает также в себя опыт истории, искусства, философии. Эти три вненаучные формы опыта – 3 главных измерения, в которых развертывается бытие человека в мире – за рамками науки и ее методов.

4) истина не есть характеристика только познания, но прежде всего характеристика самого бытия. Истина «совершается», и преимущественный способ ее свершения – искусство. Задача герменевтических исследований состоит в том, чтобы раскрыть опыт постижения истины, превышающий область, контролируемую научной методикой.

5) Важнейшая заслуга Г – всесторонняя и глубокая разработка ключевой для герменевтики категории понимания. Понимание для него – способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание – не столько познание, сколько универсальный способ освоения мира, оно неотделимо от самопонимания интерпретатора, есть процесс поиска смысла (сути дела) и невозможно без предпонимания. Тем самым предметом понимания является не только смысл, вложенный в текст автором, а то предметное содержание (суть дела), с осмыслением которого связан данный текст.

Г. утверждает, что понимание всегда является истолковывающим, а истолкование понимающим. Во-вторых, понимание возможно лишь в качестве «применнеия» - соотнесения содержания текста с культурным мыслительным опытом современности. Интерпретация текста, т.о., состоит не в воссоздании первичного (авторского) смысла текста, а в создании смысла заново. Тем самым понимание может и неизбежно выходит за рамки замысла автора.

6) Г в своей философской герменевтике хочет связать в новом синтезе «речь» и «логос», герменевтику и рационалистическую диалектику.

Опираясь на диалектические идеи Гегеля, Г стремится сделать шаг дальше гегелевского понимания тех проблем, которые он находит важными для разработки своей концепции. Наиболее ценным у Гегеля он считает то, что в рамках мыслительной последовательности вещи сами собой переходят в свою противоположность, и опыт перехода в противоположное - и есть подлинный опыт диалектики.

7) Для г характерно подчеркивание вслед за Сократом и Платоном диалогического характера философской герменевтики как логики вопроса и ответа. Всякое знание проходит через вопрос, причем вопрос труднее ответа.

Искусство вопрошания – сложное диалектическое искусство искания истины, искусство мышления, искусство ведения беседы, которое требует, чтобы собеседники следовали за мыслью друг друга, не забывая о сути дела. Т.о., диалог, т.е. логика вопроса и ответа и есть логика «наук о духе». Кто хочет мыслить, тот должен спрашивать, т.е. ставить проблемы и правильно разрешать их.

8) Понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляется в стихии языка. Последний рассматривается как особая реальность, внутри которой человек себя застает.

Т.о., процесс постижения смысла, осуществляемый в понимании, происходит в языковой форме. Языковая структура нашего опыта мира способна охватить самые многообразные жизненные отношения.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1060. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.003 сек.) русская версия | украинская версия