Публицистика времен смены культурных эпох (период перехода к христианской традиции)
Мир средневековья формировался внутри античной цивилизации в период идеологического противостояния набиравшего силу христианства и античных религиозных культов. Эта борьба определила основную направленность публицистики III-IV вв. Христианская литература вступила в фазу своего становления. Если представители ранней патристики (Юлиан Философ, Аристид, Тертуллиан) были вынуждены защищаться от обвинений христиан в суеверии и заблуждениях, и их произведения "были представлены самым ранним и специфическим жанром христианской литературы — апологией, главным адресатом которой была языческая аудитория" [38], то вскоре христианские авторы изменили тональность и перешли к обличению античной идеологии. Уже в творчестве Тертуллиана (2-3 вв.) апологетика сочеталась с полемикой. Когда эдикт императора Константина (325 г.) отменил преследование христиан, весь пафос полемической христианской литературы (дополненной агиографическими произведениями) был направлен на искоренение ересей внутри христианских общин и на уничтожение языческой культурной традиции. Последняя попытка античности отстоять свою культурную традицию произошла в середине IV столетия, когда император Юлиан (вошедший в историю под именем Юлиана Отступника) попытался реставрировать античную религию. Полемические произведения самого Юлиана, эпистолография знаменитого ритора Либания [39] — то немногое, что сохранилось из антихристианской публицистики этого периода. Период упадка европейской культуры VI-VIII вв. получил название "темных веков". В этот период накал политической и религиозной жизни отразился во многих жанрах средневековой христианской литературы — в проповедях, посланиях, видениях, поучениях, мираклях, обличениях, диалогах, церковных историях и т.д. Во второй половине VI в. выделился такой мастер церковного красноречия, как папа Григорий I Великий. В его "Диалогах" встречаются образцы как морально-дидактической, так и политической публицистики. Начиная с IX в. наблюдается постепенное смещение направленности средневековой публицистики в сторону чисто политических проблем. Так, известный французский публицист Пьер Дюбуа состоял на королевской службе, защищая политику Филиппа Красивого от претензий со стороны папы Бонифация VIII. В памфлетах Дюбуа (основная часть которых появилась между 1300 и 1307 гг.) много интересных мыслей о лишении папы светской власти, об отделении государства и общества от церкви, о федерации европейских государств под эгидой французского короля, об уничтожении войн и о посредничестве в разрешении международных споров. Дюбуа требовал реформы права, выдвигал идею всеобщего просвещения, даже женского. Английская публицистика XV в. выдвинула Джона Фортескью, политические памфлеты которого оказались в самом центре династической борьбы за корону. Многие его памфлеты построены на противопоставлении идеи абсолютной и ограниченной королевской власти, причем английскому варианту ограниченной монархии отдавалось предпочтение по сравнению с абсолютистским правлением во Франции. В ренессансной публицистике выделилась сатира, примером которой может служить "дурацкая литература", представленная в немецкой литературной традиции именами Себастьяна Бранта и Томаса Мурнера. В карнавальной традиции сатирическому осмеянию подвергались различные аспекты общественной, политической, социальной и частной жизни. Высшее свое воплощение "дурацкая литература" получила в творчестве Эразма Роттердамского "Похвальное слово глупости" (1509), в котором великий нидерландский гуманист от имении Мории (глупости) подверг тотальной критике практически все стороны современного ему общества. Комплекс новых идей, предложенный Ренессансом, был отражен в мощном потоке публицистических трактатов. Здесь и филологические трактаты Лоренцо Баллы, содержавшие критику переводов Нового Завета, и политические труды Никколо Макиавелли, хладнокровно отделившего политику земную от политики божественной и создавшего прагматические принципы (получившие название "макиавеллизм") государственного управления ("Государь", 1513). В первой половине XVI в. ведущим публицистом Европы стал Пьетро Аретино, прозванный "бичом королей". Укрывшись от преследования папских властей в Венеции, Аретино в многочисленных памфлетах, письмах, посланиях, пародиях "держал всю знать Италии как бы в осаде; сюда же присылались ему подарки чужеземных князей, которые пользовались его пером или боялись его <...> Аретино весь свой расчет строил на неограниченной и абсолютной публичности; в определенном отношении он — праотец журналистики. Периодически он собирал свои письма и статьи, до этого долго ходившие по рукам, и печатал их сборниками".
|